Сообщество «Учебный космос России» 02:56 13 октября 2017

2.Пред-Велико-Октябрьская трибуна."Преждевременная жатва мыслящих людей"

Дистанц-лекторий МТОДУЗ (Троицк-в-Москве). К 100-летию Великих Событий. Подвиг отчичей и дедичей...

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

2. ПРЕД-ВЕЛИКО-ОКТЯБРЬСКАЯ ТРИБУНА.

«…Преждевременная жатва мыслящих людей…»

******«Родная Русь, много таится в тебе непочатых сил и из твоего талантливого юного духом народа много ещё впереди выйдет и истинных поэтов, и художников., и мыслителей. И теперь уже немало ты дала людей таланта – бодрых силою, честных делом, мыслью, речью, а дальше, дальше за тобой, как необозримы твои степи, дебри и леса, необозримо твоё великое будущее и не умирающие надежды - надежды твоих лучших людей!.. …и много славных, дорогих имён русской чуткой мысли пришли и сказали своё горячее слово, - сказали, что жив русский народ, жива и сильна его речь, и есть что сказать ему, что духовные богатства его обильны; спал он духовно долго, но вот с этими яркими звездами своих мыслей, своего духа, он проснулся…»

Н.А. СОЛОВЬЕВ-НЕСМЕЛОВ. «Памяти И.З. Сурикова».

«…есть смерть иная, безвременная, - смерть, расхищающая наше умственное богатство, смерть, уносящая работников мысли. В нашей жизни эту преждевременную жатву мыслящих людей совершает какая-то слепая, давящая судьба. Наши лучшие люди гибнут как-то раньше срока. И мы, говоря прямо, с каким-то легкомыслием относимся к смерти этих людей, ни на минуту не соображая, что именно мыслящие силы и есть величайшее сокровище каждого народа, настоящие основы и источник его счастия и благополучия».

Н.А. Соловьев-Несмелов. Памяти А.И.Левитова. Новая страничка

из скорбной летописи. - «Саратовский справочный листок».1877.

ТРАВА ЗАБВЕНИЯ… ДРАПИРОВКА ПАМЯТИ…

Всё чаще появляются недоуменные вопросы: почему замалчиваются, нередко просто искажаются те поистине грандиозные, поистине судьбоносные события столетней давности? Кому выгодны обывательско-мещанское равнодушие одних, лукаво-охальное мельтешение других, патологическое злобствование третьих? «Важнейшие из всех искусств», прикормленные олигархической рекламой, соросовскими тучными грантами, зомбируют всех и вся, допингуют, дебилизируют, манкуртируют… Полевевшие и поправевшие «сидельцы» думствуют, федералят, маниципалитетят, «оциферфляются»… Фактически же кощунственно «драпируются» те самые алтари и очаги, те самые заветности и святыни дедичей и отчичей… Погибали, уходили из жизни лучшие…

Бессмертные полки, дивизии, армии…

Тревожно-грозные шаги Истории самой…Космически-сокровенное Эхо Памяти…

Спите, любимые братья,

Снова родная земля

Неколебимые рати

Движет под стены Кремля.

Новые в мире зачатья,

Зарево красных зарниц...

Спите, любимые братья,

В свете нетленных гробниц.

Солнце златою печатью

Стражем стоит у ворот...

Спите, любимые братья,

Мимо вас движется ратью

К зорям вселенским народ.

СЕРГЕЙ Е С Е Н И Н. «К а н т а т а». 1918.

1.

ТРАГЕДИЯ РУССКОГО ТАЛАНТА: СУДЬБА ЛЕВИТОВА

«Если ум измерять аршином лавочника - способностью устраивать и «проводить» свои дела, то, разумеется, Левитов окажется совсем глупым человеком… Но если посмотреть на предметы не с куриной точки зрения, но с точки зрения более высокой, более открытой, то Левитов нам явится иным… Он вышел из деревни, можно сказать, из народа - и всю

жизнь, до гробовой доски, он любил этот народ всем сердцем, всей душой. Все помыслы его посвящались народу, и в нём самом всю жизнь сказывался простой и симпатичный русский человек… стойко, неуклонно шедший к своей цели, обрывавшийся, спотыкавшийся, получавший удар то с той, то с другой стороны за своё упрямство и всё-таки изо дня в день ведший «свою линию». Про него можно сказать: «Вот - человек, несмотря на все грустные перипетии своей жизни, сохранивший в себе «душу живу». Зато толпа молодёжи провожала его на кладбище… Земля наша может гордиться, что в ней родятся такие люди, как Левитов, и подобные ему. И уж, разумеется, не их вина, если большая часть их талантов тёмною ночью зарывается в землю чьей-то неведомой рукой…»

П. З А С О Д И М С К И Й.

