Авторский блог Юрий Сошин 03:00 16 марта 2011

Апостроф

<br>

Апостроф
Специально для «Завтра» Юрий Сошин 16 марта 2011 года Номер 11 (904)
Константин Крылов. «Прогнать чертей». — М. : Издательская группа «Скименъ», 2010, 414 с.
При социально-политическом и культурологическом анализе проблема трезвого и беспристрастного отображения реальности современного мира особенно остра. Динамика общественных процессов давно уже разорвала слабые сети оценочных схем и координатных систем. Правда мира, как на аравийском Востоке, так и на российской Манежной площади, ураганом врывается в пространство интеллектуального дискурса. И, увы, мало, очень мало существует людей, сохраняющих, как естествоиспытатели прежних времен, способность препарировать реальность и заключать ее в рамки строгого, истинного в изначальном значении, знания. Что, опять-таки, даёт возможность, порой последнюю, для адекватного ответа на требования времени.
За многолетней российской идеологизированной патетикой соотнесение с реальностью порой утрачивает актуальность. Игра псевдосмыслами становится частью игры устоявшихся политико-идеологических платформ. Судьба страны и народа при этом никого не волнует. Современная ситуация в мире оставляет русскому цивилизационному проекту всё меньше шансов на существование. И времени на раздумья остается всё меньше. Вернее, его нет. И великое счастье нашей страны, что есть ещё люди с холодным аналитическим умом, даром слова и чувством личной ответственности перед народом.
Сборник статей философа, публициста, писателя, политика и популярного блоггера Константина Крылова «Прогнать чертей» является вторым, после изданного в 2006 «Нет времени». Если первая книга была больше ориентирована на освещение проблем современной русской культуры, то в сборнике «Прогнать чертей» акцент смещён на общественно-политическую тематику.
Подобно лучу света, рассекающему бытийственный дым-туман естественного и искусственного происхождения, интеллектуальный анатом Константин Крылов в своей книге скальпелем холодного интеллекта вскрывает смыслы, обнажает структуры и движители явлений и духовных конструкций. Великолепный стилист, чуть ли не маньерист, Крылов-публицист прекрасным языком пишет о вещах очень серьезных, порой апокалиптически страшных. За стилистической отточенностью и вычурностью порой даже теряется глубина и актуальность. Но когда ее осознаёшь, рука тянется к перу и бумаге для конспектирования.
Через весь сборник красной нитью проходит главная мысль: российскому обществу необходимо срочное ментальное пробуждение, необходимо отбросить идеологическую зашоренность и доктринёрство. Необходим здоровый националистический взгляд на реальность. Термин «национализм» в данном контексте является, по сути, национал-прагматизмом. Идеологией выживания русского цивилизационно-культурного типа как такового.
Один из признанных лидеров интеллектуального русского национализма, Константин Крылов тщательно и методично во всех статьях доказывает: актуальнейшая и необходимейшая потребность современного момента есть «пробуждение от идиотизма». Слово «идиотизм» в контексте Крылова возвращено к изначальному, античному значению. Идиот — человек самоизолировавшийся от мира, сознательно желающий быть «внешне в мире, но внутренне вне его». Современные же общества, в том числе и Россию, Крылов характеризует как «идиотии»: замаскированные под «демократию» особые типы государственного устройства. В таких обществах «идиот» есть высший тип «образцового гражданина», а его «ни-к-чему-не-причастность», часто маскируемая симулятивной «общественной активностью», есть аналог лояльности. Пресловутое «гражданское общество» — «просцениум общества спектакля». «Гражданская активность» в нем есть лишь имитация значимой деятельности, являясь, по сути, развлечением: «То, что сами развлекающиеся относятся к своим развлечениям серьезно, говорит лишь о том, что они вообще очень серьезно относятся к своим развлечениям, что свойственно идиотам».
Но «идиотогражданское общество» может по воле своих кураторов и против неё, иметь и разрушительное применение, при котором развлечение перерастает в разрушение. Это показали Польша 80-х, Сербия 90-х, Украина 2000-х, а сейчас — Аравия. За малым не показала Россия.
Россия есть классический, как пишет Крылов, «химически чистый тип идиотии», особенно ярко явленный в 90-е годы. Но роскошь такого типа государства и общественной системы она себе позволить уже не может, ибо «то, что есть в реальности» требует не просто выхода из самоуспокоенности и безучастия, а, скорее, тотального алармизма, срочного создания особой русской идеологии «последнего рубежа»: «Нет надежды, что »Запад нам поможет«: похоже, массовая безопасность становится эксклюзивной ценностью, которой с другими не делятся».
Преодоление современного российского «идиотизма» есть актуальный вопрос национально-культурного выживания. В идеале же — формирование «общества, более близкого к классическим демократиям, где за идиотами не признаётся никаких прав». Но это в идеале.
В настоящее время было бы более актуальным формирование в России общества «воинствующего алармизма»: «Мы находимся в аду. Нас окружает ад. АД – это и есть самое точное политологическое определение того, где мы находимся и какие у нас порядки». Преодолеть ситуацию ада — «прогнать чертей» — есть самая необходимая, самая насущная потребность русской действительности.

1.0x