Сообщество «Учебный космос России» 12:32 6 декабря 2019

2. Био-гео-станции МГУ имени М. В. Ломоносова. "Северный уклон" русской науки и культуры

Материалы памятного альманаха "Био-гео-станции МГУ имени М. В. Ломоносова. "Северный уклон" науки и культуры (сост. Е.С. Шахова)

2. БИО-ГЕО-СТАНЦИИ МГУ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА. "СЕВЕРНЫЙ УКЛОН"

РУССКОЙ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

(продолжение)

Из архивов научно-просветительского сообщества "УЧЕБНЫЙ КОСМОС РОССИИ"

и "ГУМАНИТАРНОГО КОСМОСОЗНАНИЯ". Бюллетеня дистанционной общественной

кафедры истории развития гуманитарно - космических технологий"

...........................................................................................................

АРКТИЧЕСКИЙ КОСМОС РОССИИ.

СЕРАФИМОВИЧ И МАКСИМОВ О «ЧЁРНЫХ ДЫРАХ» СЕВЕРА

(экспозиция)

……………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………..

Арктиковедение… Североведение… «Космические» воззрения народов Севера… Мироздание, Вселенная, Космос в «северной» мифологии, фольклористике, устном поэтическом творчестве коренных жителей «ПОЛЯРНОЙ УКРАИНЫ»…

В цикле очерков, художественно-документальных эссе, регионоведческих, страноведческих «репортажей» троицко-московский дистанционный «УЧЕБНЫЙ КОСМОС РОССИИ» уже предоставил читателям некоторые новые неизвестные и малоизвестные факты, проливающие дополнительный свет на истоки гуманитарно-космических технологий, философско-цивилизационных

концепций.

Новая дистанционная экспозиция-панорама – о «северном», арктическом феномене АЛЕКСАНДРА СЕРАФИМОВИЧА

СЕРАФИМОВИЧА И СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА МАКСИМОВА…

………………………………………………………………………………………………………………….

…Достаём с книжной полки томик Собрания сочинений А.С. Серафимовича… Рассказ «НА ЛЬДИНЕ»… -

«Мохнатые сизые тучи, словно разбитая стая испуганных птиц, низко несутся над морем. Пронзительный, резкий ветер с океана то сбивает их в темную сплошную массу, то, словно играя, разрывает и мечет, громоздя в причудливые очертания.

Побелело море, зашумело непогодой. Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разнося соленые брызги. А вдоль излучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагроможденного на отмелях льду. Точно титаны в тяжелой схватке накидали эти гигантские обломки.

Обрываясь крутыми уступами с прибрежных высот, к самому морю хмуро надвинулся дремучий лес. Ветер гудит между красными стволами вековых сосен, кренит стройные ели, качая их острыми верхушками и осыпая пушистый снег с печально поникших зеленых ветвей. Сдержанная угроза угрюмо слышится в этом ровном глухом шуме, и мертвой тоской веет от дикого безлюдья. Бесследно проходят седые века над молчаливой страной, а дремучий лес стоит и спокойно, сумрачно, точно в глубокой думе, качает темными вершинами. Еще ни один его могучий ствол не упал под дерзким топором алчного лесопромышленника: топи да непроходимые болота залегли в его темной чаще. А там, где столетние сосны перешли в мелкий кустарник, мертвым простором потянулась безжизненная тундра и потерялась бесконечной границей в холодной мгле низко нависшего тумана.

На сотни верст ни дымка, ни юрты, ни человеческого следа. Только ветер крутит столбом порошу да мертвая мгла низко-низко ползет над снеговой пустыней.

