Авторский блог Сергей Угольников 03:00 26 августа 2009

В городки!

Любой городской житель РФ, вынужденный любоваться огромными рекламными щитами, разрушающими исторически сложившийся облик, неизбежно ностальгирует по стране со "ста пятьюдесятью миллионами квадратных километров без единой рекламы Кока-Колы". Бесцеремонность и тупость, с которой пёстрые щиты устанавливаются на любом приглянувшемся коммерсантам фасаде, сравнима разве что со временами "комиссаров в пыльных шлемах", идейные наследники которых вернулись во времена перестройки. Вполне возможно, что такая разнузданность связана с гуманитарными недоработками периода брежневской стабильности. Чеканной фразе "политика — это концентрированная экономика", не хватало продолжения, которое звучит как "реклама — это разбавленная идеология". Исходя из второго тезиса, можно делать множество экстраполяций, сопоставлять количество наглядной агитации в СССР с величиной брандмауэров и спама в РФ и предместьях, но эти затеи лучше подходят для диссертаций спекулятивных политологов. В практическом же плане интереснее выглядит анализ площадей, на которых изображение любой "колы" смотрится нелепо. А так как самым предметным "носителем рекламных носителей" является спорт, то тут, во всём многообразии предложения, и можно вычленить экологически безопасные островки.

Когда речь заходит о национальных видах спорта (по определению несовместимых с глобальными брендами и тотальными способами их распространения), то первым из образчиков вспоминается "славяно-горицкая борьба". Не имея никаких возражений против развития этой экзотики, можно, однако, указать неизбежные препоны в её продвижении. Проблемы для превращения данной забавы в вид спорта возникают не только организационного, но и этического плана, что хорошо видно на примере соседней Украины. Смена каждой "незалэжной" власти на ещё более "свидомую" неизбежно сопровождается плясками вокруг "боевого гопака". Предыдущий режим обвиняется в игнорировании исконного развлечения древних укров. Разоблачение врагов гопака длится несколько лет, активизируясь к каждым следующим выборам, когда приходится разоблачать врагов среди недавних подвижников самостийного искусства. При всей политической обусловленности таких безотказных грабель, в обыденной жизни от них всё-таки желательно уклоняться.

Среди действительно русских видов спорта есть примеры гораздо лучшей организации состязаний. Например, гонка патрулей, именуемая сейчас биатлоном, хоккей с мячом, который клинические идиоты предпочитают именовать "бенди", гиревой спорт и городки. Предвижу возмущённые вопросы: "Куда же пропала лапта?". Однако даже при больших финансовых вливаниях возвращение этой игры к былым вершинам популярности в РФ не выглядит реалистичным. Соревнование за популярность между отеческой лаптой и мондиалистским бейсболом возможно либо в условиях длительно поддерживаемой культурной традиции, либо при жёстком противостоянии двух систем. Если для немцев возможно хранить чистоту и непорочность кегельбана от потуг любителей боулинга, то для русских, переживших набор физкультурных влияний от рабочих спартакиад до безнадёжного внедрения американского футбола, заботы о конкуренции с тем, чего нет, справедливо покажутся несвоевременной тратой времени и денег. Если хранители идей чучхе ограждают правила своего тхэквондо от недружественных нападок оккупированных южнокорейских таэквондистов, то не факт, что граждане РФ смогут так же озаботиться церемониальными тонкостями.

Тем более — лето в России короткое, даже футбольный чемпионат при минусовых температурах заканчивать приходится, потому очевидна предпочтительность развития всепогодных и зимних видов спорта. Таких, как биатлон, который выстраивает баланс между необходимостью быстро бегать на лыжах с рациональным распределением сил при подходе к стрельбищу. Гонка патрулей стала международным явлением не благодаря спонсорским вливаниям, а по причине своей динамичности и выработке навыков, пригодных в реальной жизни. Но спортивная коммерциализация и взаимосвязанное с бизнесом правозащитное движение, позволяющее норвежским "астматикам" (бегунам на лыжах с аллергией на снег) официально употреблять допинг, делают своё дело. Неизвестно, чем был мотивирован Прохоров, решив возглавить федерацию гонок патрулей. Вполне возможно, что желанием недорого усилить охрану своей крайне необходимой персоны. Но, несмотря на финансовые возможности олигарха, ничего более оригинального, чем приватизация общественных фондов им до сих пор не придумано. И надежды на исправление ситуации исчезают пропорционально чехарде со спортивным менеджментом в федерации.

