Авторский блог Анастасия Белокурова 03:00 22 июня 2011

Поколение гопников и партизан

<br>
Поколение гопников и партизан
Анастасия Белокурова 22 июня 2011 года Номер 25 (918)
«Гоп-стоп» (Россия, 2011, режиссёр — Павел Бардин, в ролях — Пётр Федоров, Александр Голубков, Марина Орел, Владимир Ершов, Арчибальд Арчибальдович).
В славном городке Верхолуйске — этаком очередном Зареченске из фильмов Астрахана — проживают свою никчемную жизнь два молодых глупых гопника Василий (Петр Федоров) и Тарас (Александр Голубков). Промышляя на трассе мелким разбоем, горе-грабители частенько получают по пустой голове. Но «солнце бродяг» однажды бросает луч и на их бессмысленный и беспощадный путь. Раздобыв мешок марихуаны и украинскую проститутку с золотым сердцем, девушку в синеволосом парике с экзотическим для Верхолуйска именем Мэри (Марина Орел), парни и не подозревают, насколько вскоре кардинально изменится их житие-бытие.
Но в городе появляется известный в прошлом бандит. При понятиях. Али Баба, он же — отец Василия, пятнадцать лет просидевший в психушке и не имеющий ни малейшего представления, как за это время поменялся окружающий мир. Насчёт слияния власти и криминала он не в курсе, а некая мифическая свирепость Али Бабы даёт повод административным сотрудникам предположить, что «90-е вернутся и море крови будет». Дабы не допустить резни, мэрия срочно придумывает план действия. И пока Али Баба наставляет непутёвого отпрыска — как в воровских делах: «Хакеры нынче главные бандиты! », так и вообще по жизни: «Чёрный кофе» — вот настоящая музыка! « — герои неожиданно для самих себя оказываются выброшены за обочину города. Там, в дремучих лесах, они начинают партизанскую войну с администрацией Верхолуйска и считаются в округе местными робин гудами.
Решённая в стиле русского лубка с утрированно-издевательской интонацией (стилизованной под русские сказки) вторая работа Павла Бардина стопроцентно не способна вызвать к себе столь пристального интереса, как его дебютное творение с громким названием »Россия 88«. Проблемы с прокатом, отмены показов на фестивалях, судебные разбирательства и шумиха вокруг да около фильма привели к тому, что »Россию 88« скачали из интернета и посмотрели сотни тысяч людей. Большая их часть — как поётся в одной песенке — »боится скинхедов с окраины« и потому не имеет представления о реальном положении дел. А псевдодокументальный стиль картины только усиливает ощущение, что всё происходит »взаправду«.
Гражданское общество нашей страны посмотрело на проблему глазами Бардина и ужаснулось. Нечто подобное происходило не так давно с фильмом Киры Муратовой »Мелодия для шарманки«: все вдруг неожиданно прозрели и обратили внимание на беспризорных детей. Поохали, повздыхали, поговорили о долге и благополучно забыли. Тема же скинхедов, усиленная телевизионными передачами с подтасовкой фактов и полным умалчиванием деятельности противоположной стороны, вызвала и вовсе священный ужас. Чем твердолобее высказывание, тем сильнее оно бьёт под дых не слишком разумного человека (коих у нас большинство) — это факт, и прискорбный. Размышления на заданную тему привели к тому, что в интернете обеспокоенные граждане всерьёз заопасались »многотысячных (!) военных организованных группировок футбольных болельщиков, которые того и гляди возьмут штурмом Кремль«, и прочих »кошмаров« нашего времени. И »Россия 88« сыграла в этом не последнюю роль.
Быт русских фашистов, описанный Бардиным, был настолько прост и незатейлив, настолько примитивен и далёк от истины, что поневоле приходится подозревать режиссёра в конъюнктуре, ангажированной движением антифа. Как бы там ни было, история тушинских скинхедов сделала Бардина скандально знаменитым. И его новый фильм должен был либо закрепить сомнительные успехи, либо ввергнуть режиссёра в пучину поражения.
В результате не случилось ни того, ни другого. В »России 88«, при всей её смехотворности и дикости наивной страшилки для обывателей, существовал чёткий ритм, подвластный сюжету. »Гоп-стоп« же почти полностью страдает отсутствием фабулы. Сделанный нарочито под любительское хоум-видео (приём, наработанный ещё в прошлом фильме) »Гоп-стоп« претендует встать в один ряд с широко известными примерами народного кино. Отсюда и закадровый текст с псевдорусским колоритом, и отсылки к дюжине фильмов, названия которых на слуху у любого знатока синематографа. Криминальная составляющая сталкивает Дмитрия Астрахана с Алексеем Балабановым — симбиоз, достойный в качестве идеи, но слишком нелепо воплощённый в эстетике колючего китча.
Очередное высказывание об ужасах провинциального быта на этот раз могло быть притянуто за уши к недавней проблеме приморских партизан. Говорят, что именно это стало камнем преткновения для чиновников, и на сей раз вставляющих палки в колёса прокатной судьбы »Гоп-стопа«. Бардин здесь, разумеется, вне игры. Но должен чувствовать удовлетворение. Ведь нынче разве что скандал способен привлечь зрителя к фильму, в котором девяносто минут экранного времени приходится смотреть на ущербных людей без малейшего признака интеллекта. То, что в сознании современных российских кинематографистов народ сплошняком — деревенские иванушки-дурачки, ни для кого не новость. Но даже в беспощадных поздних фильмах Астрахана в этих иванушках то и дело проскальзывает что-то человеческое.
Подобные герои не являются исконно русским явлением. В криминальных романах английского писателя Дэнни Кинга встречаются и не такие идиоты. Правда, куда более симпатичные. В нашем же случае идея окрасить приключения парочки отморозков сказочной аурой близости к русской сермяжности превращает комедию в назойливый фарс.
Не последнюю роль во всём этом играет музыкальное сопровождение. В клубе, где потягивают пивко будущие партизаны, назойливо звучит один лишь только хит группы »Краски« под названием »Я полюбила бандита«. Штампы »народного единства« усилены музыкой »Сектора газа«, Александра Серова и Александра Розенбаума. Невозможно забыть и замшелую »Владимирскую Русь« группы »Чёрный кофе«. Иногда это действительно очень смешно.
Не смешно другое. В фильме нет и намёка на какую-то идею. Более того, провинциальная гопота, узрев представителей себя на экране, рискует здорово разозлиться. И повторить судьбу реальных скинхедов, крутивших пальцем у виска после просмотра »России 88«. А »Гоп-стоп« останется в истории кино как очередной фильм ни о чём — довольно смотрибельный, но совершенно не нужный. Ни современному культурному пространству, ни пустоте, поглощающей это пространство день за днём.

1.0x