Авторский блог Редакция Завтра 03:00 13 мая 2009

ДВАЖДЫ УБИТЫЕ

НОМЕР 20 (808) ОТ 13 МАЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Валерий Ильин
ДВАЖДЫ УБИТЫЕ

Я писал эти строки накануне очередного праздника Победы в Великой Отечественной войне — праздника по-настоящему всенародного и весеннего.
Вместе с природой расцветает и наша национальная душа. Первая полынь уже серебрится в степи между Волгой и Доном. В 27 км от центра Волгограда у села Россошка расположены два солдатских кладбища: русское и немецкое. Тут-то и производятся ныне перезахоронения останков советских и немецких солдат, погибших в ходе Сталинградской битвы.
Именно в апреле, пока ещё не вошло в рост степное разнотравье, на земляных проталинах особенно бросается в глаза одна не очень-то весёлая примета весны: тут и там желтеющие разрозненные кости, отрепья ремней, портупей, подковки от обуви — рядом с бесчисленными копками вокруг. Ходишь, прикапываешь на место вывороченные комья дёрна и думаешь себе: "они открылись". Теперь до самых морозов будут маячить в степи странные субъекты: не грибники и не охотники, не фермеры и не гастарбайтеры, — в камуфляже, подпоясанные ремнями с пряжками с затёртой руной, в кепках на немецкий манер. Обязательный атрибут пришельцев — справная лопата с укороченным черенком и верещащий на разные лады металлоискатель, натасканный на всякий скрытый под землей железный "хлам да хабар" (это "феня" у них такая), размеры "ништяков", глубины залегания...
А в сторонке — непременно — невзрачный "Жигулёнок" или УАЗик, куда они то и дело челночат что-то сложить в багажник, а надо — и срочно "свалить" от лишних глаз. Копатели. Копачи. Бесславные рабы чужих реликвий...
Придёт в поле запоздалый фермер или агроном, обнаружит ямы — прямо по озимкам — а спросить-то уже и не с кого. Лесничий, местные жители наткнутся на развороченную лесополосу — а им бумагу под нос: мы, типа, поисковики, легальные в общем, ищем наших героических воинов. Бумага всамделишняя. Только пользуются ею, как прикрытием: чтобы не придирались, не мешали делать гешефт. А то и германскую бумаженцию со штампом предъявят. А что там, в этом фиговом листке, прописано? Может, о раскопках — и ни слова? Наши-то проверяющие — ни бельмеса… отступаются. А чьих же рук тогда раскопы с брошенными костями "русаков" (опять их подлый сленг)? Отвечают: "Это — не мы. Мы наши позиции не трогаем" ("взять"-то, мол, нечего!). Это, типа, неопытные полезли(!). Градация, однако! С деградацией.
Бывает, нарвутся и на машину ППС. Тут дело ясное: штраф. Тысяча, а то и две рублей. Оружие, взрывчатка? Упаси, боже! (Знают, за что посадить могут — не детки в песочнице копаются). Слезу пустят: время тяжёлое, металлолом вот собираем. А назавтра продадут на "птичке" (местная барахолка), или богатеньким москвичам, или тем же иностранцам русскую (а еще лучше и дороже — немецкую) каску — и "оправдают расходы"...
А что ищут-то? Да — всё. Лишь бы "гансовское": запчасти от техники, амуницию, награды, знаки отличия и, конечно, личные жетоны. Надо признать, что нацистская военная атрибутика обладает неким магнетизмом, особого рода эcтетикой. Одних только наградных знаков Третьего рейха — около пятисот: и ордена, и медали, и нарукавные наградные знаки, и войсковые эмблемы, а еще — петлицы с рунами, эмблемы на фуражках, погоны, кольца, пряжки ремней и прочая, и прочая... А поскольку эти полуистлевшие реликвии — ещё и с ореолом "Шталинградер Шлахт" (впрочем, это относится к любой железячке, найденной в наших степях: гильзе, ложке, зажигалке и пр.) — то приобретают они особый статус и… цену. Всё, что "из-под Сталинграда", идёт с молотка. Кстати, электронный аукцион копателей-"милитаристов" так и именуется: Молоток.Ру.
А раз кормится человек от мертвых врагов, то и поневоле начинает зависеть от них. Давно замечено: любой раб "копачки" хоть немного — да "фриц". Благоговеет перед их героями, их наградами и с презрением отзывается о нашей "сиволапой" народной армии, взявшей, мол, числом, а не умением. Но на деле — это уже моральные мутанты, для которых нет ничего святого ни на этой, ни на той стороне — только деньги, только "хабар". Память об убитых на войне они убивают снова.
Ежегодно на мемориал в Россошку приезжают тысячи туристов из Германии, Австрии и других европейских стран. Выполняя межправительственное соглашение и по поручению Германского народного Союза по уходу за воинскими захоронениями, мы, строители, смонтировали более 100 гранитных кубов, на которых выгравированы имена всех пропавших без вести немецких солдат и офицеров — по архивным данным… С нынешними их потомками мы общаемся искренно и нелицемерно. И вот, смотришь на этих стариков, уже взрослых внуков и правнуков: ищут, истово ищут имя "своего" на кубах, на гранитных досках на стене основного кладбища, где захоронены останки опознанных. Так важно человеку обрести место душевного покоя и памяти своих некогда воинственных предков. Кто-то находит. А бывает, что и нет, — нередки случаи, когда копачи "подняли" останки "ганса", забрали всё "ценное" — прежде всего личный жетон, и пошёл тот из рук в руки, на интернет-аукционы, питая басню о том, что немцы отвалят за посмертный жетон родственничка если не "Мерс" — так "Фольксваген" точно...
Самое страшное — когда молодежь, не видящая для себя достойных жизненных перспектив, пополняет ряды "черных копателей". Хотя в целом военно-патриотическая работа в области весьма активна. Действуют 30 поисковых отрядов. В начале марта на "русской стороне" поля состоялось очередное перезахоронение: обрели покой 316 советских воинов — увы, безымянных.
Уверен, похожая ситуация существует и в других регионах России, где прокатилась война. Не пора ли поставить жёсткий заслон на шакальих тропах мародёров и духовных дезертиров?
Сталинград — это символ войны и Победы, что дельцы давно "просекли" и, говоря их подлым языком, "раздербанили бренд", кто на что: на "сталинградские" колбасу, водку, пиво, сигареты и тому подобный позор. Желаете отобедать "по-фронтовому" — пожалте в кафе "Блиндаж", что на самом верху Мамаева кургана. Там великий ассортимент "боевых" блюд: от блинчиков "Окопных" до ассорти, опять же, "Сталинградского". Придёт этакий деньгастый немец-турист, а цены там, понятно, "туристические", поест-попьёт, крякнет сыто: "Йа-йа, Шталинград! Зер гут!" Мол, что было — то было, быльём поросло.
От великого мифа отщипывают свою мзду бесчисленные папарацци и кустари-подельщики, авторы "мемориальных" композиций из ржавых осколков и надраенных до латунного блеска гильз.
Фирмачи венчают свои бланки фотомотивами с главной высоты России. Оттуда же взывают к нам депутаты с дорожных рекламных щитов. И только главному герою истории, собственно городу, — отказано в его настоящем имени. А почему? Да зовись наш город Сталинградом — думаю, экстремисты разных мастей, грозящие сегодня оттеснить русских за черту Волгограда, поостереглись бы трепать языком. Потому как само слово Сталинград мистически заряжено убойной силой нашего оружия и солдатской доблести. А, может, потому, что город есть… и его нет? Разве скопище рекламных щитов, казино, иноязычных вывесок, банков, иномарок и торгово-развлекательных центров при закрытых заводах — и есть город-герой? Талдычат: "город, в котором хочется жить". Что до меня, так я родился в Сталинграде, о чём есть чёткая запись в метрике. На память. Если отшибёт.

1.0x