Авторский блог Редакция Завтра 03:00 25 ноября 2009

ОТ ПЛОХОГО К ХУДШЕМУ

НОМЕР 48 (836) ОТ 25 НОЯБРЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
ОТ ПЛОХОГО К ХУДШЕМУ
Что ждет Россию в ближайшие пять лет?
Каковы среднесрочные (3-5 лет) прогнозы развития внутриполитической ситуации в России? Можно ли выделить основные тренды, которые окажутся определяющими для страны до 2015 года?
Газета "Завтра" выносит на рассмотрение четыре условных сценария ближайшего будущего Российского государства, а также приводит оценки ведущих отечественных экспертов, обладающих собственным видением развития событий.
Поскольку системный кризис в стране постепенно усиливается, ибо нет никаких базовых симптомов его преодоления, то речь идет о негативных и угрожающих сценариях. Вероятно, оптимистические варианты вполне возможны, поскольку фактор чуда в нашей стране, как ни странно, порой срабатывает. Однако исторический опыт учит, что в условиях неуправляемого кризисного развития здравые политики должны быть готовы действовать, прежде всего, в контексте негативных сценариев.
Данные сценарии являются скорее не прогнозными, а имитационными и игровыми, именно поэтому количество основных факторов в них в значительной степени ограничено. Главная задача такого рода имитационных моделей — стимулировать рефлексивные стратегические игры.
Одним из наиболее ярких свидетельств нарастающего системного кризиса является рост совокупной неопределенности, когда господствует субъективное восприятие по формуле "всё возможно".
Основные факторы, на которых базируются данные сценарии:
— динамика критичности российской социально-экономической ситуации: уровень безработицы, продовольственное обеспечение в крупных городах, уровень инфляции, масштабы распространения бедности и т. д.;
— динамика возможных техногенных катастроф в России, прежде всего в энергетической, химической и атомной отраслях;
— динамика кризисной ситуации на Северном Кавказе;
— динамика внутренней стабильности в российском истеблишменте, включая прежде всего темпы деградации/развития системы принятия государственных решений;
— динамика личностных взаимоотношений между Медведевым и Путиным;
— динамика мирового экономического кризиса, прежде всего динамика мировых рынков нефти, газа, металлов;
— совокупный эффект западного воздействия.
Если все остальные факторы более или менее понятны, то по поводу последнего необходимо сделать несколько комментариев.
Почему рассматривается совокупный эффект только западного воздействия, а не Китая или Исламского мира? Потому что де-факто Россия уже является в значительной степени экономической, информационной, культурной частью западной цивилизации. Кроме того, только Запад, в отличие от Китая или мусульманских стран, имеет внутри российского правящего класса мощную, разветвленную и эшелонированную лоббистскую структуру.
Конечно, Запад не есть нечто единое и монолитное. В данном случае под Западом имеется в виду тенденция к консолидации общей позиции и согласованной политики развитых стран и выработке единой стратегии в условиях экономического кризиса и роста глобальных вызовов. При Обаме такая тенденция существенно укрепилась.
С одной стороны, Запад не заинтересован в резкой дестабилизации и возникновении неуправляемой ситуации на территории России, так как это крайне рискованно, и в условиях мирового экономического кризиса может привести к росту общей глобальной неуправляемости.
Поскольку в настоящее время реальной политической альтернативы путинскому режиму нет, то Запад вынужден будет, до поры до времени, стремиться поддерживать отношения именно с этим режимом. Во всяком случае, до тех пор, пока у России есть ядерное оружие.
Но с другой стороны, именно путинский режим в стратегическом плане является одним из важнейших источников роста глобальной неопределенности для Запада. Поэтому западные политики в тактическом плане объективно заинтересованы в укреплении позиций Медведева в тандеме против Путина. В долгосрочном плане Запад будет максимально стремиться обеспечить мягкий и контролируемый уход Путина с политической сцены и соответствующую трансформацию этого режима в более предсказуемый и управляемый западными стратегическими центрами.
СЦЕНАРИЙ 1
В условиях нынешней глобальной депрессии и вялотекущей кризисной ситуации в России правящий тандем Путин-Медведев сохранит внешнюю, относительную управляемость социально-экономической и политической ситуацией в стране вплоть до 2012 года.
Предполагается, что мировые цены на нефть не опустятся ниже уровня 55 долларов за баррель, а скорее будут колебаться в коридоре от 65 до 85 долларов. Широкомасштабного взрыва на Северном Кавказе, который резко дестабилизирует всю ситуацию в стране, удастся избежать. Драматический раскол внутри российского правящего класса не произойдет, поскольку борьба с коррупцией будет в основном имитироваться, а основные региональные кланы (Лужкова, Рахимова, Шаймиева, Чуба, Дарькина и т.д.) сохранят и даже несколько укрепят свои позиции. При этом ситуация в Ираке, Афганистане и в зоне Персидского залива будет оставаться сложной и напряженной, или даже ухудшаться, поэтому Западу будет не до внутриполитической российской ситуации. Более того, потребность у Запада во взаимодействии с Москвой на Ближнем и Среднем Востоке будет возрастать.
На президентских выборах 2012 года на новый срок будет баллотироваться только Путин и серьезных соперников у него не будет. Каких-либо кардинальных и форс-мажорных действий, чтобы остановить Путина, Запад не предпримет.
СЦЕНАРИЙ 2
