23. Первосентябрьское. Пушкинские
маршруты: Серпухов, Ока
«Дядя едет от Серпухова, бороду гладит, а денег нет»
Народное присловье
Серпухов и его окрестности помнят Пушкиных, Ржевских, Гончаровых.
Герб города: «В красном поле стоящий с распущенными перьями павлин» ( утверждён в 1781, 1883).
Современное население – 135 тыс. человек.
В редакциях и вариантах «Истории Пугачева» упоминается Серпухов в связи с судьбоносными для России событиями («…пролежал он в Серпухове без памяти…»; 1Х, с. 463). В «Истории Петра» Серпухов назван в числе городов, имеющих прямое отношение к стрелецкому «своевольничанию» (Х, с. 21). В той же пушкинской «Истории Петра» говорится об одном из распоряжений императора «об отправлении пленных к Серпухову» (Х, с.124). «18-го декабря (1722 года – В.Ш.) Петр въехал торжественно в Серпуховские ворота» (Х, с. 233), - констатирует А.С. Пушкин.
Основанный в Х111 столетии ( упоминается впервые в 1339 году) у впадении реки Н а р ы в О к у город в 1341-1472 гг. был центром удельного Серпуховского княжества. Собиратель русских земель великий князь Московский Иван Данилович Калита в своей духовной грамоте завещал город Серпухов своему младшему сыну Андрею. Затем владение перешло к его сыну Ивану. После его кончины владение – у самого знаменитого из князей Серпуховских Владимира Андреевича. В 1380 году на Куликовом поле, удар засадного полка, которым командовали Владимир Андреевич и воевода Боброк Волынский, фактически решил исход битвы. С тех пор вся Россия чтит князя Владимира Андреевича Храброго. Летопись констатирует, что в 1374 году он «заложи град Серпухов дубов»; жителям нового города он «давал льготу и ослабу многу». Серпухов связан с именами Сергия Радонежского, преподобного Афанасия Высоцкого (Старшего) или Серпуховского (1363-1395). Ровесник города – Высоцкий монастырь. Свято чтутся имена уроженцев Серпухова преподобного Германа Аляскинского, Варсонофия Тверского.
«Небольшой, но очень красивый город. Красота его такая святая, русская… Расположен он на холмах и, кажется, нет в нём ровного места. Каждый холм освящен высящейся на нём церковью. В церквах – уют старины, иконы древнего письма, массивная утварь. А на горе – кремль. Кругом каменная стена с нишами, с налетами охры, - это седая старина позолотила её» ( митрополит Иоанн Снычев).
Здесь – самый южный в Московской области массив елового леса
(Лопасненский еловый остров); место концентрации окской флоры, обитание редких видов растений.
О Серпухове пишет в «Далёком близком» Илья Ефимович Репин: «…И после переправы в Серпухове, которая протянулась до позднего вечера, опять пошла нескончаемая скука сидения на месте. Долгую ночь… да я уже и счет потерял дням и ночам…. Наконец, ещё тёмным утром, кондуктор с особенным возбуждением говорит мне: - Что же вы не смотрите: Москва началась!..».
В Серпухове произнёс несколько своих речей Фёдор Никифорович Плевако (1842-1908). В Москве и Подмосковье о Плевако говорили, что он такая же достопримечательность, как и царь-колокол и царь-пушка.
В.В. Вересаев говорил о нём как о «человеке исключительного красноречия» («Главная его сила заключалась в интонациях, в неодолимой, прямо колдовской заразительности чувства, которым он умел занять слушателя»). В декабре 1897 года, уже будучи на вершине славы,
Ф.Н. Плевако успешно выступил защитником на процессе рабочих Коншинской фабрики в Серпухове.
Серпухов связан с биографиями Пушкиных, Гончаровых, Ржевских.