Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 13 апреля 2011

Музон

<br>


Музон
Журналист «Завтра» Андрей Смирнов 13 апреля 2011 года Номер 15 (908)

Ундервуд. «Бабл-гам» («СОЮЗ»), 2011.
Решил сделать паузу в обозрении русской независимой музыки и отметить вполне благополучный коллектив, уверенно прописавшийся на таких радиостанциях, как «Наше радио» и «Маяк». В случае «Ундервуда» подобная «прописка» — совсем не приговор по части «форматного» отношения к делу. Равно как и наоборот. На том же «Маяке» утреннее шоу Стиллавина и Ко ежедневно знакомит с народным творчеством вне региональных или стилистических границ. Увы, перепевок, стандартов, стереотипов — очень-очень много.
К тому же, самый знаменитый номер группы — «Гагарин, я вас любила! » в наступившем апреле звучит с новой силой.
«Бабл-гам» — шестая пластинка «Ундервуда», справившего минувшей зимой своё пятнадцатилетие. В юбилейном концерте поучаствовали Макаревич, Кортнев, Гришаева, Градский. Набор друзей, словно собрание тёмных из кино-«дозоров», но не будем придираться.
Предыдущий альбом «Все, кого ты так сильно любил» — я описывал в № 50 за 2008 года и пришёл к выводу, что «ундервуды» исповедуют несовременное мужское мировоззрение и в чём-то пересекаются с куртуазными маньеристами. Особенно, если вспомнить одно из последних определений Вадима Степанцова: «Куртуазный маньерист — это чувственный кривляка». Смущает слово «кривляка», но, очевидно, что «кривляние» телевизионных юмористов и «ундервудов» — разные миры.
«Бабл-гам» — дюжина композиций, не открывающая новые горизонты в истории группы. Скорее здесь есть всё, чем дуэт «крымских врачей» Максим Кучеренко — Владимир Ткаченко славен и любим. Встретил одну неплохую конструкцию: «парадоксально-ироничные кодировки окружающего мира, понятные тем, кто умеет получать удовольствие от интеллектуальных игр». Как водится, разнообразны аллюзии — от Шекспира и Бергмана до Томаса Бруссига и Дэвида Брауна. Вообще, когда альбом поп-группы начинается: «Я родился в эпоху застоя, я живу в эпоху отстоя…» — это доставляет.
К тому же на сцене, в свете софитов, многие вещи явственно бросаются в глаза, более выпуклы.
У меня во лбу звезда, на лбу — корона,
Рот на привязи и сердце на замочке.
Я похож на императора Нерона,
Мои нервы, как в букетике цветочки.
Не люблю я эти шепоты и крики
И дышу на всякий случай полной грудью.
Я такой маниакальный и великий,
Ну а это, ну а это что за люди?
Морально я здоров, как бык,
Моя мечта, моя халява:
Квартира, машина, мировая слава.

На прошлом альбоме в центре внимания был Чехов, здесь больше Гоголя, любимого писателя музыкантов «Ундервуда». Поклон Гоголю — песня «Дураки и дороги». АК Троицкий вообще сравнил группу с Гоголем — перехлёст, разумеется. Но цепкий взгляд, комизм и энергичный язык — налицо. Так что, если не Гоголь, то точно —Котляревский. «Ундервуд» — вообще великолепные мастера бурлеска.
Ай-я-я-я-яй, что делает Китай!
Ой-ё-ё-ёй, он обувает полмира!
И даже запчасти к сортиру
В отечестве не раздобыть!
И лиру на той, что играет Орфей
Уже без него не купить

Несколько удивляет название пластинки. Исторически «бабл-гам» — конвейерный популярно-слащавый стиль, синтезированный продюсерами, среди которых выделялись Джерри Казенец и Джефф Кац, в расчёте на аудиторию тинейджеров. Вроде бы удивительно, что такое название избрали умные и нетривиальные музыканты.
Однако в стиле «бабл-гам», особенно спустя десятилетия, можно найти множество отличных вещей. Тем более к «бабл-гаму» иногда причисляют глэм-рок и даже АВВА. В варианте «Ундервуд» название «бабл-гам» имеет двойной смысл. С одной стороны, это вкусная, сладкая, лёгкая воздушность, это пузырь, который можно надуть до размеров воздушного шара и улететь на нём в своих фантазиях в мир бесконечно сладкий и наивный, в мир лёгких отношений и безопасного секса, в мир бабл-гама. С другой стороны, это символ бездумного животного потребления, образ душевной попсы, когда сила есть, воля есть, а силы воли нет«.
В альбоме »Бабл-гам« хватает и социальной сатиры, и тонкой лирики. »Ундервуд« — это хороший баланс осмысленного цинизма и изысканного романтизма. Такой подход к миру позволяет крепко стоять на ногах, не истерить и не прогибаться под изменчивый мир.
Подскажите, как выйти к Третьему Риму,
Кто-нибудь знает?
Я ехал к Солохе, а встретил Святую Марию.
С кем не бывает…
Мы живём на Земле
Без особых затей
Шьём шинели и носим носы.


1.0x