…Хоронили Левитова на средства, собранные московскими студентами и литераторами. На Ваганьковском кладбище студент Щербаков произнёс прощальное слово: «Ещё две-три лопаты мёрзлой земли и навсегда закроется для нас гроб человека, жизнь которого да послужит нам, хоть и горькой и трудной, но тем не менее честной программой честного бескорыстного труженика обществу. Он угас; но угас любя, до последнего своего движения, до последней мысли своей. Не оставил ты… ни домов с зеркальными окнами, ни поместий богатых; тебя провожают не кареты с гербами, - но тебя проводили и теперь глядят на могильную насыпь твою люди, которым ты своею жизнию указывал такую же честную дорогу в будущем…»

На небольшом деревянном обелиске сделали надпись: «Алексанедру Ивановичу Левитову, изобразившему горе сёл, дорог и городов. Блаженны алчущие и жаждущие правды».

2.

СУДЬБОНОСНАЯ ЭПОХА ШЕСТИДЕСЯТЫХ ГОДОВ

Максим Горький именовал разночинцев-народников «младшими богатырями русской литературы». Метафорическая горьковская оценка их дарований, их вклада в отечественную культуру справедлива.

Это были необычайно талантливые люди, люди судеб трудных, драматических.

В автобиографических «Лирических воспоминаниях Ивана Сизова (Характеристика трёпок, получаемых нашими молодыми ребятами при их вступлении в жизнь)» Левитов воссоздаёт атмосферу того всеубеждающего времени: «Мощно дрыхнувшая глушь тревожно загрезила в это время. С болезненным стоном она отмахивалась от чего-то, а между тем Петербург и Москва открыли в это время частый ружейный огонь, чтобы им окончательно разбудить глушь… Послышались голоса, созданные богом не быть гласами вопиющих в пустыне… От грома уст Пушкина и Гоголя, Лермонтова и Белинского сразу, без необходимых потяжек и зевоты, глушь встала на ноги и пошла…»

Многоаспектно и колоритно рисуя картины предреформенной России, Левитов раскрывает «роковые законы тёмного царства». бичует «барское хамство и хамское барство», всех этих Дубовых Лип, Коровьих Слёзок, Малых Лошадьев, Перегноищевых, Развихляевых, затерявшихся в степных просторах и слушающих «могучий страдающий шопот» полей, деревень и посадов.

* * *

Автобиографический герой Левитова в цикле художественно-документальных импровизаций дал эмоционально-исповедальную характеристику эпохи 50-60 -х годов: «…мощно дрыхнувшая степная глушь

тревожно загрезила в это время… Послышались голоса,

созданные богом не быть гласами вопиющих в пустыне.

От грома уст Пушкина и Гоголя, Лермонтова и Белинского сразу, без необходимых потяжек и зевоты, глушь встала на ноги и пошла… …Я даже, по физической природе своей несокрушимый плебей, ощутил в сердце моем какую-то мучительно восторгавшую радость; в мою голову ударил откуда-то летучий, но светлый луч убеждения, что мне неминуемо нужно быть т а м… потому что т а м битва… и я пошёл… Никакие, даже самые толстые палки не выбили из меня этого решения, подсказанного мне всеубеждающим временем…»

В 1884 году вышло двухтомное собрание сочинений А.И.Левитова со вступительной статьей известного прозаика-народника Ф.Д.Нефедова. Монографическую статью «Александр Иванович Левитов» (стр. У - СХХХ1Х) Ф.Д.Нефёдов начинает оценкой эпохи: «Вторая половина пятидесятых годов и начало шестидесятых Х1Х века в истории России и истории умственного развития нашего общества займут в высшей степени любопытные и поучительные страницы.Это было время пробуждения общественной мысли, сознания вековых заблуждений и зла и, вместе с тем, страстного

