Авторский блог Редакция Завтра 03:00 27 мая 2008

ОХОТА НА ИСТОРИЮ

НОМЕР 22 (758) ОТ 28 МАЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
ОХОТА НА ИСТОРИЮ
Зачем её начала ингушская прокуратура?
Добившись осуждения Эдуарда Ульмана, Сергея Аракчеева, Евгения Худякова и других российских военнослужащих, вайнахские борцы за права человека организовали новую облаву. На этот раз на гражданина России, не участвовавшего в боевых действиях в Чечне и вообще ни разу не ступавшего на чеченскую землю. После очередного доноса к розыску автора нашумевшей книги "Великая оболганная война" петербургского историка Игоря Пыхалова приступила прокуратура ингушского города Карабулака.
Что натворил гражданин Пыхалов? Призывал залить Чечню напалмом и сбросить на Ингушетию атомную бомбу? Требовал расправиться с вайнахскими диаспорами Петербурга? Или это отряд Пыхалова, а не Героя России Сулима Ямадаева, захватив мясокомбинат "Самсон", избил до полусмерти его директора Хамзата Арсамакова?
Нет, ни этих, ни других злодейств Игорь Васильевич не совершал. Он всего лишь опубликовал ряд статей о вкладе ингушей и чеченцев в сражения Второй мировой войны. Согласно приведенным Пыхаловым архивным данным, антиправительственные вооруженные формирования Чечено-Ингушетии потеряли в боях с Красной Армией и частями НКВД 4532 человека убитыми и пленными. В то же время среди погибших, пропавших без вести и попавших в плен на фронте, чеченцев с ингушами имеется лишь 2,3 тысячи, то есть вдвое меньше.
Нуждаются в уточнении и безвозвратные потери чечено-ингушских красноармейцев. Иные из них, перейдя на сторону Гитлера, воевали в батальоне "Бергман" ("Горец"), Кавказско-Магометанском легионе и других германских частях. Даже по официальным данным, вайнахов в Красной Армии погибло в пять раз меньше, чем куда менее многочисленных осетин, а по доле дезертиров и уклоняющихся от призыва ингушей и чеченцев превзошли только крымские татары.
"Отношение чеченцев и ингушей к Советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии, — докладывал 9 ноября 1943 года заместитель наркома госбезопасности Богдан Кобулов. — При первой мобилизации в августе 1941 г. из 8000 человек, подлежащих призыву, дезертировало 719 человек. В октябре 1941 г. из 4733 человек 362 уклонилось от призыва. В январе 1942 г. при комплектовании национальной дивизии удалось призвать лишь 50 процентов личного состава. В марте 1942 г. из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13560 человек, которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам…" И это без учёта дезертировавших или перешедших к немцам на фронте!
Опровергать архивные цифры Пыхалова нечем, и чечено-ингушская общественность тут же вспомнила о пресловутой статье "за разжигание межнациональной розни", под которую при желании можно подогнать даже Библию, и воззвала к прокуратуре. Первым "просигнализировал в органы" бывший министр здравоохранения Ингушетии Хамзат Цокиев, по неизвестной причине перебравшийся на невские берега и возглавивший там странную организацию под названием "Лига Наций Петербурга". Его тут же поддержало возглавляемое ельцинским министром печати Михаилом Федотовым Большое жюри Союза Журналистов, а экспертное заключение составил специалист по социологии африканских племён Николай Гиренко. Помимо обид за вайнахских джигитов, господа из жюри возмутились фразой, в которой Пыхалов "выставляет известных политиков, депутатов Государственной думы Явлинского, Артемьева, Гайдара, Ковалева и Рыбакова как защитников чеченских боевиков".
Силы были привлечены изрядные, но операция сорвалась. Петербургская прокуратура оказалась менее кровожадной, чем демократическая общественность, и ингушско-демократическая инициатива развития не получила. Прокуратура состава преступления в действиях Пыхалова не нашла…
Не добился успеха на нелегкой ниве привлечения внимания "органов" и главный чеченский правозащитник Нурди Нухажиев. "Где Генеральная прокуратура, когда налицо действия, направленные на раздувание национализма и шовинизма на территории Российской Федерации?" — возопил Уполномоченный по правам человека. И этот крик души остался без сатисфакции. Пыхалова не отправили за решётку.
