Авторский блог Валентин Пруссаков 03:00 21 октября 2009

ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

НОМЕР 43 (831) ОТ 21 ОКТЯБРЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

ГРУСТНО И ОДНОВРЕМЕННО СМЕШНО наблюдать за тем, как США навязывают мусульманскому миру свою демократию. Ведь в исламской традиции всегда существовала демократия, причем еще в те времена, когда Америки не было и в помине.
В одном из хадисов Пророк замечает: "Моя умма (мусульманская община) не ошибается!" Про себя же он, однако, говорил: "Я человек и могу ошибаться", но умма — нет. Этот хадис тесно связан с ключевым тезисом ислама: власть от Бога, власть для Бога и власть должна приводить людей к Богу. Слова "Моя умма не ошибается" означают, что каждый человек общины отвечает перед Богом и отвечает перед властью. Он, таким образом, реализует эту власть, участвует во власти. Это и есть настоящая демократия.
Исламская шура (совет) — это не просто собрание, это, прежде всего, — консультации и выработка общего мнения. Иначе говоря, постоянный переговорный процесс по самым разнообразным проблемам. Общая точка зрения должна быть представлена амиру — правителю, который должен ее реализовывать. Подобная ситуация существовала во времена четырех праведных халифов и в некоторые другие периоды. Отход же от нее в мусульманских странах привел к упадку исламского сообщества и к деградации мистического понятия уммы.
Демократия в исламской традиции — система власти, при которой каждый включен в процесс принятия решений. А амир /вождь, лидер/ — лишь "самый достойный человек", призванный претворять эти решения в жизнь. Отсюда следует, что представление о том, что исламский мир никогда не знал понятия "демократия", в корне не верно и надуманно. Другое дело, что элита мусульманских стран, в силу тех или иных причин, отошла от идеалов мусульманской уммы и от принципа "вся власть от Бога". В отходе от подлинной исламской демократии — главная причина отсталости современного мусульманского мира.
Очевидно, что американцам и всем прочим "цивилизаторам", настырно лезущим со своими поучениями и наставлениями в исламские страны, следовало бы быть в курсе демократических традиций ислама. Хотя бы лишь потому, что американской демократии немногим больше двух веков, а демократия в исламе существовала значительно дольше.
ИСЛАМСКИЙ МИР, его неторопливое и созерцательное существование под сенью божественных истин, переданных Пророком, всегда привлекал русских писателей и путешественников. У одного из них, русского эмигрантского автора Василия Ивановича Данченко, немало поколесившего по свету, обнаруживаются замечательные строки, поражающие не только своей красотой, но и глубоким пониманием и проникновением в совсем иную жизнь:
"Суетливая, наглая Европа врывается в священный покой мистического Востока… Сотни новых богов банка, биржи, вывоза и ввоза, хищничества и воровства, подкупа и насилия, громят бронированными кулаками старую бронзу этих ворот, на которых еще цело киноварью по золоту в бесчисленных арабесках молитвенное восклицание: Нет Бога, кроме Бога!..
Как и много веков назад, под тяжелыми куполами мечетей, молчит и ждёт созерцательный Восток. Молчит и ждёт, чутко прислушиваясь к молитвам муэдзинов с высоты минаретов, к стихам Корана в сумраке михрабов… Молчит и ждёт…
Не будите Востока!
Вспомните, какой бешеной волной он некогда прокатился из Аравии в Индию и Китай, из Сирии по всему северу Африки, в Иберию Готов, пока не встретил равных ему стихий: Великого и Атлантического океанов.
Не заснул, а только отдыхает, в блаженных ясновидениях пылающего неба. Не будите его!
Его Нирвана только сон. Пробудясь, Ислам всё зальет своею и вашей кровью. На ней выросли эти кипарисы Скутарийских кладбищ и прекрасные розы Гюль-Гана "Сладких вод". Ею окроплены белые в алых брызгах лилии Дамаска. В огне Ислама горят и не сгорают пахучие кисти Гафиса, растрескалась и жаждет новой кровавой Чаши высохшая и жаркая почва Алеппо и Мосула. Не умерло семя боевого восторга в Дамаске, в долинах Тигра и Евфрата… Спит, или ждёт? К чудесным легендам былого величия прислушивается сказочный Багдад… И великолепная Басра на Шат-Эль Арабе… Не будите их.
Тот, кто не щадит свою жизнь, равнодушен к смерти иных племен. Он не страшен, пока, скрестив ноги на полинявшем ковре, сидит в прохладном сумраке и перед дымящею чашкой ароматного кофе следит за причудливыми рисунками дыма из ворчливого наргиле. Следит и наяву видит яркие сны сквозь полуопущенные длинные ресницы. Или на плоской кровле, сотворив намаз, под чистым звёздным небом замирает в неподвижности, чтобы не нарушить ему одному понятного таинства его души…
Не будите Востока!"
Этот призыв давно всеми позабытого русского писателя никто не услышал или же не захотел услышать. Самодовольный, сверхвооруженный, опьяненный сознанием собственного могущества и полной безнаказанности, лишенный даже намека на мудрость Запад, вознамерившийся переделать весь мир по своему образу и подобию, не признает чужого права на жизнь и чужих молитв, иных правил и законов. Что ж, отказавшись прислушаться к грозному предупреждению, пусть потом пеняет на себя.

1.0x