Сообщество «Учебный космос России» 19:30 4 декабря 2019

2. Опера "Невский проспект" Н. Волковой. "Русь, куда несёшься ты?.."

Вниманию Минкульта, Минпроса, Минвуза: актуальные новинки ГОГОЛЕИАДЫ...

2. ОПЕРА «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ» Н. ВОЛКОВОЙ.

– «РУСЬ, КУДА НЕСЁШЬСЯ ТЫ?..»

(окончание)

… «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом
дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади.
Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это,
сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за
неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что
за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей
жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные
груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые
линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж
несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается
колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит
мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу
другие народы и государства…»


Николай Гоголь "Мертвые души" (1841) (отрывок)

……………………………………………………………………………………………

.Великое дело – Интернет… Судьбоносное дело – дистанционное общение… Можно побывать

на замечательном представлении в Санкт-Петербурге… Можно поучаствовать на дистанционном

«круглом столе», обмениваясь мнениями о современном прочтении сочинений автора «Мёртвых

душ», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Ревизора»… Да и того же «Невского проспекта»…

Можно повторить просмотр… Можно включить заинтересовавшие вас сцены, картины, образы,

персонажи, декорации в «контекст» уроков, лекций, бесед, полемик…

……………………………………………………………………………………………………

…Можно даже побеседовать с авторами постановки…

Процитирую два «электронных» письма…

Здравствуйте, дорогие тетя Лариса и Василий Васильевич! Как вы поживаете? Как здоровье?

Последний раз мы говорили в сентябре, с тех пор ничего не слышала о вас.

А я хочу поделиться творческой радостью. Моя опера по Гоголю «Невский проспект», возможно,

главное сочинение моей жизни, наконец, нашла дорогу на большую сцену. Это был даже гос. Заказ

омитет по молодёжной политике. Исполнено силами артистов муз. театров СПб и молодежного

оркестра «17.03», такое название.

Опера написана довольно давно, но к этому проекту я её сильно доработала — дописала массовые

хоровые сцены, и опера стала самодостаточной, хоть и осталась одноактной. Но, увы...Не всё удалось

«собрать» по финансовым и другим причинам, поэтому пришлось купировать на ходу шикарную сцену

бала в середине и хоровой финал. И я не очень довольна результатом..( Но всё равно, мои коллеги,

музыковеды и муз. критики сказали, что хорошо на данном этапе, «из искры возгорится пламя», это

только начало.

Прикрепляю ссылку на видео и текст либретто. Оно смелое, сильно отходит от первоисточника,

но, по-моему, совершенно выдающееся. Драматурга Алексея Яковлева уже нет в живых, хоровые

сцены мне сейчас писала Софья Журавлёва, по-моему очень умная и талантливая девушка. Хотелось

бы услышать мнение Василия Васильевича о литературной стороне произведения.

https://www.youtube.com/watch?v=PNHukidkSUw

До свидания, обнимаю.

……………………………………………………………………………………………………………..

--
Natalia Volkova

ОтNatalia Volkova volknatacompozer@mail.ru

КомуVvshakhov vvshakhov@rambler.ru

4 дек, 16:54

Василий Васильевич, нашла Вашу статью, с огромным интересом читаю. Как всегда,

узнаю для себя новое, важное. Поражаюсь глубине Ваших знаний и широте воззрений.

Даже если бы не было оперы, я бы с удовольствием читала эти материалы. Я так

понимаю, это часть огромной статьи.
А что касается оперы, я, к сожалению, понимаю, что из-за режиссерских перекроек

не очень читается суть произведения (музыкального). Собственно, о чём это? Если

говорить кратко, главная мысль—о том, как разбиваются мечты. У кого-то они

возвышенные (Пискарев), у кого-то самые низменные, примитивные (Пирогов).
Обман, мираж. «Не верьте Невскому проспекту»....
Как говорил Алексей Яковлев, тема любви Пискарева должна прямо освещать и даже

освЯщать всю оперу, это где-то даже образ России. У меня эта тема три раза—само

Ариозо Пискарева, оркестровое интермеццо после 4-ой картины и в конце, тема у флейты,

когда на сцену (на Невский) выходит ребёнок. Жизнь продолжается. Надежда всё равно есть

. Поэтому после оперы не остается ощущения «дна». (Я надеюсь)'

--
Отправлено из Mail.ru для Android

………………………………………………

«Обман, мираж! Ах, Невский, что ты

делаешь с людьми!..»

