Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 16 декабря 2008

МУЖСКИЕ ПЕСНИ

НОМЕР 51 (787) ОТ 17 ДЕКАБРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra. ru Web
Андрей Смирнов
МУЖСКИЕ ПЕСНИ

АФ СКЛЯР. «Песни моряков» («СОЮЗ»), 2008.
В прошлом номере, говоря о последней пластинке группы «Ундервуд», упомянул Головина. Посему логично затронуть свежую работу одного его старинного знакомца, считающего себя учеником мэтра. Некоторые головинские произведения становились достоянием общественности именно через альбомы Александра Скляра и «Ва-Банка» — «Эльдорадо», «Робинзон Крузо», «Склиф» — весьма заметные номера в скляровском творческом багаже.
Подруга прослушала пластинку, фыркнула: «Молодится! » Да, Скляр в этом году отметил пятидесятилетний юбилей. Хотя внешне за последние лет двадцать, кажется, совсем не изменился.
С налёта понять, почему «Песни моряков» — сольник — сложно. Густой современный рок-н-ролл с влиянием альтернативного рока и шансонными интонациями вполне ложился бы в концепцию «Ва-Банка» и в дискографии не выглядел бы курьёзом. Но за что можно уважать Скляра, так это за упрямое нежелание следовать сложившейся репутации. Большое число побочных проектов, параллельных службе в «Ва-Банкъ», свидетельствуют о разносторонних интересах, богатом потенциале. Здесь тебе и «Библиотека путешествий», интерпретация наследия Вертинского, Алёши Дмитриевича, совместный альбом с «самим» Виктором Пелевиным. При этом совершенно необъяснимое долговременное пестование редкостного отстоя в виде фестиваля «альтернативщиков» «Учитесь плавать» (да ещё дать бездарным выкрутасам название одного из самых тонких поэтических опусов Головина).
Скляр уже оговорился, что «Песни моряков» не стоит путать с «Песнью моряка» Кена Кизи. Но эпиграф к роману из Леонарда Коэна уместен и здесь:
И Христос был мореходом,
По волнам бродя как посуху,
И увидел Он сквозь воды,
Раздвигаемые посохом,
Что лишь очи утопающих
Видят лик Его светлейший,
И велел Он начинающим
Воды бороздить в дальнейшем
И сказал: «Пока свободу
Не найдёт в пучине,
Заповедую по водам
Плыть вперёд мужчине».

В «Песнях моряков» прежние интересы и проявления Скляра сливаются в единое целое: «Ва-Банкъ»; сольники наподобие пластинки «ДендиДиана»; совместные циклы с Сукачёвым и Глебом Самойловым.
Альбом имеет примечательный эпиграф из легендарного самурая Миямото Мусаси: «Каждый должен стремиться к совершенству на своём пути». «Книгу пяти колец» Мусаси о военной стратегии и искусстве фехтования Скляр некогда озвучил в формате МР3.
Так что «Песни моряков» — своего рода подведение итогов. В последнем номере «Rolling Stone» Скляр выразился таким образом, что прошёл этап становления, подготовки: «Ныне нащупал всё».
Собственно, песни в альбоме объединены не темой моря, это мужские песни. Отсюда крепкие варианты «Шамана» и «Предательства и контрабанды», очень личная «Буду я любить».
Романтизм Скляра суров, вся его экзотика лишь правильный и успешный фон для самообретения.
Также среди «песен моряков» — убедительная версия цоевской «Мама, мы все тяжело больны». Журнал русских традиционалистов «Ориентация» в середине девяностых интерпретировал эту песню как разрыв с миром дольним: «Мама, мать-природа всегда символизировала эмпирическую действительность. Осознание того, что мы все сошли с ума свидетельствует об их чуждости этому миру, ведь они сошли с ума для »матери«. Человек от мира сего так воспринимает мистиков, подвижников».
Кстати, в вышеупомянутом интервью Скляр хладнокровно определяет себя именно как «мистика».
Завершает пластинку триумфальный хит раннего «Ва-Банка» (актуальный в свете последних «гастролей» президента) «Революционеры на Кубе» и почему-то скрытая кода «Три Ноль Шесть».

Несмотря на некоторую помпезность, альбом по звучанию почти идеален. Что обламывает в некоторых скляровских проявлениях, творческих и декларативных, так это явственный тактизм. Помню, как изумился в феврале этого года добрым словам памяти Летова. За год до этого довелось видеть запись, где Александр Феликсович резко критически отзывался о творчестве Егора. Поменял мнение, передумал? Вряд ли, скорее решил выступить политически верно.

Может быть, именно поэтому несомненная верность рок-н-ролльному богу была воспринята как — «молодится».
Скляр твёрдо стоит на земле. Но земля — женская стихия. Ведь как писал Головин: «Для мужчины нет ни прошлого, ни будущего, для него нет вообще категории протяженности, а есть мгновение. Он живет сердцем, порывом, не знает ни трусости, ни храбрости по одной причине — сердце не знает подобных эмоций».
1.0x