Идентичную тщету, но уже административных потуг, демонстрирует дорогое руководство Москвы в желании восстановить былую славу флагмана отечественного хоккея с мячом — "Динамо". При всём уважении к великому тренеру Янко, в нынешней столице, с её полчищами гарстарбайтеров, не видевшими даже игр ташкентского "Пахтакора", игра в маленький оранжевый мяч клюшками на большой ледовой площадке никогда не соберёт достаточного количества зрителей. Аншлаг на матчах русского хоккея может случиться только в городах русского Севера, чьи нужды распорядители финансов РФ игнорируют.
Лишёнными административной и финансовой опеки остаются, таким образом, только гиревой спорт и городки. Конечно, это не добавляет им внимания СМИ, но как раз такое "лишение" и может стать локомотивом некоторых элементов русского производства. Махание гирями, сохранившими русскую систему измерения весов, пудами, с купеческим правилом креститься шестнадцатью килограммами, помимо развития силовой и скоростной выносливости, развивает координацию. Атлеты могли бы сами по себе стать прекрасным примером необходимости отказа от ГМО, подвинув с медийной сцены тщедушных деятелей "Гринписа". Да и федерацию этого вида спорта можно перенести подальше от МКАД, лучше на родину былинного богатыря, в Муром. Такой незатейливый трюк (вполне пригодный и для других учреждений лечебно-оздоровительного профиля) сами своим фактом может как минимум расширить рынок внутреннего туризма. А при алгоритме развития, который сейчас кажется чересчур оптимистичным, может быть увеличен спрос на другие предметы национального обихода (совсем необязательно — сувениры), традиционные для местного климата.

Не надо долго ломать голову и над тем, где искать спонсоров федерациям городков. Игра, цель которой заключается в том, чтобы битой вышибить из города несколько чурок, на определённом историческом этапе стала вытесняться боулингом. Привычка догонять и перегонять Америку, внедрённая как руководство к действию Хрущёвым, так просто не проходит, даже у существ, путающих боулинг с кегельбаном. На их сознание слабо действует не только открытие границ с возможностью усвоить реальное состояние дел, но и просмотр голливудской продукции. Например, фильмов "Большой Лебовски" или "Заводила", в которых атлантический круг почитателей боулинга очерчен предельно чётко — это аутсайдеры. Тоже правильно, ведь и "стиляги" шестидесятых, бессмысленная хрущёвская пена, тоже ориентировались на толстые подошвы люмпенизированных такелажников Портсмута.

Для восстановления статус-кво совершенно необязательно оживлять призрак Остапа Бендера. В городки, в отличие от боулинга, играла не прослойка аутсайдеров, а Лев Толстой и Иван Павлов. Импортные спонсоры для этого вида спорта не годятся по определению, поэтому городошникам надо либо сконцентрироваться на привлечении к себе местного, но крупного производителя кваса (тархуна, медовухи, семечек), либо закупить оборудование с сырьём, и начать варить (разводить, жарить) самопальную продукцию. Рекламный манускрипт про то, в каких нелёгких условиях был сохранён рецепт изготовления этого уникального напитка (масляничной культуры) и как были преумножены традиции древних квасобродов (пчеловодов, обжарщиков семечек), можно написать и размножить за десять минут. Да и курс на развитие современных технологий городошники вполне могут если не возглавить, то поддержать. Достаточно вспомнить, сколько компьютерных симуляторов городков появилось в те времена, когда таких мудрёных слов ещё не знали, и называли устройства по-простому — электронными играми. А некоторые детали городошной площадки: уже сейчас готовы к появлению на них логотипов отечественной продукции сложного нефтеоргсинтеза.

Конечно, слабым звеном является отсутствие оборудования для автоматической установки фигур в город, но проектирование и изготовление таких автоматов и есть шанс для отечественной промышленности: алгоритм, чай, не самый сложный, а администраторы, желающие вывезти бюджетные средства через "крайне необходимые" закупки импортной техники, проснутся ещё не скоро. Есть субъективная сложность и с созданием фетишей вокруг городошного снаряжения. Как американцы "облизывать" шары для боулинга или клюшки для гольфа, мы не сможем, не тот национальный характер. Но и тут не всё потеряно. Как показывает практика, большинство находящихся в хозяйственном обороте бит — бейсбольные. Граждане, не расстающиеся с этим нехитрым иностранным спортинвентарём даже в автомобиле, записываются общественным сознанием в разряд криминалитета. Не привилась в РФ игра, обыватели справедливо не верят в искренность увлечения бейсболом, и подразумевают его нецелевое применение. Увеличение продаж городошного оборудования может гармонизировать социальные отношения, уменьшить неестественную сегрегацию и привить физкультурникам на дороге хотя бы немного вежливости.

Естественно, изложенные возможности "стимулирования нетарифного регулирования" не исчерпываются рамками газетной статьи, хотя и могут показаться маниловщиной. Но гораздо утопичнее надежды на то, что экономику РФ выведут из кризиса усилия Чубайса, распоряжающегося вполне реальными бюджетными средствами, или спекулятивное московское строительство с мутноглазыми подрядчиками, плодящими руины, на которые удобно взгромоздить рекламный щит. Кто хочет — тот ищет возможности, а найти маркетологов, не требующих многомиллионных бонусов, но на порядки более компетентных, чем Гайдар и пристяжные, — вполне решаемая сегодня задача.

НОМЕР 35 (823) ОТ 26 АВГУСТА 2009 г.

1.0x