Лидер ингушской правозащитной организации "Машр" и в своё время соратник Анны Политковской Магомед Муцульгов учел опыт соплеменников. Поэтому свою бумагу он отправил не в питерскую и не Генеральную, а в местную прокуратуру, для пущей убедительности приложив к заявлению интервью Пыхалова саранскому электронному агентству Info-RM. Расчет оказался верным, и старший следователь по особо важным делам по городу Карабулаку Юрий Измайлов тут же приступил к розыскам Пыхалова. Ну а поскольку главный спонсор "Машра" — Национальный фонд за демократию США, можно сказать, что российских прокуроров направили исполнять волю этой почтенной организации. Видимо, правоохранительные органы Ингушетии вообще и Карабулака, в частности навели у себя столь безупречный порядок, что им больше нечего делать, как ловить подозрительных историков!
Наверное, они блестяще вычислили подельников банды, которая, просочившись из Ингушетии в Осетию, захватила 1 сентября 2004 года школу в Беслане? Или полностью пресекли деятельность отряда боевиков, захватившего в ночь с 21 на 22 июня того же года несколько отделений милиции? Нашли и обезвредили организаторов засады у села Галашки 23 февраля 1996 года, когда погибло 12 бойцов 693-го мотострелкового полка и более пятидесяти было ранено?
Или прокуратура Ингушетии может похвастаться успехами в расследовании истребления остатков русской диаспоры? Ведь только с июля по ноябрь прошлого года боевики целенаправленно уничтожили 13 человек и ещё 11 ранили или покалечили, причём 6 убийств совершено именно в Карабулаке. Правда, за некоторые кого-то арестовали, но вот насчёт грядущего наказания виновных у меня есть сомнения. Уж больно часто президент республики Мурат Зязиков обвиняет в произошедшем некий "интернациональный сброд" и "врагов России" некоренной национальности.
"Я бы это больше отнес к информационной войне. Если даже в селе каком-то у нас курицу задавил кто-то просто случайно, молодой человек, который учится ездить на машине, так это передают на всю страну, — прокомментировал Мурат Магомедович расстрел в Карабулаке семьи учительницы Веры Драганчук. — Республика идет по пути созидания. Конечно, кому-то это не нравится. Не нравится тем силам, которые есть и за рубежом, и у нас в стране. Конечно, это кому-то не понравится, у кого-то там какие-то амбиции есть".
Президент прав! Жизнь семьи русской учительницы в Ингушетии, без сомнения, можно приравнять к судьбе местной курицы, а Пыхалова к Ульману и Аракчееву! Более того, процесс питерского историка должен стать первой ласточкой в серии последующих разоблачений "куриц", которые посмели встать поперёк дороги обучающихся политической езде горцев.
P.S. Мы связалась с Игорем Пыхаловым, который охотно ответил на наши вопросы.
"ЗАВТРА". В Чечне и Ингушетии опровергали ваши материалы?
Игорь ПЫХАЛОВ. Пытались, но весьма неубедительно. В основном всё сводилось к заявлениям о недопустимости использования документов "палачей из НКВД", пересказу фольклора, свидетельствующего о вайнахской доблести и более современным легендам, типа той, о четырех сотнях чеченцев, защищавших Брестскую крепость. Доносить куда легче, чем аргументированно отвечать.
"ЗАВТРА". Вы ведь писали не только про вайнахов…
И.П. У меня есть публикации, посвященные не самым красивым эпизодам истории поляков, прибалтов, финнов и крымских татар. Надеюсь, уже в августе этого года опубликовать свою книгу, посвящённую разного рода "невинным жертвам незаконных сталинских репрессий". Рабочее название "Они сражались за фюрера. За что Сталин выселял народы" — но, возможно, издательство даст другое.
"ЗАВТРА". Из их среды тоже идут доносы?
И.П. Пока только возмущённые публикации, столь же бездоказательные, как и вайнахские, но без призывов к расправе. Есть отзывы даже из-за океана. Бывший советник Бюро зарубежного вещания США и Госдепартамента США по СССР Пол Гоббл на страницах журнала "United Press International" подробно пересказывает мою статью "Надо ли нам стыдиться пакта Молотова—Риббентропа?", однако по существу ничего возразить не может.
"ЗАВТРА". В каком состоянии ваше дело сейчас?
И.П. В прокуратуру Саранска пришло письмо из Ингушетии с обвинениями меня во всех смертных грехах на 17 страницах. Буду счастлив ознакомиться с этим трудом, но следователи со мной пока не общались.
Материал подготовил Юрий Нерсесов
1.0x