Авторский блог Савва Ямщиков 03:00 18 марта 2008

ЗЕМНАЯ И НЕБЕСНАЯ ЛЮБОВЬ ВАЛЕРИЯ ХАРИТОНОВА

0
НОМЕР 12 (748) ОТ 19 МАРТА 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Савва Ямщиков
ЗЕМНАЯ И НЕБЕСНАЯ ЛЮБОВЬ ВАЛЕРИЯ ХАРИТОНОВА
Слово от Саввы
Работы Валерия Харитонова зиждутся на очень прочной основе, чьими главными слагаемыми являются высокопрофессиональная выучка и бесконечное уважение наследия великих мастеров прошлого. Изучив досконально древнерусские фрески и иконы, шедевры итальянских мастеров XIII-XVI веков, лучшие создания русских и западноевропейских живописцев нового времени, он создал самобытные, глубоко осмысленные серии работ, отличающиеся элитарным изобразительным языком, обращенные не к одному лишь узкому кругу посвященных, но и доступные всем чувствующим проникновенное и возвышенное художественное мировосприятие творца. Осознание окружающей действительности, которое каждому человеку даровано Богом от рождения, Харитонов воплотил во всех циклах, являющихся по существу внутренним протестом против той накипи, которая на сегодняшний день захлестнула общество.
Вот уже полвека занимаюсь я реставрацией, открытием и изучением уникальных произведений русской иконописи. К огромному счастью, получил я основополагающие навыки в этой знаковой области мирового искусства непосредственно из рук лучших представителей дореволюционной школы отечественного искусствоведения или же от их талантливых последователей. В основе выработанного тонкими знатоками метода изучения древнерусского искусства, базирующегося на доскональном знании исторического, археологического, литературного и других сопутствующих созданию иконописных образов материалов, заложен глубоко интернациональный подход к русскому художественному наследию. Квасной патриотизм, поверхностное шапкозакидательство и сведение высоких проявлений художественного таланта отечественных мастеров к мелкопоместному уровню начисто отсутствует у ведущих историков иконописи, свято чтивших заветы таких блистательных просветителей-славянофилов, какими были представители рода Аксаковых, К.Леонтьев, Ф.Достоевский, А.Хомяков. Зная, что мастера Древней Руси находились в самом тесном контакте с художниками Запада и Востока, постоянно совершая паломничества во все христианские страны, чтобы познакомиться с творениями своих многоопытных коллег, классики русского искусствоведения, рассматривая любой вновь открытый древнерусский шедевр, сравнивали его с образцами мирового искусства, созданными в то же время. Особенно много аналогий прочитывалось исследователями иконописи между произведениями русских и итальянских мастеров. Это и не удивительно. Достаточно вспомнить соборы и гражданские постройки Московского Кремля, над созданием которых трудились "фрязины" (итальянцы) во главе с прославленными зодчими Аристотелем Фиоравенти и Алевизом Новым. Прежде чем начать работы над кремлёвскими храмами, итальянцы долго и тщательно изучали стиль таких жемчужин белокаменного русского зодчества XII века, как церковь Покрова на Нерли, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире.
Валерий Харитонов сумел проникнуть в самые сокровенные тайники древнерусской иконописи и почерпнуть из этого кладезя с кристально чистой водой живительную влагу для своего творчества. Не копируя вслепую фрески Дионисия, новгородские, псковские и суздальские иконы, мастер постоянно ощущает внутреннюю связь своих произведений с поисками и озарениями духовных предшественников и наставников. Валерий выработал изобразительный язык, который невозможно спутать или отождествить с почерком других современников. Только ему, человеку трепетному, пытающемуся постичь космическую сущность человеческого бытия, удаётся создавать композиции, привлекающие зрителя не одним формальным своеобразием, но и тончайшим душевным настроем, В работах Харитонова явственно прочитывается музыкальное начало, навеянное сочинениями композиторов, писавших свои творения душой и сердцем. Коллекционер Александр Ващенко, искренне влюблённый в творчество Харитонова, сумел собрать наиболее знаковые произведения художника. Прислушавшись к совету знатока и ценителя харитоновского искусства Иоанниса Кардасидиса, увлёкся он работами самобытного мастера и проявил главное качество коллекционера — преданность искусству, входящему в сферу его внимания. Творчество Валерия Харитонова, чьи работы уже сейчас представлены во многих музеях и частных собраниях, принято и понято не только соотечественниками, но и теми мировыми знатоками, кто по-настоящему ценит истинное искусство, кто знает, для чего оно создаётся и существует.

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой