Авторский блог Владислав Смоленцев 03:00 23 февраля 2011

Генштаб газеты «Завтра»

<br>

Генштаб газеты «Завтра»

Журналист «Завтра» Владислав Смоленцев 23 февраля 2011 года Номер 08 (901)
Прошедшие выходные были омрачены целой серией терактов на Северном Кавказе. Неприятным сюрпризом для власти стали новые адреса террористических атак. Полыхнуло в курортной зоне Кабардино-Балкарии.
Нападение произошло в прошлую пятницу около 20. 30 на федеральной трассе Баксан—Азау в Баксанском районе Кабардино-Балкарии на въезде в селение Заюково. В результате обстрела погибли Денис Валерьевич Белоконь, 1976 года рождения, из поселка Московский, Московской области; Ирина Владимировна Патрушева, 1973 года рождения, из этого же поселка; Вячеслав Эдуардович Кара, 1984 года рождения, из Москвы. Ранения средней тяжести получили Валерий Алексеевич Белоконь, 1952 года рождения, и Сергей Валерьевич Ефремов, 1970 года рождения.
Убийство туристов всколыхнуло Интернет и новостные ленты. Почти сразу обозреватели дружно заговорили о том, что террор перекинулся на Кабардино-Балкарию, как будто его там раньше не существовало и, более того, — как будто он не был одним из основных факторов местной действительности.
Можно просто вспомнить, как всего три недели назад в Чегеме были убиты четыре милиционера и один ранен в кафе на улице Ленина, куда сотрудники ГИБДД зашли пообедать. А за неделю до этого мишенями убийц стали высокопоставленные чиновники. Сначала был убит глава администрации Чегемского района Мамбетов, за ним под удар боевиков попал начальник Урванского РОВД Сундукова. Всего же в 2010 году в республике жертвами боевиков стали 97 сотрудников силовых структур, из которых 42 погибли. Кроме «силовиков», от рук бандподполья погибли 31 гражданское лицо и 53 ранены.
Кабардино-Балкария уже давно втянута в кровавое противостояние, и сегодня уже совершенно очевидно, что зоной боевых действий против федеральных и местных властей стал практически весь Северный Кавказ. Если в начале 90-х боевые действия шли почти исключительно на территории Чечни, выплёскиваясь разве что в соседнюю Ингушетию, то в начале 2000-х огнём были уже охвачены и Чечня, и Ингушетия, и Дагестан. И вот теперь, спустя десять лет, террористы совершают вылазки в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее…
Фактически по всему Северному Кавказу идут боевые действия, гибнут люди. И для террористов не существует мирного населения. По их логике, виноваты все, кто не разделяет убеждений террористов. Все они являются мишенями для ударов. Жертвой может стать каждый, независимо от его социального статуса, политических взглядов и места проживания. И отделить какой-то один «проблемный регион»: Чечню, Ингушетию или Дагестан, — не получится. Сегодняшние террористы воюют не за независимость Чечни, как в 90-е годы, или за освобождение Дагестана. Их цель — единое шариатское государство в границах проживания мусульман от Калмыкии до Адыгеи. На меньшее они уже не согласны.
Сейчас пропагандисты изо всех сил пытаются представить события последних дней как некие «коммерческие» разборки. Войну за бюджетные деньги, конкуренцию. Но для тех, кто внимательно следит за ситуацией в этом регионе, совершенно очевидна «ходульность» этой версии.
Аналитики уже давно констатируют, что противостояние на Северном Кавказе вышло на качественно новый этап.
Фактически власть официально признала свою неспособность контролировать ситуацию на всей территории республик Северного Кавказа в ночное время суток. Прекращение железнодорожных перевозок ночью, изменение маршрутов большей части пассажирских поездов вокруг мятежного региона — всё это указывает на нарастающий хаос в управлении регионом. И это означает, что боевики постепенно перехватывают инициативу и всё больше подминают власть под себя. Пока они ограничиваются тактикой «тысячи булавочных уколов», локальных ударов, которые должны измотать силовые структуры, спровоцировать власть на репрессии, доказать населению силу бандподполья. Уже сейчас основными финансовыми источниками поддержки боевиков стали не зарубежные финансовые вливания, а открыто собираемый с местных предпринимателей «налог на джихад». Его отчисляют сегодня почти все предприятия и коммерческие организации. Бандподполье теперь содержится и на деньги российского бюджета, которые через местные бюджеты напрямую идут в карманы боевиков. Это самый зримый показатель силы бандподполья.
Но по мере укрепления бандподполья будет меняться и его тактика. От «булавочных уколов» боевики, согласно теории партизанской войны, скоро перейдут к созданию «свободных партизанских зон» — территорий, полностью контролируемых боевиками. И очень скоро перед нами может в полный рост встать перспектива новой кавказской войны. Её призрак уже стучится в наши двери. Вот только почему-то в Кремле совсем не хотят слышать этот стук…

1.0x