Авторский блог Алексей Касмынин 03:00 25 мая 2011

Вехи вешние

<br>
Вехи вешние

Персональная выставка художника Василия Проханова

Спецпроект «Завтра» Алексей Касмынин 25 мая 2011 года Номер 21 (914)
19 мая в выставочном зале «Ходынка» состоялось открытие персональной выставки Василия Проханова с увесистым названием «Вехи» и подзаголовком на плакате: «работы разных лет». Однако, если быть точным, на ней представлены работы не только разных лет, но разных веков и даже тысячелетий, показаны все этапы творчества художника на сломе времён.

Внутри ещё завершаются подготовительные работы. Я вижу, как автор вносит в оформление своей выставки последние штрихи, укрепляет несколько недостающих табличек с названиями картин. Гости выставки делятся друг с другом своими соображениями: возле стены с небольшими рисунками можно просто застрять, затягивает внутрь, шепчут они. Атмосфера здесь напоминает майскую школу, всегда пахнущую сиренью и хранящую ауру предчувствий, сосредоточенности, и даже некоего напряжённого ожидания — ведь вскоре предстоят экзамены, финальные результаты и прочее. Для Василия это уже не первая, но самая масштабная персональная выставка, суммирующая весь пройденный творческий путь.
Своими ранними работами автор спроектировал художественное пространство, в котором он творит и по сей день. Эти рисунки, созданные ещё в прошлом веке, выполнены в строгой чёрно-белой графике тончайшим пером со скрупулезной точностью. Ни одна линия не брошена на бумагу в спешке, бессмысленно. Ни один штришок не разрывает точность контуров. И всё это — на пространстве шириной всего в несколько десятков сантиметров. Графические работы Василия Проханова замысловаты и многослойны, их можно трактовать в зависимости от настроения и состояния души, они переполнены мыслями, образами, эмоциями, концепциями, идеями, полунамёками.
В этой графике мир художника ещё зашифрован, находится в виде прямого, необузданного потока мыслей и образов, видений, порой пугающих и кошмарных, в виде неких кодов сегодняшнего вполне сюрреалистического настоящего. Начало его творческого пути, как и любое начало, было провидческим.
Выставка не посвящена одной лишь графике — мы видим эволюцию художника. Этот прогресс, конечно же, можно назвать иллюзорным, ведь далее перед нами предстаёт расшифровка уже созданного, существующего художественного мира. Расшифровка в цвете. Полотна стали большими, полными ярких, смелых, неожиданных цветовых решений. Их темы — война, этнография. Они понятны и предельно ясны, но их никак нельзя назвать примитивными. Под прицелом внимания художника оказались обе чеченские войны, события девяностых, Ближний и Дальний Восток.

Василий любит путешествовать. И любит весь мир как целое, но Россия для него всегда остаётся лучшей. Он родился и рос в Москве, но лето с детства проводил в русской деревне. Корни его рода уходят, с одной стороны, в уральские горы, а с другой — в курские равнины, и есть еще «кавказские края», как поётся в казачьей песне. Там жили его предки-молокане, которые занимались ямским делом и лихо гоняли по Военно-Грузинской дороге, преодолевая бытийные трудности, возникающие на извилистом горном и жизненном пути. Оттуда-то и возникла тяга к земле, к народу, к вольнице. Кроме военной и этнической, темой его работ является казачество. Причём интерпретация казачества у художника ближе к Шолохову и Краснову, то есть казаки не являются некой оторванной от народа группой, выступающей в роли то ли спасителей, то ли поводырей, а, наоборот, представляют собой трагический авангард всего русского общества.
Цветные полотна Василия Проханова близки к фовизму, с его предельно интенсивным звучанием открытых цветов. Но на выставленных работах перед нами предстают чёткие, реалистичные формы: как будто бы окружающая действительность, встающий из-за горизонта вертолёт, передвигающийся в ночи БМП, скачущие на лошадях казаки, превратились в цветовые пространства, некий супрематизм, остающийся при этом понятным любому с первого взгляда.

Выставка открылась. Здесь не было и нет трубного звона фанфар, помпезности позолоченных перил и красных ковровых дорожек. Но зато здесь есть родные и близкие люди, которые любят и ценят человека вне статусов и светских церемоний — это родственники, друзья, среди которых есть художники, фотографы, журналисты и писатели. Об открытии собравшимся сообщает классическая музыка в исполнении приглашённых музыкантов. На гитаре играет и сам Василий, зал заполняют его военные и казацкие песни, которые удивительно сочетаются с висящими вдоль стен картинами. Скромная гитарная аранжировка подходит им как нельзя лучше. Этот тёплый майский вечер неспешно переходит в ночь, камерность и спокойствие царят внутри выставочного зала красное вино рубиновыми отблесками весенних цветов светится в бокалах.

1.0x