Авторский блог Редакция Завтра 03:00 2 декабря 2008

ЗАКОН БЕЗ СИЛЫ

НОМЕР 49 (785) ОТ 3 ДЕКАБРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Геннадий Кочергин
ЗАКОН БЕЗ СИЛЫ

Прошло уже немало времени после принятия закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". И теперь складывается впечатление, что он был принят в спешке, без изучения всех тонкостей и проблем на селе. Понятно, они мгновенно проявились и высветились. Стало очевидно: разработчики закона совершенно забыли про материально-финансовое, бытовое, техническое, инженерное и кадровое обеспечение органов местного самоуправления.
После настойчивых обращений депутатов начали частично устраняться некоторые проколы и пробелы. К примеру, по поставке компьютеров и мебели. Но это — мелочи в сравнении с основным массивом нерешенных вопросов.
Главнейший из них — пропасть между государственной и местной властью. Кто нас разделил и зачем?
С сельских поселений берут налоги, хотя им определили жить самостоятельно. Причем налоги немалые. Но стоит обратиться в органы государственной власти даже по архиважной проблеме — сразу отлуп. Все запросы возвращаются обратно. Как это понимать? Народ платит налоги, нанял правительство на работу — и ничего от него не получает в экстренных случаях. Органы местного самоуправления своими скудными силами решать стратегические задачи (газификация, строительство дорог, освещение, связь, радио и т.д.) не способны. Где наша доля от проданного газа, нефти, леса и других природных ресурсов? Крестьянин живёт на земле и ничего не имеет от её богатств. Кормил и кормит страну, поставляет трудовые ресурсы в город, армию и флот, а по-прежнему живет на голодном пайке.
Иерархия власти и территориальная подчиненность главам муниципальных районов и сельских поселений должны быть закреплены законодательно по отношению к руководителям хозяйствующих объектов, организаций и структур всех министерств и ведомств, в том числе отделов внутренних дел и участковых милиционеров на территории муниципальных образований. Сегодня этого нет. Кому-то уж очень выгодна такая беззубая система власти на местах. Кому-то очень удобно жить и работать без контроля, без спроса, без проверок. Ведомственные начальники далеко, "на ковёр" никто не вызывает, обстановку ежедневно докладывать и отчитываться за работу не надо. Никто никому не подчинен и никто ни перед кем не отчитывается. Каждый варится в собственном суверенитетном соку ельцинского разлива. А потому сегодня просто невозможно разрешать житейские и бытовые проблемы по обеспечению села водой, теплом, электричеством, газом, по содержанию всех объектов социально-культурного назначения: школ, детсадов, памятников, местных кладбищ, дорог и мостов.
Бывшие совхозы и колхозы, прежде успешно решавшие на селе социальные вопросы, ныне развалены до основания. Вновь созданные ООО совершенно открестились от забот местных жителей, перекладывают весь социальный груз на хрупкие плечи местной власти, у которой отсутствуют финансовые средства, техника, кадры и специалисты.
Для того, чтобы нормально функционировала жизнь на селе, необходимо создавать материально-техническую, ремонтную, инженерную базу с соответствующей инфраструктурой помещений и хранилищ при администрациях сельских поселений. В корне менять штаты самих администраций, ввести определенное количество заместителей глав сельских поселений по различным отраслям, направлениям. Необходимо иметь: бригаду водопроводчиков с техникой, электриков, слесарей-ремонтников, газосварщиков, токарей и плотников, оперативных дежурных, смотрителя-распорядителя на кладбище, пожарную команду и т. д. Для этого требуются немалые финансовые и материальные затраты, а их взять на местах неоткуда.
Сегодня, по-моему, пришла пора законодательно возложить решение социальных и бытовых вопросов в сельских поселениях на хозяйствующие объекты.
Бросили клич о создании местных бюджетов: мол, теперь заживёте. Но никто не задумался, из чего их создавать, если на территории всего один хозяйствующий объект, да и тот зачастую прозябает, а с физических лиц на селе много не возьмёшь. В странах Западной Европы, где самоуправление имеет давние традиции, и то — местные бюджеты на 40-70% состоят из государственных дотаций. Наш закон о местном самоуправлении посадил сельские поселения на голодный социально-финансовый паек. Более того, правительство хочет извлечь из села финансово-экономическую выгоду для себя.
Налоговые сборы целесообразно перераспределить, восстановив соотношение 50 на 50, а также увеличить отчисления в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц с 10% до 50%. Зачислять в бюджет сельских поселений до 50% от суммы штрафов и госпошлин. Увеличить в два раза ставки на земельный налог и арендную плату. Только при таких условиях можно создать в органах местного самоуправления нормальный социально-ориентированный бюджет.
Нас, депутатов, не устраивает порядок введения самообложения граждан на селе путем проведения референдума. Решение о самообложении следует принимать только на собрании или конференции граждан, а не на референдуме, который является дорогостоящим мероприятием.
Необходима дополнительная штатная единица — специалист по организационно-мобилизационной работе (начальник штаба), по учёту призывников, по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, прописке граждан и учету военнослужащих, прибывающих в отпуск и на каникулы. Нужен и секретарь-делопроизводитель с экономическим и юридическим образованием.