В эссе первом мы «прослеживали» развитие сюжетных линий, психологические

акцентировки фабулы; оркестр чутко и бережно сопровождал сценическую пластику…

Шиллер-персонаж замечает, наконец, у дверей Пирогова…

Шиллер: Вас из дас? Кто это? (Пирогову) Ви почему здесь? Ви кто?

Пирогов (щёлкнув шпорами): Поручик Пирогов. С кем имею честь?

Шиллер (гордо): Я Шиллер!

Пирогов (радостно): Тот самый!

Шиллер: Я, я, я. Тот самый Шиллер.

Шиллер: Лючший жестяньщик СанктПетербург!

Пирогов (на Гоффмана): А это кто?

Гоффман: Я есть Гоффман.

Пирогов: Тот самый!

Гоффман (гордо): Тот самый Гоффман.

Гофман: Лючший обойщик Санкт-Петербург!

Пирогов: Вы сказали, что Вы жестянщик?

Шиллер: Лючший жестянщик! Ферштейн?

Пирогов: Я пришёл заказать Вам шпоры. Можете Вы мне сделать новые шпоры?

Шиллер (гордо): Я не могу...

Пирогов: Почему? Лучший жестянщик не может сделать обыкновенных шпор?

Шиллер: Шпор я могу. Я не могу взять за них меньше пятнадцать рублей!

Пирогов: Дороговато что-то.

Шиллер: Это русский работа – два рубля. Лючий немецкий работа стоит пятнадцать рублей.

Пирогов (достаёт кошелёк): Когда они будут готовы?

Шиллер (подумав): Монтаг.

Пирогов: То есть в понедельник. Идёт.

Шиллер: Анхен, закрой за ним дверь.

Анхен провожает Пирогова за дверь.

Пирогов: А в воскресенье... То есть в зонтаг Ваш муж дома?

Анхен: Найн. Зонтаг он ходит кирха.

Пирогов: Отлично! В воскресенье я к Вам и зайду, милочка!

Анхен: Зачем? Шпор ещё не будет готоф-ф.

Соня: свою мечту верни ты,…

Пискарёв: мечту свою верну я,…

Соня: верни из грязных рук торговца.

Пискарёв: верну из рук торговца.

Соня: Спаси меня, пускай ценою жизни!

Пискарёв: Спасу тебя, пускай ценою жизни!

Соня: Спаси, спаси меня!

Пискарёв: Спасу тебя!

Появляется Пирогов и уводит Соню.

Пискарёв: Уже уходишь? Куда ты?

Слышен стук в дверь. Пискарёв просыпается. Входит Пирогов.

Пирогов: Хорош! Я вижу, ты надрызгался, приятель, а говорил, не пьёшь.

Пискарёв: Ты здесь?.. Откуда?.. Ты же с ней ушёл!

Пирогов: Я только к ней иду, сегодня воскресенье. Хочу я показать ей мой портрет.

(Берёт в руки свой портрет.)

Пискарёв: Он не готов, отдай!

Пирогов: Не узнаю тебя, ты пьян. (Берёт пузырёк) Ну, братец, ты сдурел! Ведь это опий! Его я вылью!

Пискарёв: Прочь, отдай! (Отбирает пузырёк, хватает нож.) Убью!

Пирогов: Ну ладно, ладно, ладно... Не трогай только мой портрет, ещё испортишь. Псих! (Уходит)

Пискарёв снова пьёт опий.

……………………………………………………………………………………………………………………..

…Важные психологические акценты – в картине ПЯТОЙ…

Пирогов с коробкой конфет, перевязанной розовой лентой, звонит в дверь. Открывает Анхен.

Пирогов: Имею честь!

Анхен: Мой муж нет дома.

Пирогов: А я и не к нему, позвольте Вам вручить французские конфеты с ликёром, возбуждающим

страсть. Вы же любите сласти?

Анхен: Ви сказаль страсти? Найн.

Пирогов: Я сказал сласти.

Анхен: Сласти, страсти, где есть разница?

