НОМЕР 12 (748) ОТ 19 МАРТА 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Николай Коньков
ПРОЦЕСС ИДЁТ
14 марта прошли парламентские слушания, посвященные принципам отношений России с так называемыми "непризнанными государствами" на территории СНГ, к числу которых сегодня относят Абхазию, Приднестровье и Южную Осетию. 17 марта комитет Государственной думы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, основываясь на материалах этих слушаний, направил российскому правительству рекомендации о начале консультаций по вопросу признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Проект заявления Государственной думы по данному вопросу будет представлен Совету палаты 20 марта.
Незадолго до этого, 6 марта, Россия в одностороннем порядке отменила запрет на осуществление торгово-экономических, финансовых и транспортных связей с Абхазией, введенный в 1996 году, что позволяет говорить о реальности "нового курса" Кремля на постсоветском пространстве.
Каковы же характеристики этого "нового курса"?
Прежде всего он, несомненно, связан с косовским прецедентом, который не только доводит до логического конца уничтожение ялтинско-потсдамской системы послевоенного мироустройства, начатое в 90-е годы с уничтожением "социалистических" федеративных государств (Советского Союза, Югославии и Чехословакии), но и затрагивает куда более фундаментальные нормы международного права, которые сложились в отношениях между европейскими государствами еще в XVI-XVII веках, а затем распространились на весь остальной мир.
Провозглашение (и особенно признание) независимости Косово-Метохии, что бы ни говорили в Вашингтоне и ни повторяли в других столицах об "уникальности" данного феномена, повсеместно запустило такие процессы, которые уже сейчас сложно, а в ближайшей перспективе — и невозможно контролировать.
США (вместе с Россией и Францией) уже пришлось голосовать против представленного Азербайджаном проекта резолюции ООН по Нагорному Карабаху. В случае же с Абхазией и Южной Осетией позиция Кремля неизбежно будет противоречить позициям Вашингтона и Парижа. То есть в каждом конкретном случае всё станет решать столь же конкретный "баланс интересов и сил". И гарантировать его в некий "час Х" относительно, скажем, Северной Ирландии, Страны Басков или Чечни, уже никто не сможет. А значит, любой стране — независимо от числа "скелетов в шкафу" — придется рассчитывать только на свои силы и выбирать союзников понадежнее.
При этом российская позиция относительно ситуации в Абхазии и Южной Осетии выглядит абсолютно логичной и даже неуязвимой. Если население этих территорий в настоящее время на 90% является гражданами нашей страны, а государство обязано защищать интересы своих граждан, то вот оно, собственно, этим и занялось. Причем в отношении Приднестровской Молдавской Республики, где российских граждан не так много, позиция Кремля принципиально иная — восстановление единого молдавского государства с максимальной автономией Приднестровья (в противном случае Правобережью с Кишиневом грозит ускоренная румынизация, что явно не в интересах России).
Наконец, инициированные из Москвы в отношении "непризнанных государств" процессы создают для российской дипломатии дополнительные "степени свободы" как в отношениях с США, ЕС и НАТО, так и непосредственно на "постсоветском пространстве", реинтеграция которого в той или иной форме является жизненно важной проблемой для Российской Федерации — по совокупности проблем военно-политического, социально-экономического и демографического порядка. Не мы "начали процесс", но раз он "пошёл", то грех этим не воспользоваться.
1.0x