По уставу, главы муниципальных образований являются руководителями и высшими должностными лицами своих территорий. Но пока они совершенно не участвуют в назначении сотрудников военизированных структур и в присвоении им звания (или понижении на одну ступень), в наказании и поощрении соответствующих должностных лиц, а также в подборе и расстановке руководителей организаций, учреждений, ведомств и хозяйствующих объектов различных форм собственности. Что это за власть, когда даже участковый не подчинен главе сельского поселения и начальнику ОВД главы муниципального района и назначается без их согласия?!
Офицерский состав и другие категории правоохранительных структур должны, на мой взгляд, поощряться и продвигаться по службе только с согласия главы региона и муниципальных образований, а также председателей районной Думы и Совета депутатов сельских поселений. Вот тогда они будут служить народу верой и правдой, не жалея своего "живота". При этом милицию надо укомплектовывать по направлению из трудовых и воинских коллективов, с характеристиками соответственно руководителей и командиров воинских частей.
Неправильно, когда ведомственным структурам, в том числе ОВД и участковым милиционерам, предоставлена чрезмерная самостоятельность, когда они отдалены от руководителей муниципальных образований и региона. Это привело ко вседозволенности в их работе, ухудшению дисциплины и разнообразным правонарушениям.
Если создали администрации, если определили всем жить самостоятельно, то необходимо восстанавливать соответствующую территориальную подчиненность — иерархию власти, укреплять её. Судите сами. Органы управления есть и новые создаются. Средства связи, управления, автоматизации есть и совершенствуются. А объекты управления из подчинения главы региона, муниципального района, сельского поселения умышленно убирают.
Есть же наука управления, принципы и методы управления. Но сегодня жизнь на селе построена по принципу "что хочу, то и ворочу". Решили "наверху" животноводство изжить — и изжили. Захотел частник-энергетик связь отключить в администрации сельского поселения или муниципального района — и отключил. Постоянно идёт игра с огнём, пока не "клюнет жареный петух". Ведь потеря управления может привести к непоправимым деяниям. Подрывается боевая и мобилизационная готовность сельских поселений и муниципальных районов, которые являются основными поставщиками солдат в нашу армию. Словом, необходим федеральный закон о запрещении отключения любой телефонной связи в органах управления исполнительной и законодательной власти.
Да что там говорить — нет даже спецконвертов и бланков депутатских запросов. Нужен механизм переписки депутатского корпуса, органов местного самоуправления — как у федеральных, так и у региональных депутатов. Помещения не приспособлены к совместной работе депутатов представительного органа и органов местного самоуправления. Не установлены суточные дежурства силами штатных оперативных дежурных в администрации сельских поселений и муниципальных районов, что снижает боевую и мобилизационную готовность, а это система, которая должна работать днём и ночью: от администрации президента до администрации сельских поселений.
Настоящей болью для органов местного самоуправления стало содержание братских захоронений, памятников погибшим солдатам и офицерам в годы Великой Отечественной войны. Целесообразно предусмотреть статью в бюджете страны на эти нужды.
Сельское поселение — самый пожароопасный объект на сегодня. Ведь все корма (сено, солома) хранятся при подворьях. Районная пожарная команда не успевает прибывать для тушения пожара, и финал, как правило, плачевный. Руководству Министерства по чрезвычайным ситуациям надо наконец-то заняться своими прямыми обязанностями. Ведь деньги министр получает за прогнозирование и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, бедствий и организацию мер пожарной безопасности, а не за участие в избирательных кампаниях...
По закону "О местном самоуправлении…" депутаты представительных органов сельских поселений работают бесплатно. Более того, эта их деятельность даже не входит в трудовой стаж. Многие уже не хотят баллотироваться в депутаты. Их работу надо оплачивать из федерального и регионального бюджетов.
По навязанным нам уставам главам сельских поселений и районов только и остается, что заниматься публичными слушаниями, опросами, референдумами и выборами. Это не управление, а заигрывание с народом.
Устав должен иметь на первой странице текст присяги, под которой ставит подпись избранный глава поселения или района, а также понятную регламентацию. Ведь сотрудники, специалисты — это штабные работники администрации. Их служебная деятельность проходит в любое время суток. Она в корне отличается от рабочего человека, который выполняет определенное задание.
Последние 15 лет на селе безработица. Это привело к деградации, пьянству, воровству и разбою. Труженики села отстранены от управления делами в хозяйстве. Резко сократилось число рабочих мест из-за полного свертывания животноводства и перехода на однобокое производство "от зерна до зерна". Отмерли ряд сельских профессий и семейных традиций. Не востребованы выпускники вузов и техникумов. Множество разводов, молодёжь просто боится создавать семью — в итоге нулевая рождаемость. Трудоспособный народ весь становится на биржу труда, в Центр занятости для получения пособия. На селе нынче работают единицы, и в основном летом. Спасение — в крупных агрокомплексах, где рядом производство и переработка сельхозпродукции, где высокая механизация, образованные специалисты.
Сырой, ошибочный во многом Закон о местном самоуправлении требует срочной доработки.

Волгоградская область

Автор — депутат Распопинского сельского поселения
1.0x