Авторский блог Валентин Пруссаков 03:00 25 марта 2008

ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

НОМЕР 13 (749) ОТ 26 МАРТА 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

В наши дни ислам притягивает многих неравнодушных и активных людей, стремящихся к построению общества социальной справедливости. В этой связи, понятно, чрезвычайно велика роль наставников верующих — тех, кто дает им правильное представление о религиозных ценностях, а также о том, как на основе этих ценностей строить свою жизнь и влиять на окружающую действительность.
К сожалению, в нынешней России в этой сфере наблюдается подлинный дефицит настоящих, харизматических руководителей (и это касается не только мусульманской общины!). В качестве лидеров часто оказываются люди-пустышки, марионетки и манекены, несамостоятельность которых заметна невооруженным глазом. Вряд ли ошибусь, если скажу, что сегодня среди российских мусульман нет ни одного подлинного духовного авторитета. Поэтому-то, как справедливо подметил один эксперт, "энергия социально-религиозного протеста, скопившаяся в душах борцов за "чистый ислам", выплескивается подчас в формах, совершенно не приемлемых для цивилизованного общества".
Между тем, в царской России в мусульманской среде были настоящие, а не назначенные правительством лидеры и духовные учителя, ведшие свою паству по Божьему пути и справедливо указывавшие на "близость русских и мусульман", на их "стихийное родство", на присущее им глубокое "неприятие Запада" и верившие в "неизбежность общего будущего". Одним из них, бесспорно, был и Исмаил Гаспринский, автор, например, таких работ как "Русское мусульманство" и "Русско-восточное соглашение". Ряд его мыслей, как представляется, не утратил своей актуальности и теперь. Именно поэтому вполне заслуживают быть приведенными хотя бы несколько высказываний этого незаурядного человека, жившего на рубеже XIX и XX веков:
"В будущем, быть может, недалеком, России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умалит её значения, как великой христианской державы...
Служащий или образованный мусульманин, принятый в интеллигентном обществе, торговец в среде русского купечества, простой извозчик, официант в кругу простого люда — чувствуют себя одинаково хорошо и привольно, как сами русские, не тяготясь ни своим происхождением, ни отношением русского общества, так что образованные мусульмане, имевшие случай знакомиться с разными европейскими обществами наиболее близко, искренне сходятся с русскими людьми. Это не более как следствие едва уловимого качества русского национального характера, которое, я уверен, весьма важно для будущности русских и живущих с ними племен...
Сеять недоверие и вражду к России среди мусульман, выставлять ее истребителем и беспощадным врагом ислама и западной культуры — прямой расчет европейцев. Они ловко и систематически эксплуатируют… недоразумения в отношениях между мусульманами и русскими. Недоразумение это роковое и чрезвычайно выгодное для Европы. Грабить экономически весь Восток, держась на дружеской ноге, и ослаблять Россию периодическими войнами с мусульманами, снаряженными и вооруженными западными друзьями, — вот политика, от которой Запад во всяком случае ничего не теряет, ибо даже освобождаемые Россией мелкие народности, родственные ей, за исключением славной Черногории, тянут свои ручки к Западу, пока не нужна помощь мощной братской России. Это замечание мое, правда, не относится к простому народу, к массе, но ведь она, эта масса, никогда не играет руководящей роли.
Мусульмане, получающие образование на Западе или слушающие лекции профессоров, приглашенных оттуда, или изучающие науки по переводам книг и газет того же Запада, конечно, имеют крайне смутное и неправильное представление о России и о русском народе... К сожалению, и у нас в России изучение и знакомство с Востоком тоже не достигло должного развития... Следовало бы, чтобы русские и мусульмане лучше и непосредственно изучали друг друга без предвзятых или заказных предубеждений. Тогда они увидели бы, что, кроме верования, всё остальное сближает и скрепляет их… Для мусульманских народов русская культура более близка, чем западная… В Москве и Петербурге проживают тысячи мусульман, имея свои улицы, мечети и пр… Что же влечет их в Россию и к России, как не стихийное родство?"
Сегодня, понятно, дело не столько в "стихийном родстве", сколько в экономической выгоде, но всё же в наблюдениях Гаспринского, следует признать, остается много верного. Как подмечает Юрий Михайлов в своей книге "Пора понимать Коран": "Высказываниям И.Гаспринского созвучны мысли нынешнего митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира: "Мусульманство, мнимой агрессивностью которого запугивают общество некоторые журналисты, на деле может стать одной из главных державных скреп Российского государства. Знаменитый проповедник Христов архиепископ Дмитрий (Абашидзе), впоследствии схиархиепископ Антоний, в свое время возглавлявший Туркестанскую епархию, свидетельствовал: "Мусульмане всегда были верными подданными Российской державы". Многими веками раньше, во времена Святой Руси, прозвучали, как завет потомкам, слова святого благоверного князя Александра Невского: "Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке". Очевидно, можно лишь искренне пожалеть о том, что многие современные руководители России запамятовали, либо просто не хотят знать мудрый завет великого князя, основанный не только на личном опыте, но и на геополитических реалиях.
1.0x