Авторский блог Редакция Завтра 03:00 25 марта 2008

ТАК!

НОМЕР 13 (749) ОТ 26 МАРТА 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Тит
ТАК!

Отношение властей столицы к памятникам истории и культуры — известно какое…
Все меньше в центре старинных особняков и купеческих домиков, все больше подземных автостоянок и безжизненных бетонных новоделов. Но борьба мэра и его команды с памятниками именно советской эпохи носит какой-то нервно-патологический оттенок. Чего стоит история уничтожения щусевского шедевра — гостиницы "Москва"? Осталось тайной, покрытой мраком, — за каким лядом надо было ее сносить. В среде архитекторов и москвоведов обсуждались три версии. Первая — коммерческая, вторая — магическая, третья — техническая. С первой все понятно: памятник архитектуры нуждается в постоянном ремонте и не дает мгновенных сверхприбылей. Не лучше ли снести его, а вместо него "выдуть" из пенобетона по форме нечто подобное, но с совершенно другой начинкой?
Это, господа, не прецедент. Это подход, это философия. Речь идет не только о бескультурье, но об особом типе потребительства, которое основано на страстном желании как можно быстрее сожрать и испоганить все, что было создано и сохранено до нас.
Вторая версия — ритуальная. Гостиница "Москва" была культовым местом и, без всякого сомнения, символом столицы. А уничтожение "Москвы" должно символизировать наступление новой эры, в которой от любимого города останется только название. А вместо Первопрестольной возникнет чудовищная агломерация, состоящая из банковских центров и спальных анклавов.
Так называемая техническая версия — того мерзей. Говорят, что непродуманное спешное строительство изуродовавшего площадь торгового комплекса на Манежной имело, помимо эстетических, разрушительные гидротехнические последствия. Вторжение лужковских бульдозеров в мир тайных течений подземных вод привело к нарушению их баланса. "Поплыли" фундаменты соседних зданий. Под угрозой оказались Университет, Зоологический музей, гостиница "Москва", консерватория и Благовещенский собор в Кремле. Для того, чтобы громадный массив гостиницы не рухнул на головы некомпетентных чинуш, — ее срочно сломали, скрыв таким образом следы преступления.
Сегодняшний бетонный короб, возведенный на месте старой "Москвы", даже снаружи сильно отличается от оригинала. Что же касается интерьеров, то восстановление чего-то даже отдаленно похожего на сталинский стиль в принципе невозможно. Просто нет сегодня таких мастеров. Выточить из мрамора капитель, правильно выстроить колонну, изготовить дубовые двери или отлить фигурную латунную ручку… Для всего этого надобны специалисты высочайшего класса. Поездкой на выходные в "Икею" или бессонным трудом молдавских и турецких рабочих данную проблему не решить.
Сталинские архитектурные мастерские включали в себя целые ремесленные школы, которые работали по лучшим европейским стандартам, порой превосходя по результатам известные античные образцы. Сегодня вместо школ создателей мы имеем дело с прорабом, который закупает иностранные отделочные материалы и мебель, воспроизводя в интерьерах безликий, стандартный мировой "дизайн".
Судьба еще одного памятника "эпохи тирании" заставляет бессильно сжимать кулаки. Хотя это не только и не столько "памятник". Речь идет о Московском планетарии.
За время, пока идет "ремонт" планетария, в Москве были построены сотни банков и казино со стриптизом. Сотни торгово-развлекательных центров, будь они неладны. А планетарий на пятнадцать лет "завис". Земля под ним оказалась продана, целые поколения школьников полагают, что Марс — это шоколадка, и ни один московский чиновник не был расстрелян по суду как вредитель.
Знание звездного неба считалось необходимым в начале 30-х годов. Страна жила заветами Циолковского в предчувствии космической эры. Теперь курс астрономии исключен из обязательной школьной программы, а самый большой планетарий Европы скоро превратится в груду строительного мусора. Закрытый планетарий — это символ колониального настоящего России.
Пока Московский планетарий вновь не открыт, как можно верить разговорам о развитии и инновационных намерениях?
Еще один шедевр эпохи гигантов был мстительно устранен пигмеями. Прославленная скульптурная группа "Рабочий и Колхозница" Веры Мухиной в 2003 году расчленена и складирована. Работы над ее восстановлением практически не ведутся. Необходимый для замены каркас сооружения — не изготовлен. Московские власти обещали отремонтировать и восстановить ее до начала 2008 года. Эти обещания оставим без комментариев.
Отметим только, что триумф "Рабочего и Колхозницы" на Всемирной выставке в Париже в 1937 году — это была победа в войне за четыре года до ее начала.
Скульптура Мухиной — не только эмблема советской имперской динамической мощи, не только символ красной демократии, но метафора прорыва страны в будущее.
Сегодняшние попытки федеральных властей завести покрытый паутиной двигатель форсированного развития должны опираться, в том числе, на успешные примеры из истории страны. Памятник Мухиной — эта жемчужина Москвы — есть благородное напоминание о свершениях предков.
В 1939 году скульптура, вернувшись из Парижа, была за восемь месяцев реконструирована и установлена перед Северным входом ВДНХ. Нынешний "мегахолдинг", возглавляемый замом мэра Ресиным, не может поднять ремонт уже в течение пяти лет. Может быть, миллиардерам, близким к Лужкову, физически больно смотреть на скульптуру, выражающую апофеоз трудового народа? Может быть, Зураб "заказал" стальную мухинскую композицию, дабы его, Зураба, чугунные чудища не имели зримой и блистательной альтернативы?
Будучи три года назад в разобранном состоянии, переправлена в корпус №36 ЦНИИСК, что на 2-й Институтской улице, скульптура пылится там и поныне. В начале года почил начальник цеха М. Привар, принимавший "Рабочего и Колхозницу" на хранение. По некоторым данным, уже сейчас не хватает нескольких деталей скульптуры. Пройдет еще несколько лет и, как всегда, не с кого будет спросить, куда исчез ценнейший памятник истории и культуры, святыня, олицетворяющая величайший период в истории Российского государства.
1.0x