В течение 2010 года будет происходить резкое обострение ситуации на Северном Кавказе. Такая дестабилизация начнется зимой-весной с Дагестана, и затем перекинется на Чечню. Будут организованы прямые террористические акты против двух или трех официальных руководителей северокавказских республик, а также нескольких крупных северокавказских олигархов. Начнется спонтанная широкомасштабная волна кровавых межклановых разборок на принципиально новом уровне. Попытки Федерального центра силовыми факторами стабилизировать региональную ситуацию окажутся безуспешными. Количество жертв среди федеральных силовых структур резко возрастет. Центр будет обвинять некоторые западные страны, Грузию и Азербайджан во вмешательстве во внутренние дела России. Во всем кавказском регионе может начаться неконтролируемая силовая эскалация.
В условиях перманентного ухудшения ситуации Медведев досрочно уходит в отставку. И.о. президента становится Путин, который за счет массированного использования остающихся сил армии и внутренних войск добивается краткосрочной стабилизации на Северном Кавказе. Запад начинает массированную антироссийскую кампанию под лозунгом: "Нет — путинской диктатуре!" Поздней осенью 2010 года проходят досрочные президентские выборы, на которых побеждает Путин.
Однако в условиях отсутствия новой стратегической программы ситуация в стране будет неуклонно ухудшаться, особенно в условиях продолжения глобальной рецессии.
СЦЕНАРИЙ 3
В течение 2010 года происходит резкое обострение системного кризиса в России. На фоне снижающихся цен на мировых нефтяных рынках заметно ухудшается социально-экономическая ситуация в стране. Начинается новая волна банкротств в банковской сфере и в промышленности. Уровень безработицы в стране резко возрастает, достигая критических 13-14 процентов. В ряде российских регионов осенью 2010 года начинаются голодные бунты. Одновременная дестабилизация ситуации на Северном Кавказе ограничивает возможность федерального центра использовать внутренние войска и спецсилы в нестабильных регионах.
В условиях всеобщего поиска "главного внутреннего врага" усиливается конфронтация между правящим тандемом и некоторыми влиятельными региональными элитами, в частности, в Москве, Башкортостане, Приморье, ряде северокавказских республик.
Противоречия внутри правящего класса все больше выплескиваются на поверхность в виде открытой информационной войны и массового сброса компромата. Напряженность в правящем тандеме также растет.
Возможные техногенные катастрофы на нескольких крупных энергетических и химических предприятиях еще больше усиливают нарастающий хаос и общую неуправляемость в стране.
В этих условиях властвующий тандем идет на введение в стране режима чрезвычайного положения, который, однако, фактически уже не может функционировать и на деле просто имитируется. Опять-таки, в условиях отсутствия стратегической программы ситуация продолжает ухудшаться. Дело доходит до того, что волна террористических актов докатывается до Москвы и Санкт-Петербурга.
Парализующая растерянность охватывает верхи российского правящего класса. На выборы 2012 года Путин не идет, поддерживая кандидатуру Медведева, который, однако, не факт, что победит. Возможно, что с политической авансцены уйдут и Путин, и Медведев, выдвинув некую согласованную кандидатуру, например, Якунина или Сердюкова. Однако этот кандидат вряд ли гарантированно победит, если не договорится с основными кланами российского правящего класса, прежде всего, влиятельными региональными кланами, а также с ведущими кругами западного истеблишмента. Причем такие договоренности могут быть достигнуты только на основе кардинальной ревизии и освобождения от путинского наследия.
СЦЕНАРИЙ 4
По сути, это тот же самый сценарий 3, но гораздо более резко и катастрофически выраженный. В четвертом варианте совокупный эффект западного воздействия гораздо более ярко выражен.
В рамках этого сценария ключевые западные центры стремятся перехватить управление "больным человеком Евразии" в свои руки, чтобы не допустить кризисной дестабилизации во всем мире. Поэтому в этой игре будут использованы все возможные дипломатические и аппаратные козыри — сенсационные данные о реальном уровне коррумпированности в России, раскрытие информации о зарубежных счетах ведущих деятелей российского правящего класса, ошеломляющие факты сращивания государственной власти с криминальным миром и т.д. — для того, чтобы, во-первых, не допустить широкомасштабной внутренней силовой конфронтации в ядерной стране, а во-вторых, мягко и гибко перехватить власть и передать её новому управляемому режиму.
Объективно у Запада три основные цели. Во-первых, взять под международный контроль российский ядерный потенциал, включая и мирные атомные электростанции. Во-вторых, окончательно покончить с путинским "чекистским" режимом. В-третьих, и это самая главная задача, "кардинальным образом переформатировать коррумпированный российский экономический класс". Российская бизнес-коррупция с ее мощными криминальными корнями — для Запада гораздо более опасная угроза, чем в свое время советские дивизии и советские ракеты.
Поэтому в этой игре Запад сделает всё, чтобы в 2012 году (или даже раньше) поставить своего человека Президентом России. Это будет не Медведев и даже не Касьянов, а скорее всего специфический управляемый силовик типа Сердюкова.
Такой выдвиженец, став Президентом, поведет действительную борьбу с коррупцией, в ходе которой многие известные и очень известные в настоящее время российские персоналии окажутся на скамьях подсудимых, в том числе и в Гааге. Новый Президент в глазах абсолютного большинства российского населения станет национальным героем. И именно это даст ему возможность постепенно передать контроль над остатками советского ядерного потенциала "международному сообществу".
Тем самым, "большая игра" будет окончательно сделана.

1.0x