Пирогов: Я Вам покажу... (Достаёт конфету, суёт её в рот Анхен) Кушайте, не бойтесь!

Это всего лишь сласть.

Анхен: А где же страсть?

Пирогов: Я Вам покажу.

Анхен: Найн!

Пирогов: Скажите, Вы любите танцы?

Анхен: Я! Я очень любить...

Пирогов: Встаньте так, потом вот так... И отставьте ножку. А ручку поднимите вверх, другую мне сюда на эполет. Закройте глазки и представьте, что мы с Вами спим.

Анхен: В одной кровать?!

Пирогов: Покамест нет. А теперь начинаем качаться, как будто на качелях. На меня, на Вас, на меня, на Вас...

Анхен: Вас ис дас? Вас ис дас?

Пирогов: На меня, на Вас, на меня, на Вас...

Анхен: О майн гот, майн гот! Я хотель кричать!

Покажите лучше, где у Вас кровать!

В дверях появляются пьяные Шиллер и Гофман.

Шиллер: Анхен, гензи на кухня! Марш, марш! Шнеллер!

Анхен, закрыв лицо, убегает.

Шиллер (Пирогову): Ты зачем пришёль? (Пирогов молчит). Я спрашиваль нахайнмаль:

Ты зачем пришёль?

Гофман: Он пришёль ставить тебе роги, Вилли.

Шиллер: Доннер ветер, Ганс! Я швабский немец, а не русский свинья. Мне не нужны роги.

Пирогов: Прошу посторониться. Я не свинья. Я русский офицер!

Шиллер: А я швабский немец, а не рогатая говядина! Снимать с него штаны!

(Хватает Пирогова).

Пирогов (пытаясь вырваться): Дуэль! Стреляться!

Шиллер: Дуэль? Найн! Пороть его, пороть!

Снимают с Пирогова штаны. Шиллер снимает с себя ремень.

Бьют Пирогова ремнём и веником. Заходит гусар.

Гусар (глядя на происходящее в лорнет): О, боже правый, что за сцена!

Шиллер: Что Вы хотель?

Гусар: Я пришёл заказать Вам новые шпоры... Но вижу, помешал...

Шиллер: Мы занят! Видите, мы ошень занят!

Гусар выбегает посмеиваясь.

Пирогов: Я жаловаться буду! В главный штаб пойду! Самому государю пожалуюсь!

Анхен: О майн гот, какая страсть, какая страсть!

Пирогов надевает штаны... и уходит строевым шагом.

…………………………………………………………………………………………………………….

"ГНЕЗДО РАЗВРАТА"

…Николай Гоголь «предвосхитил» многое из того, что мощно и весомо «прозвучит»

в жанрах Достоевского и Лескова, Льва Толстого, Левитова, Помяловского, Гаршина, Слепцова,

Л. Андреева, Вересаева, Чехова и Куприна, Максима Горького, Л. Леонова… Та же купринская

«Яма»…Та же левитовская «Запивоха»… Та же есенинская «Москва кабацкая»…

Современное «прочтение» классики…

…………………………………………………………………………………………………………….

…Пискарёв звонит у дверей борделя. Открывает Соня в халате.

Соня: Ах, это Вы?

Пискарёв: Пришёл, как обещал.

Соня: Вы разве обещали? Вы убежали, не сказав ни слова.

Пискарёв: Ну а сегодня ночью? Просила ты меня спасти тебя, и я пришёл спасать.

Соня: Сегодня ночью я была в гостях. В седьмом часу утра меня доставили на тройке с шиком!

Я пьяная была, не помню ничего.

Пискарёв: Зато я помню, я всё прекрасно помню. Веди меня к хозяйке!

Входят. В соседней зале танцы, шум.

Хозяйка: Опять пришёл, блаженный?

Соня: Он с Вами хочет говорить, мадам.

Хозяйка: О чём тут говорить? Пусть деньги платит!

Пискарёв: Позвольте, я решился.

Хозяйка: Решался долго ты, гони монету!

…………………………КАРТИНА VII

«Душа болит, от боли эта скука... Как скучно

жить на свете, господа!

Невский проспект.

Входят князь и провинциал.

Князь: А это, мой любезный, Невский проспект!

Провинциал: Мы здесь уже не раз бывали.

Князь: А в Питере куда ни пойдёшь – всё одно: окажешься на Невском.

