Сообщество «Учебный космос России» 09:21 28 сентября 2019

2. А.Коробову-Латынцеву. Пушкин и Фёдоров-космист: очищение родников Вселенной

Из монографии "Пантеон русского космизма". Школьные и вузовские уроки космосозгнагнитя.
2. А. Коробову-Латынцеву. Пушкин и Фёдоров-космист: очищение родников Вселенной
Троицк-в-Москве. Дистанционная кафедра истории космических технологий. Экспозиция для ГосДумы и СовФеда.

Изменить
Удалить

2. А. Коробову-Латынцеву. ПУШКИН И ФЁДОРОВ-КОСМИСТ: ОЧИЩЕНИЕ
РОДНИКОВ ВСЕЛЕННОЙ

 Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму, На солнце иней в день морозный, И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов, И мглу крещенских вечеров…
 
 А.С. ПУШКИН. «Евгений Онегин».
……………………………………………………………………………………………………………………………..
 

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою..

Н.А. НЕКРАСОВ. «Железная дорога».

……………………………………………………………………………………

« Помойки и свалки наступают на наши города, на деревни и опушки лесов. Зловонные горы мусора вырастают подле заповедников и памятников архитектуры, у домов культуры, в научных центрах. Отходы извлекаются из уютных кухонь, из простых жилищ, из коттеджей, собираются вместе и вновь наступают на кухни, коттеджи, жилища. Отходы завалили Арктику: сверкающие прозрачные льды покрылись ржавым железом, пустыми гниющими бочками и обрывками кабеля. Места, где ещё недавно искрились солнечные кристаллы, теперь наполнены омерзительным мусором — требухой умершей цивилизации.

Мусором полон космос. Космические корабли и ракеты летят среди мёртвых отбросов, чудом избегая столкновения с ними. Борьба с отходами — планетарное дело. Заводы по переработке мусора извлекают из свалок металл, целлофан, бумагу, превращают их в слитки, бруски пластмассы, в сырьё, из которого вновь вырабатывается белоснежная бумага, серебряные изделия или драгоценное топливо. Переработка отходов есть своеобразное воскрешение из мёртвых. И ядовитая гниль, отринутая человечеством, вновь возвращается в людской обиход, ей дают вторую жизнь. И это воскрешение не менее таинственно и загадочно, чем воскрешение человека, о котором мечтают мировые религии.

Но отбросы оскверняют не только божественный лик Земли. Они загрязняют людские души, в которых бушуют пороки. Человек в погоне за наживой, за златом, за неудержимым потреблением оскотинивается, в нём поселяется зверь. Он забывает милосердие, божественную правду, не видит в другом человеке ни бога, ни брата, ни товарища. Очищение человеческих душ от «мерзости запустения», от помоек и свалок — это вековечное дело. Им занимается Церковь. Храм, как бы прекрасно он ни выглядел со своими божественными иконами, золотыми куполами, возвышенным пением, храм есть завод по переработке духовных отходов человечества. Если человек приходит в храм, отягощённый ненавистью, тьмой, развратом, иногда убийством, то он, исповедуясь у священника, отдаёт ему свои грехи, свои невыносимые скверны. И освобождённый от них, выходит из храма помолодевшим и просветлённым. А батюшка, получив на исповеди эти страшные грехи, корчится, мучится, болеет душой и телом, медленно выздоравливает к следующей исповеди, быть может, ещё более страшной. В этом — подвиг наших батюшек, занимающихся переработкой духовных отходов человечества».

А.А. ПРОХАНОВ. «Очищение».

………………………………………………………………………………

… «РОДНИКИ ЛИПЕЦКИЕ» - назвали мы, энтузиасты-краеведы, пассионарии-отчизнолюбы, издаваемые нами альманахи... "Родники Липецкие. Кореневщино», «Родники Липецкие. Кропотово», «Родники Липецкие. Урусово», «Родники Липецкие.Добринка», «Родники Липецкие. Городище»…. Вот и сейчас, получая горестные вести с мест о кончинах просветителей-краеведов, о преданных забвению «домашних» музеях, о «беспризорных» раритетах, почти летописной эпистолярии,

уникальных фотографиях, рисунках, документах, «думаю думу свою»… Думы мои, думы…

Один из выпусков «Родников Липецких» мы назвали «Бунинская Русь»…

Бунин
Иван
Алексеевич

Родник

В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный: Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными клубами, И под ветвистыми дубами Стеклом расплавленным бежит. А небеса и лес нагорный Глядят, задумавшись в тиши, Как в светлой влаге голыши Дрожат мозаикой узорной.