Раз в году заходит и сюда беспокойный человек, нарушая угрюмое безлюдье дикого побережья. Каждый раз как ударит лютый мороз и проложит крепкие дороги через топи и тундры, а на море в мглистой дали обрисуются беспорядочные очертания полярных льдов, грозно надвигающихся с океана,-- с далеких берегов Мезени и из прибрежных селений, через тундры и перелески старого леса, скрипя железными полозьями по насквозь промерзшему снегу, тянутся оригинальные обозы: низкие ветвисторогие северные олени, запряженные в длинные черные лодки на полозьях, гуськом идут друг за другом, осторожно ступая по крепкому насту, а рядом тяжелой, увалистой походкой широко шагают косматые белые фигуры.

И с угрюмой досадой видит старый лес, как раскидываются станом на несколько верст по его опушке незваные гости»…

Возможности «оцифровки» позволяют воспроизвести для читателя экспозицию рассказа «НА ЛЬДИНЕ». ( Впервые, с подзаголовком "Из жизни на далеком Севере",-- газ. "Русские ведомости", 1889, 26 феврале № 56, и 1 марта, №59. Рассказ появился под псевдонимом "Серафимович", который стал фамилией писателя. Написан в 1888 году во время пребывания студента А. С. Попова в ссылке в г. Мезень, Архангельской губернии)

Финальная картина рассказа «На льдине»:

«Он вздрогнул. Раздался гулкий протяжный удар, точно тяжелый артиллерийский залп. Где-то расселась ледяная громада, сжатая морозом. Отраженное дальними льдами упругое эхо с рокотом далеко покатилось по водной глади.

На мгновение он как бы очнулся. К удивлению, никак не мог разодрать глаз: они точно слиплись. И, как далекая зарница в глухую полночь, мелькнуло смутное сознание опасности. В воздухе опять повисла мертвая тишина, и прежнее оцепенелое состояние овладело им. Ему надоело усиливаться поднять свои отяжелевшие веки. Опять дрема отуманила голову, и несвязные думы, точно легкие тени в лунную ночь, бежали смутной вереницей. Чудилось ему, что ожило мертвое море и тихо дышало бесконечным простором, и тонкий пар его дыхания подымался к далеким звездам, а в его недрах совершалось неведомое. Казалось, весь мир замолк, и та прежняя жизнь потухла, затаилась в этой загадочной пустоте, наполненной биением какой-то другой, незримой жизни. Чудилось, неслышно веет тихий ветер, и звучит смутный, едва уловимый звон, и легкий туман колеблется над морем.

И сквозь морозный туман чудится Сороке: разбегаясь фосфорическим блеском, змеятся две светлые волны. И плывет на него, не касаясь воды, полупрозрачная, смутно-неясная лодка. Ледяная глыба дрогнула, зашаталась, взволновала спокойную поверхность; расходясь, побежали серебряные круги. Отраженные в колышущейся глади звезды задрожали, запрыгали и расплылись колеблющимся золотом. Только что показавшийся месяц уродливо вытянулся, заколебался и лег длинной полосой до самого горизонта. А над морем тихо спустился сумрак и покрыл все...

Сияя величавой красотой Севера, тихо дремлет над спокойным морем полярная ночь, затканная тонким искристым, морозным туманом. А над нею, сверкая причудливыми переливами фосфорической игры, разметалась звездная ткань. В темной пучине колебались повисшие яркие звезды. С вышины задумчиво льется голубоватое сияние. Мертвая тишина неподвижно повисла над застывшим морем, и чудится в этой сверкающей переливчатой красоте безжизненный холод вечной смерти. Мягкий синеватый отсвет озаряет необъятную водную гладь, подернувшуюся тонким льдистым слоем, и в морозной дали неподвижно скорчившуюся на одинокой льдине фигуру, опушенную белым инеем».

………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………

БИО-ГЕО-СТАНЦИИ МГУ ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА.

"СЕВЕРНЫЙ УКЛОН" РУССКОЙ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

…Заслуживает специального разговора «северный» лироэпос СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА МАКСИМОВА… Его «ГОД НА СЕВЕРЕ» - подлинная классика русской историко-документальной лироэпики…

(продолжение с

1.0x