Не улица – магнит! Присядем! Ну что повесил ты свой длинный нос?

Провинциал: Ни одного знакомого лица! То ли дело у нас в Полтаве: выйдешь

вечером на бульвар – всех знаешь, даже собак.

Мимо проходит кухарка Пискарёва с пакетом под мышкой, с другой

стороны входит Пирогов.

Князь: Зато у нас, мой любезный, каждая собака тебя знает.

Пирогов (подходит): Моё почтенье, князь! Слыхали анекдот? Вы помнитеся

давеча представил Вам гения, что пишет мой портрет?

Князь: Мы не успели оценить его талант.

Провинциал: Вы бросились в погоню за красотками: он за чёрненькой мадонной,

Вы – за беленькой моделью.

Пирогов: Так в этом-то и есть анекдот! Мадонна эта, не поверите, беднягу

привела в бордель. Но это лишь начало анекдота. В неё влюбился бедный малый.

Он через пару дней пришёл в бордель просить её руки.

Провинциал: Несчастный, и чем всё кончилось?

Пирогов: На счастье, я там был. Хозяйка звать полицию хотела. Помог замять

скандал. Отправил сумасшедшего домой проспаться!

Провинциал: Так он с ума сошёл? Несчастный...

Подходит кухарка.

Кухарка (Пирогову): Фу, батюшка, насилу Вас нашла. Хозяин мой просил Вам передать.

(Даёт ему свёрток) Смотрите сами.

Пирогов: Да это бедный гений закончил мой портрет. Я давеча просил его закончить поскорей.

Смотрите, князь, цените! Ну как?

Князь: Ну и ну... Портрет хорош, но подпись под портретом сильней всего. Большие буквы

красным, читай! Подлец!

Провинциал: Подлец!

Пирогов: Подлец! Я же говорил, он сумасшедший! Но всё же отвечать его заставлю. (Кухарке)

Иди, скажи ему: его я вызываю на дуэль!

Кухарка (плачет): Поздно, батюшка: хозяин мой уже покойник, зарезался ножом. Уж крови столько

было, уйма крови, едва отмыли комнату. Я прибежала, он из последних сил своею кровью надпись эту

сделал, послал тебе вручить. Я знала, плохо будет. Все эти дни не кушал ничего. (Уходит)

Пирогов: Ну, это его дело. Сходи с ума, стреляйся или режься, но зачем друзей позорить?

Я от полиции его в борделе спас, и вот Вам благодарность!

Князь: Обман, мираж! Ах, Невский, что ты делаешь с людьми!

«Обман, мираж! Ах, Невский, что ты

делаешь с людьми!..»

Подходит гусар.

Гусар: Моё почтенье, князь! И Вы, поручик здесь! Ну, как Вы себя чувствуете после такого

приключенья? Признаться, я подобного не видел, чтоб двое пьяных немцев секли ремнями офицера.

Пирогов: Остановись, ты!

Гусар: Я остановлюсь, но ведь они-то не остановились!

Пирогов: Молчи! Приятель, давеча ты приглашал меня к цыганам, сегодня приглашаю я тебя,

поехали скорей!

Гусар: Спасибо, но ты же по другому ведомству, как будто?

Пирогов: Любовь, приятель, ведомство одно.

Гусар: Как бог един.

Пирогов: Поехали скорей!

Пирогов и Гусар (напевают): Любовь – война, любовь – лихое дело, тари-дари-дари-дари-дарам...

(Уходят).

Князь: Ах, Невский, что ты делаешь с людьми! Дивно устроен наш мир!

Провинциал: Нет, Невский – мир не наш. Какой-то дьявольский обман... Сам демон зажигает

фонари, и демонские слуги мчат кареты. В витринах магазинов побрякушки работы дьявольской.

Под шляпками красавиц лица ведьм!

Князь: Ну, милый, это слишком.

Провинциал: Мне, князь, нехорошо, я болен, кажется.

Князь: Что с тобой?

Провинциал: Мне как-то, как-то очень скучно...

Князь: Такой здесь климат.

Провинциал: Душа болит, от боли эта скука... Как скучно жить на свете, господа!

Дьявольская кавалькада. Офицеры несут на руках Соню. Немцы. Анхен... Все персонажи. (Балет).

1.0x