искания идеалов со стороны лучших людей того времени. Во главе движения стал царь, по воле которого разбились железные цепи рабства, рухнул старый отживший строй и начался новый период в жизни всего

русского народа.Отмена крепостного права и другие реформы,последовавшие за крестьянскою, призывали к деятельности общественные силы, открывали для всего юношества, без различия званий, широкий путь к образованию и намечали, в перспективе, дальнейший ход

развития нашей гражданственности. Все, что было тогда молодого, свежего и бодрого, - все это с пламенным восторгом отозвалось на призыв верховного вождя России и спешило приняться за дорогое всем дело и работать, не зная устали,с тем, чтобы провести в жизнь новые и гуманные начала, положенные в основу реформ Царя-Освободителя…»

Ф.Д.Нефёдов использует метафоры, сравнения, чтобы ярко и зримо воссоздать великую эпоху: «То было какое-то особенное время… Точно, после бесконечно-долгой и страшно суровой зимы, снизошла вдруг на русскую землю пленительно-кроткая, вся сияющая и тёплая весна: природа мгновенно освободилась из-под снежного савана и ледяных оков, разлилась повсюду горячая жизнь, и затрепетала она в каждой былинке, в каждом цветке… Ожила и воспрянула Русь, исполненная неведомых сил и

мощной энергии, светлых надежд и веры в своё будущее…»

Реформационное движение охватило все стороны общественной деятельности, Оно естественно отозвалось и на литературе…

3.

ТРАГЕДИЯ, ОТНЮДЬ НЕ ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ

«Что же теперь со мною будет?.. черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом! Весело, нечего сказать…» Н.Н. Пушкиной. 18 мая 1836 года. Изщ Москвы в Петербург.

«…А Петр Великий, который один есть всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел нас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог ее дал...»

(Из письма А.С. Пушкина Петру Яковлевичу Чаадаеву).

…ТРАГЕДИЯ РУССКОГО ТАЛАНТА… Под таким названием предполагается выпустить несколько очерков из истории государства Российского, истории отечественной культуры. Хотелось бы привлечь внимание к биографиям, личностям и судьбам незаурядных русских талантов, ныне незаслуженно забытых…

В своё время в архивно-библиографических собранях (столичных и губернских) мне посчастливилось обнаружить уникальные материалы, связанные с биографиями талантливых авторов 60- 70-х годов Х1Х века (Помяловский, Решетников, Слепцов, Гл. и Н. Успенские, Левитов, Воронов, Курочкин, Суриков, Кафтырев, Козырев, Григорьев, Максимов, Соловьёв-Несмелов).

У Н.А. Соловьёва-Несмелова есть статья под выразительным названием «З А Б Ы Т Ы Е». Намереваясь рассказать о жизни и творчестве целого ряда беллетристов из народа (А.И. Левитов, Д.Н. Кафтырев, С.Г. Григорьев, М.А. Воронов,), Несмелов просил Ивана Захаровича Сурикова помочь ему найти их фотографии: "…иначе не выйдет в свет моя статья, известная тебе «Забытые»… нужно добыть к ней карточки сих забытых… У тебя должны быть карточки Д.Н. Кафтырева и С. Григорьева, Левитова тебе легче там достать, чем мне здесь, посмотри и М. Воронова… Ради бога, друг, похлопочи и ради этих ЗАБЫТЫХ (выделено Несмеловым – В.Ш.), т.е. их памяти и ради меня и ради той идеи, которую провожу я в моей статье». К сожаленью, благородное начинание почтить память «друзей-братьев» не увенчалось успехом. Фотографии рано ушедших из жизни писателей не былии найдены. Горечью и болью пронизаны строки письма Сурикову от 23 сентября 1877 года: «Да, истинные горюны они, их забыли и родные и друзья, которые даже, верно, сочли лишним и карточки-то захватить вовремя. Обидно это…».

В «Саратовском листке» Несмелов опубликовал очерк о Кафтыреве «Новая страничка с свежей могильной надписи». Очерку этому он прпедпослал эпиграф из стихотворения Курочкина: «Станем мы в мыслях считать Смерти обличье за дрёму, Мёртвому другу желать Доброго сна, как живому». Смерть тридцатилетнего друга и собрата по перу наполняет его сердце горестными мыслями о «существах, близких нам по жизни, стремлениям, неизбежным треволнениям в «злобе дня».

1.0x