Авторский блог Редакция Завтра 03:00 18 марта 2008

ВЕСНА В ОСЕТИИ

НОМЕР 12 (748) ОТ 19 МАРТА 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Георгий Семёнов
ВЕСНА В ОСЕТИИ

Выход России из режима санкций против Абхазии означает признание независимости этой республики — пусть для начала только экономическое. Пробный шар, пущенный в направлении Сухуми, докатился и до Цхинвала. Здесь, в Южной Осетии, понимают: недалек час, когда Россия объявит о своем признании независимости и этой республики. Сейчас здесь ощущается атмосфера приподнятости. Вот лишь несколько штрихов из жизни республики и её народа.
ТОЛЬКО СВОБОДА
В Цхинвале всегда с нетерпением ждут приезда Эдуарда Кокойты из Москвы и традиционной встречи по итогам визита. Ведь президент Южной Осетии возвращается с новостями, которые касаются судьбы республики и народа в целом.
Нынешняя встреча состоялась в здании хореографической школы-студии Цхинвала. "Сегодня ситуация вокруг Южной Осетии очень сложная, и мы это понимаем, — говорил на выходе один из участников встречи. — А наши южные соседи запускают разного рода слухи, чтобы ввести народ в заблуждение. Мы услышали от президента очень интересную информацию. Я уверен, что у нас всё будет хорошо".
Люди еще долго не хотели расходиться по домам, стояли в фойе, делились друг с другом впечатлениями. Тем более, что зал был переполнен. Всем было интересно, что нового скажет глава республики.
В начале встречи Президент выразил благодарность Парламенту Республики Южная Осетия за принятое Обращение к Генеральному секретарю ООН, Президенту РФ, Совету Федерации Федерального собрания РФ, Государственной думе РФ, к главам государств и парламентам СНГ "О признании независимости Южной Осетии".
— Это действительно очень важно, ибо наш народ, наша республика сегодня практически находятся в шаге от признания, – говорил Эдуард Кокойты. — И какие бы популистские шаги ни предпринимались недругами, какие бы формы агрессии ни использовали против нашего народа, всё равно мы добьемся нашей цели. Мы на правильном пути.
Он проинформировал собравшихся о проделанной руководством республики работе, о ближайших планах, а также рассказал о результатах недавней рабочей поездки в Москву, в ходе которой вместе с президентом Абхазии встречался с министром иностранных дел России, с председателем Госдумы РФ, с которыми обсуждали вопросы, связанные с ситуацией вокруг Южной Осетией и Абхазии.
— Мы еще раз подтверждаем свое стремление к мирному диалогу, я готов встретиться с президентом Грузии М.Саакашвили. Но до сих пор наше обращение остается без ответа, — подчеркнул глава республики. Также он коснулся и вопроса недавно созданного в Грузии министерства по реинтеграции, что является "конкретным шагом и ответом" грузинской стороны на мирные инициативы Цхинвала.
— События, произошедшие недавно в селениях Хетагурово и Дменис, — продолжил Эдуард Кокойты, — свидетельствуют о том, что Грузия рассчитывает на срыв переговорного процесса. В ее задачу входит лишить миротворцев законной базы, что является односторонним нарушением международных и межгосударственных соглашений. Российские миротворцы на нашей территории будут стоять до полного урегулирования грузино-осетинского конфликта.
Жесткой критике Кокойты подверг работу глав администраций районов, в частности, Дзауской и Знаурской. Он поручил председателю правительства выехать в данные населенные пункты, встретиться с жителями, прояснить ситуацию на местах.
Острой остается проблема водоснабжения Цхинвала. Предложено два варианта решения: строительство водовода на Лиахве, чистка и перекачка в главные резервуары, и строительство нового головного сооружения и обводного водовода. Собравшиеся единодушно поддержали второй вариант.
Слова особой благодарности Президент выразил епископу Георгию за огромный вклад в духовное развитие осетинского народа.
