Авторский блог Василий Шахов 12:00 18 февраля 2018

2.Коперник и социокосмизм грядущего

Опыт дистанционной просветительской монографии. Русский космизм в контексте мирового космизма.

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

2. КОПЕРНИК И СОЦИОКОСМИЗМ ГРЯДУЩЕГО

(п р о д о л ж е н и е)

И вот опять он странник. И опять
Глядит он вдаль. Глаза блестят, но строго
Его лицо. Враги, вам не понять,
Что бог есть Свет. И он умрет за бога.
 
«Мир — бездна бездн. И каждый атом в нем
Проникнут богом — жизнью, красотою.
Живя и умирая, мы живем
Единою, всемирною Душою.
 
Ты, с лютнею! Мечты твоих очей
Не эту ль Жизнь и Радость отражали?
Ты, солнце! вы, созвездия ночей!
Вы только этой Радостью дышали».
 
И маленький тревожный человек
С блестящим взглядом, ярким и холодным,
Идет в огонь. «Умерший в рабский век
Бессмертием венчается — в свободном.
Я умираю — ибо так хочу.
Развей, палач, развей мой прах, презренный!
Привет Вселенной, Солнцу! Палачу!—
Он мысль мою развеет по Вселенной!»
 ИВАН Б У Н И Н. «Джордано Бруно».

…………………………………………………………………………………………………

…Будущее как Возмездие… «Юность – это возмездие»… Русский космизм в контексте мирового космизма…

Мы уже говорили о статьях Надежды Диас и Анатолия Цафа. Обратимся к исследованию Н. Диас «Вспоминая Коперника»… - «…тогда учёный понял, что попятное движение планет «представляет собой иллюзию, причина которой – в разной орбитальной скорости Земли и остальных планет.

Почему нам кажется, что Солнце совершает вокруг Земли оборот за сутки? Коперник вслед за некоторыми другими учёными пришёл к выводу, что Земля вращается вокруг собственной оси» (Николай Коперник. 100 человек, которые изменили ход истории.№62, 2009. Москва, De Agostini, стр.12-13). И делает полный оборот за сутки».

«Николай Коперник при жизни выпустил в свет два труда. Сочинение «Об обращениях небесных сфер» (с изложением гелиоцентрической системы – Н.Д.) вышло накануне смерти астронома» (Николай Коперник. 100 человек, которые изменили ход истории.№62, 2009. Москва, De Agostini, стр.14). « Ещё раньше, в 1509 году, он опубликовал «Моральные, деревенские и любовные письма Феофилакта Симокаты, схоластика», переведя их с греческого языка на латынь" ( Николай Коперник. 100 человек, которые изменили ход истории.№62, 2009. Москва, De Agostini, стр.14), что ещё раз говорит нам о многосторонности этого выдающегося учёного.

Гелиоцентрическая система, открытая Коперником, позволила оценить размеры Солнечной системы, которые оказались намного больше, чем предполагалось прежде. И эти расчёты произвели учёные Тихо Браге и Оле Рёмер. Основать новую астрономическую систему Николаю помог «принцип относительности Кузанского, согласно которому в мироздании невозможно различить центр и окружность, так как это требует соотнесения сферы вселенной с бесконечностью».

Н.Диас обращает внимание на другие постулаты великого астронома: «Мир сферичен, неизмерим и подобен бесконечности», «Сфера неподвижных звёзд находится в покое», а «все остальные небесные тела имеют круговое вращение»» (С. Р. Аблеев. История мировой философии. АСТ. Астрель. Москва. 2002, стр.127).

Коперник допускает, что, кроме Солнца, «могут быть и другие центры вращения. Причина вращения небесных тел – их собственная природа. Внешние источники движения (Бог или Неподвижный Двигатель, ангелы и т.д.) не нужны» (С. Р. Аблеев. История мировой философии. АСТ. Астрель. Москва. 2002, стр.127). Из гелиоцентрической теории следует, что разделение мира на «земную» и «небесную» сферы безосновательно.