Иван Бунин

* * *

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней, рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные, родимые черты.

За «Бунинской Русью» последовали «Липецкие тропы к Сергею Есенину»…

Сергей Есенин — Я покинул родимый дом

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

…Родники… Истоки… Речки… Реченьки… Плёсы… Омуты…

Борис Михайлович Шальнев, мой сопутник, соратник, соавтор по «Липецкой Энциклопедии», сам превосходный лирик написал стихотворение «У задумчивых речек спроси…»

Глубинная Россия... Русское Подстепье... Прародина Александра Сергеевича Пушкина... Кореневщино... Капитанщино... Сокольск... Липецк... Каликино... Доброе... Гудово... Крутое... Трубетчино... Лебедянь... - "У задумчивых речек спроси, у озёр, осокою схваченных, сколько омутов на Руи женским именем обозначено. Дрогнет ряска, слова всплывут, откликаясь то слева, то справа: "Дарьин берег...", "Алёнкин приют...", "Катеринина переправа". И, на горькую память легки, Два словечка, знобящих самых, словно эхо, из глуби реки отзовутся:"Аксюткина яма"... Память вечная. Вечный покой. В лунном свете сместятся понятья: чуть купава качнется волной, а почудится - белое платье..." - это строфы стихотворения Бориса Михайловича Шальнева, талантливого русского поэта, встретившего своё 80-летие... Во глубине России - много самобытного, даровитого, весомого, разумного, доброго... Воспоминание о будущем...

* * *

«Чтобы не было мучительно стыдно…

перед инопланетянами…»

«…Мусором полон космос. Космические корабли и ракеты летят среди мёртвых отбросов, чудом избегая столкновения с ними. Борьба с отходами — планетарное дело...»

А. А. ПРОХАНОВ. «Очищение».

«…Спектральное прочтение светил и заповедных глубин за ними. Моторы гравитационного давления. Перегонка солнечной энергии без проводов. Думающие машины. Собеседники с человеческим голосом. Лунные поселения для каторжников и мучеников науки. Подсобные божества механического обслуживания. Теория трансцендентального материализма. Алхимия без мистики и мистика без шарлатанства…

Иррациональные диковинки за пределами нашего воображения; школьные пособия для рассмотрения сущего с изнанки; световая ракета; башня радиовнушения гражданских добродетелей и приручения диких животных; пионерские могилы на Марсе и дальше кое-где, тоже не объединившие людей, несмотря на всечеловеческую общность героев»...

Л Е О Н И Д Л Е О Н О В. «Пирамида».

В своём философско-публицистическом «ОЧИЩЕНИИ» Александр Проханов обращается к образам основоположников русского космизма: «Стремясь увеличить продолжительность человеческой жизни, мы выполняем древние заветы наших сказочников о молодильных яблоках. Говоря о нашей космической мощи, мы не должны забывать, что ракеты, изобретённые Циолковским, есть средство, с помощью которого воскрешённые поколения будут расселяться по другим планетам. Так учил великий наставник Циолковского — космист Николай Фёдоров».

Заметим, что А. Проханов основательно и настойчиво убирает «траву забвения», напоминая соотечественникам-современникам об «основателях путей». В художественно-документальном, цивилизационно-кукльтурологическом эпосе о «РУССКОЙ МЕЧТЕ» он ведёт своеобразный «репортаж» с берегов Амура-батюшки и Зеи. Воссоздавая впечатляющую «движущуюся панораму» новейшего дальновосточного космодрома, прозаик-публицист полагает, что будет справедливым воздвигнуть в городе Циолковский достойный памятник Николаю Фёдоровичу Фёдорову. Здесь, на Дальнем Востоке, провидческо-пророчески воплощались дерзновенные мечты замечательного русского мыслителя.