Вопросов у собравшихся было много. Они касались практически всех сфер жизнедеятельности республики: это и пустующие квартиры, и строительство мини-котельни в дошкольных учебных заведениях, и асфальтирование улиц.
ЮЖНЫЙ СОСЕД
6 марта в Цхинвале прошла консультативная встреча в трехстороннем формате с участием сопредседателей от России, Южной и Северной Осетии. От югоосетинской стороны во встрече принимали участие министр иностранных дел Мурат Джиоев и Леонид Тибилов.
Обсуждалось требование Грузии изменить существующий четырехсторонний формат переговорного процесса и включить в него в качестве равноправных сторон делегаций куртинской администрации, Евросоюза и ОБСЕ. Это еще называется формулой Якобашвили "2+2+2". Встреча проходила в закрытом режиме. После нее сопредседатели дали комментарии.
Борис Чочиев: "Мы вели консультации с сопредседателями Смешанной Контрольной комиссии от российской и североосетинской сторон. Обсуждались последние заявления министра по реинтеграции Грузии. Грузинская сторона как всегда оправдывается: мол, они хотели сказать что-то другое и опять сваливают все на СМИ, дабы их не так поняли. По всей видимости, грузины внесли корректировки после приезда в Тбилиси их американского друга М.Брайза, который им напомнил, что у СКК все-таки международно признанный статус и предложил более хитрый вариант, заведомо зная, что югоосетинская сторона на это не пойдет.
Ранее нам передали, что грузинская сторона согласна на организацию встречи Президента РЮО Эдуарда Кокойты и Президента Грузии Михаила Саакашвили. Но предварительно должна состояться встреча с Якобашвили для того, чтобы обговорить повестку дня, место проведения встречи и т.д. Мы сказали, что с Якобашвили встречаться не будем. После чего сам Якобашвили выразил желание встретиться с Президентом РЮО Эдуардом Кокойты якобы для того, чтобы договориться о деталях встречи с Саакашвили. На самом деле они только затягивают процесс с единственной целью — разрушение существующего формата и сведения до минимума роли России и вытеснение миротворцев. Нет формата СКК — нет и миротворцев".
"До приезда в Цхинвал я встречался с Якобашвили, — сказал сопредседатель СКК от России Ю.Попов. — С ним обсуждали главный вопрос: как совместно продвигаться на пути урегулирования, в частности, относительно перспектив развития переговорного процесса. Общий вывод однозначно сводится к тому, что переговорный процесс необходимо продолжать и развивать, вакуум в этом деле контрпродуктивен. Но методологически мы разошлись в оценках. Как известно, грузинская сторона предлагает изменить формат СКК. Мы считаем такую методологию неправильной, исходя из того, что так называемая администрация Санакоева не является стороной в конфликте, следовательно, ей не место на переговорах. Кроме того, исходя из реальной оценки ситуации, с достаточной степенью уверенности можно предположить, что если представители Санакоева появятся за столом переговоров, то югоосетинская сторона откажется вести с ними диалог. То есть реально мы останемся за столом переговоров без ведущего участника переговорного процесса. Поэтому то, что предлагает г-н Якобашвили, на наш взгляд, нереально и утопично, о чем мы соответственно и сказали в Тбилиси. Тем не менее, у нас с грузинскими коллегами есть понимание того, что нужно искать пути выхода из этой тупиковой ситуации. Продолжим контакты и посмотрим, что можем сделать на этом направлении... Надежда всегда умирает последней. Мы все-таки верим в то, что нам удастся способствовать реанимации диалога. Предполагаем провести встречу в формате СКК с неопределенным статусом, будь то неформальная встреча или консультативная — в Москве. Функций посредника с российской стороны пока никто не снимал".
