Авторский блог Редакция Завтра 03:00 3 августа 2011

Фиалки на марше

<br>

Фиалки на марше

О юбилейном летнем сезоне «Театра на Басманной»

Сергей Угольников 03 августа 2011 года Номер 31 (924)
Все театры обладают своим сложным характером. Одни — напыщенные и строгие, в их кулуарах семидесятилетние мэтры рассуждают примерно так: «Разве может этот сорокалетний щенок сыграть Ромео? Откуда у него жизненный опыт? » Иные, напротив, в своём стремлении к новому и актуальному теряют все смыслы, в погоне за модой, установкой на «перформанс» (к слову, изначально непрофессиональное площадное представление), утрачивают минимальное представление о воспитательных, культурных задачах театра. Московский музыкальный «Театр на Басманной» под руководством Жанны Тертерян, задуманный как молодёжный, построен на более взвешенных принципах, что и помогает ему находить всё новых зрителей и поклонников. Они-то и переполнили помещение театра им. Станиславского и Немировича Данченко, в котором прошло закрытие юбилейного летнего сезона «Театра на Басманной».
Уникальность Театра в том, что труппа устойчива и незаменима. Не может произойти классической коллизии: «Прима заболела, и её заменила дублёрша». Актёры здесь не болеют, этот состав — всегда первый. Соединение классической формы и молодёжного содержания способствовало тому, что пять дней в оперетте начались с премьеры произведения Гаэтано Доницетти «Ночь наваждений». Но постановка стала не «авангардной», а, скорее, возвращающей к корням, классическому образу и исполнению, ибо «безумия» и условности хватает в самом классическом действии, блестяще исполненном поющими артистами. Конечно, как всегда великолепна была Ирина Баженова, которая восхищает не только талантом, но и личной, человеческой теплотой и обаянием. Само действие тоже было сплавом опыта и молодости. «Молодости» в смысле детства (словно посмеиваясь над тем, что Театр когда-то давно назывался «детским»), ведь в конце оперетты на сцену вышли «театральные» дети и сорвали аплодисменты зала, не заслонив собой постановку.
Продолжились юбилейные выступления мюзиклом Фредерика Лоу «My fair lady» по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Действие, происходящее в туманном Лондоне, стало освежающим для жаркой Москвы. Тем более, с прекрасным вокалом Павла Бадраха. И тем интереснее было следующее произведение, на контрасте возвращающее зрителей в обстановку купеческой Москвы. Мюзикл «Как жить замужем» по пьесе А. Островского «Доходное место» — это вечная сатира на вечную тему, ставшая водевилем. Сегодня непросто воспринимать страдания героев Островского, клеймящих взяточников-родственников, при этом не способных ни к чему, кроме лозунгов и призывов «жить не по лжи». Но фундаментальность материала становится фоном, выявляющим театральное мастерство. Не школярское прочтение вполне школьного произведения помогает, как ни удивительно, его лучшему усвоению. Не мучайся «проклятыми» вопросами, и всё будет отлично, как напевал Михаил Гуро. И отношения с женой будут нормальными, да и высокопоставленный дяденька не будет воспринимать запоздалое раскаяние как издевательство.
Продолжил ряд обращений к русской классике музыкальный спектакль «Свадебный фокстрот» по пьесе-шутке А. Чехова «Предложение». А закончился летний сезон опереттой, посещение которой представляется обязательным. Это, конечно же, «Фиалка Монмартра» Имре Кальмана. Не претендуя на истину в последней инстанции, я всё-таки считаю, что это лучшее исполнение классической оперетты на сценах театральной Москвы. Дело не только в исполнительском мастерстве Елены Калашниковой или Анастасии Сиваевой, и не в великолепном драматизме Сергея Борзова. Не в том, что Вячеслав Ткачук прекрасен всегда, а обаяние Ирины Баженовой невозможно передать словами. Дело во всей атмосфере и, наверное, в близости «Сцен из жизни богемы» Анри Мюрже к настроению артистов «Театра на Басманной», перемещающихся со сцены на сцену. Это как раз тот случай, когда недостаток театра превращается в достоинство. Хотя, бесспорно, своя сцена Театру явно бы не повредила.
Поэтому, если и выискивать недостатки, то они не в труппе, а в нашей реальности, которая ни от руководства, ни от артистов «Театра на Басманной» не зависит.
В Большом театре оперетту не любят, но зачем-то начинают её ставить, отбивая охоту у зрителей к походу на оперетту вообще. Однако, кто же может дать по шаловливым рукам руководству Большого?!
Если авторы почти утратили способность сочинять связные истории, а композиторы — популярную музыку, то опять-таки вопросы не к артистам.
Лично мне бы хотелось, чтобы на сцене был поставлен давно ставший классическим мюзикл «Продюсеры». Возможно, в будущем сезоне это произойдёт, возможно и нет. В любом случае, желаю коллективу «Театра на Басманной» всего самого наилучшего в новом десятилетии творческой жизни.

1.0x