Ракеты с Восточного космодрома забрасывают спутники на геостационарные орбиты, где те повисают неподвижно, осматривая с высоты один и тот же участок земли. И конечно, одна из причин, почему именно здесь возник космодром Восточный, а вместе с ним и новый город Циолковский, — это развитие дальневосточных земель. Вместе с космодромом сюда явился сгусток громадных энергий. Трассы, дороги, высоковольтные мачты, выпускники технических вузов — молодые, сильные, исполненные энтузиазма. Город Циолковский в дальнейшем превратится в наукоград с лабораториями, научными центрами, факультетами. Когда-то здесь размещалась ракетная дивизия «Тополей», но была свёрнута, и военный городок превращён в молодой развивающийся город Циолковский.

Военный городок превращён в молодой

развивающийся город Циолковский.

Превосходная прохановская проза… В очерково-репортажных зарисовках «дыхание» прохановского эпоса… - «Лунный и марсианский проекты делают Марс и Луну окрестностями Благовещенска. Сюда по железной дороге будут прибывать составы, и в разобранном виде привезут сюда марсианские города, марсианские заводы, будущие марсианские леса, в которых поселятся марсианские птицы и марсианские белки.

Казаки и землепроходцы своим движением на восток закрепляли за Россией великие пространства и земли. Но они же закрепили за Россией и купол звёздного неба, создавая бескрайний русский космос, куда теперь взлетают ракеты. Русские люди — космические, они грезят небом. Не только тем, по которому летают птицы, плывут облака, а ночами мерцают звёзды. Они грезят небом, в котором сияет немеркнущая райская жизнь, нет грехов и пороков, насилия и зла, где царят благодать и праведность и нету смерти».

Да не обидится на меня уважаемый автор, но есть в рецензируемом очерке некоторые «детали», вопиющие к уточнениям и комментариям. Цитирую: «Русская мечта о райском бытии и бессмертии воплотилась в учении русских космистов, среди которых Николай Фёдоров поражает грандиозностью своих представлений. Скромный библиотекарь, не покидавший Петербургскую публичную библиотеку, создал теорию, согласно которой люди Земли, сплотившись во вселенском порыве, соединив в себе светоносную богоподобную нравственность и самые передовые достижения науки, способны совершить воскрешение, поднять из могил былые поколения умерших людей, одеть их плотью, вернуть им дыхание».

... Космист Фёдоров в Липецке… Фёдоров и Евграф Быханов… Фёдоров в переписке со Львом Николаевичем Толстым… Фёдоров и Циолковский… Константин Эдуардович называл Фёдорова своим учителем… Фёдоров, Толстой. Циолковский. Быхановы… Удивительное переплетение судеб… Жизнь замечательных людей… Где этот рисунок?.. Вот он: Лев Толстой, Николай Фёдоров, Владимир Соловьёв...

Никола́й Фёдорович Фёдоров (26 мая [8 июня] 1829, Ключи, Тамбовская губерния — 15 [28] декабря 1903, Москва)— русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма.

Его именовали «московским Сократом». C уважением и восхищением отзывались о Фёдорове и его воззрениях Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьёв. Он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».

Науке Фёдоров отводил место рядом с искусством и религией в общем деле объединения человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими.

«С октября 1858 года он преподавал в Боровском училище Тамбовской губернии. Затем он переехал в Богородск Московской губернии и вскоре — в Углич Ярославской, откуда уехал в Одоев, затем — Богородицк Тульской губернии.

С ноября 1866 года по апрель 1869 года Н. Ф. Фёдоров преподавал в Боровском уездном училище. В это время он познакомился с Николаем Павловичем Петерсоном, одним из преподавателей в яснополянской школе Л. Н. Толстого. Из-за знакомства с Петерсоном был арестован по делу Дмитрия Каракозова, но через три недели освобождён.

С июля 1867 года по апрель 1869 года он давал частные уроки в Москве, — детям Михайловского…

Сложная, противоречивая жизнь незаурядной индивидуальности… В 1869 году устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни — в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. В Румянцевском музее Фёдоров первым составил систематический каталог книг. Там же после трёх часов дня (время закрытия музея) и по воскресеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники.

Фёдоров вёл аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком.

Умер в 1903 году от воспаления лёгких.

Похоронен Николай Фёдорович Фёдоров был на кладбище Скорбященского монастыря

…Предложение-пожелание Александра Андреевича Проханова:

«И быть может, при въезде на космодром Восточный будет стоять памятник Николаю Фёдорову, обнимающему древо жизни»

(продолжение следует)

1.0x