На вопрос журналистов о роли Северной Осетии в деле сохранения существующего формата СКК ответил сопредседатель СКК от Республики Северная Осетия Алания Мурат Тхостов: "Во-первых, мы надеемся на то, что грузинская сторона не приняла окончательного решения о сломе действующего формата. В противном случае ситуация сложится достаточно грустная, поскольку СКК остается единственной площадкой, которая признана всеми сторонами, в том числе международным сообществом, в рамках которой все заинтересованные участники урегулирования могут общаться. Если такой механизм будет разрушен либо перестанет действовать, то ситуация зайдет в тупик. Любые паузы в переговорном процессе, даже в том, который не приносит, может быть, громких успехов, приводят к неприятностям. Мы тоже часто критикуем работу СКК, но считаем, что те небольшие шаги и достижения, которые удавалось реализовывать в рамках СКК, способствовали сохранению ситуации в более или менее нормальном состоянии. Поэтому мы рассчитываем на то, чтобы вернуться к работе в рамках СКК, и по-прежнему считаем этот формат оптимальным. Хотя готовы рассматривать предложения, ведущие к укреплению переговорного процесса и продвижению к мирному урегулированию, но не действия, которые могут повредить переговорному процессу или привести к его срыву".
ОСЕТИНЫ В СИБИРИ
Новосибирск — один из крупнейших городов Российской Федерации. По данным последней переписи населения, здесь проживает около 700 осетин. В масштабах региона — совсем немного, но это не помешало южанам воссоздать малую Родину на далекой чужбине. О жизни осетинской диаспоры в этом субъекте России рассказывает Елена Гасеева.
— Моя идея — создать на базе нашей диаспоры социальный институт, зарегистрированную организацию, некий канал передачи общественного мнения, канал общения с местными властными структурами и, конечно же, с родиной. Мне лично, как и многим моим землякам, небезразлично, чем дышит Осетия. Нам приятно собираться, обсуждать события, происходящие у нас на родине, общаться на родном языке. Создание национально-культурной автономии, на мой взгляд, должно упорядочить деятельность самой диаспоры, сделать акцент на каких-то культурных моментах. Ведь главное — чтобы дети приобщались к культуре наших предков.
Отдельного офиса у нас пока нет. Есть Дом национальных культур при мэрии и Дом Дружбы при областной администрации Новосибирска, где можно собираться в любое время для проведения мероприятий разного характера. Представители властных структур Новосибирска — наши частые гости. Диаспора существует на посильные пожертвования ее представителей. Как говорится, не много, но от души.
Главным в деятельности диаспоры является создание условий для развития и удовлетворения культурных и духовных потребностей, решение языковых вопросов, пропаганда идей духовного, культурного и нравственного возрождения осетин; сохранение и обогащение исторического и культурного наследия, в том числе осетинского языка. Поэтому для нас не только желательно, но даже обязательно создание своего интернет-сайта. Он должен стать основным средством общения осетин всего мира, обмена информацией.
Мы открыли осетинскую библиотеку; приняли участие в Фестивале национальных культур, где представили свою выставку; участвовали в праздновании Дня матери, отмечаем каждый год праздник Джиуаргоба, во время которого наши земляки (причем мужчины!) ставят сценки на осетинском, читают стихи.
Я участвовала в работе Всеосетинского съезда в Цхинвале, когда осетины всего мира могли познакомиться друг с другом, пообщаться. Думаю, что подобные встречи необходимо проводить чаще. Буду стараться сплотить наших именитых земляков, чтобы местный законодательный орган Новосибирска мог направить обращение о признании независимости Республики Южная Осетия в Госдуму РФ.
В будущем мне хотелось бы видеть во главе нашей культурной автономии человека социально значимого, весомого, мудрого, с широкими взглядами. И не обязательно, чтобы это был мужчина. Возглавлять что-либо — это прежде всего огромная ответственность, полное самоотречение и бескорыстие.
Будущее осетин — больной для меня вопрос. Наш народ стал жертвой трагедии. Мои ровесники, живущие на исторической родине, были насильственно лишены детства, у них практически не было юношества, они не получили необходимых знаний. Часть моих братьев полегла жертвой глобальных геополитических игр. Это трагедия моя лично, я живу с ней каждый день. Каждый осетин, где бы он ни был, несет в себе эту трагедию.
1.0x