«Все эти рассуждения подрывали основу теологического мировоззрения» (С. Р. Аблеев. История мировой философии. АСТ. Астрель. Москва. 2002, стр.127) и имели революционное значение. Но был у неё и один серьёзный недостаток – «отказ от принципа иерархической организации бытия. То, что наука Нового и Новейшего времени не признавала реальность трансфизического космоса (миров высших измерений), в определённой мере является следствием воззрений астрономов и натурфилософов Возрождения.

Николай Коперник ещё не даёт определённого ответа на вопрос о пределах Вселенной» (С. Р. Аблеев. История мировой философии. АСТ. Астрель. Москва. 2002, стр.127). Это сделал Бруно.

* * *

…Феномен Коперника раскрывается более глубоко, когда сопоставляем этот феномен с гениальными прозрениями того же Джордано Бруно.

В контексте рассматриваемых вопросов обратимся к философско-психологическому шедевру Ивана Алексеевича Бунина «Д ж о р д а н о Б р у н о»».

«Ковчег под предводительством осла —
Вот мир людей. Живите во Вселенной.
Земля — вертеп обмана, лжи и зла.
Живите красотою неизменной.
 
Ты, мать-земля, душе моей близка —
И далека. Люблю я смех и радость,
Но в радости моей — всегда тоска,
В тоске всегда — таинственная сладость!»
 
И вот он посох странника берет:
Простите, келий сумрачные своды!
Его душа, всем чуждая, живет
Теперь одним: дыханием свободы.
 
«Вы все рабы. Царь вашей веры — Зверь:
Я свергну трон слепой и мрачной веры.
Вы в капище: я распахну вам дверь
На блеск и свет, в лазурь и бездну Сферы
 
Ни бездне бездн, ни жизни грани нет.
Мы остановим солнце Птоломея —
И вихрь миров, несметный сонм планет,
Пред нами развернется, пламенея!»
 
И он дерзнул на все — вплоть до небес.
Но разрушенье — жажда созиданья,
И, разрушая, жаждал он чудес —
Божественной гармонии Созданья.
 
Глаза сияют, дерзкая мечта
В мир откровений радостных уносит.
Лишь в истине — и цель и красота.
Но тем сильнее сердце жизни просит.
 
 Привлечение в учебно-воспитательный процесс таких высокохудожественных текстов (как бунинский «Джордано Бруно») позволяет педагогу, воспитателю, культурологу серьёзно и обстоятельно рассмотреть «вечные темы», «вечные образы», «вечные проблемы» истории цивилизации, истории культуры, эстетики,этики, духовности религиозной и духовности светской.
 
 
 
«Ты, девочка! ты, с ангельским лицом,
Поющая над старой звонкой лютней!
Я мог твоим быть другом и отцом...
Но я один. Нет в мире бесприютней!
 
Высоко нес я стяг своей любви.
Но есть другие радости, другие:
Оледенив желания свои,
Я только твой, познание — софия!»
 
И вот опять он странник. И опять
Глядит он вдаль. Глаза блестят, но строго
Его лицо. Враги, вам не понять,
Что бог есть Свет. И он умрет за бога.
 
«Мир — бездна бездн. И каждый атом в нем
Проникнут богом — жизнью, красотою.
Живя и умирая, мы живем
Единою, всемирною Душою.
 
Ты, с лютнею! Мечты твоих очей
Не эту ль Жизнь и Радость отражали?
Ты, солнце! вы, созвездия ночей!
Вы только этой Радостью дышали».
 
И маленький тревожный человек
С блестящим взглядом, ярким и холодным,
Идет в огонь. «Умерший в рабский век
Бессмертием венчается — в свободном!
 
Я умираю — ибо так хочу.
Развей, палач, развей мой прах, презренный!
Привет Вселенной, Солнцу! Палачу!—
Он мысль мою развеет по Вселенной!»

* *

1.0x