Авторский блог Владислав Шурыгин 03:00 11 марта 2008

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ОПОРА ПРОЧНАЯ

НОМЕР 11 (747) ОТ 12 МАРТА 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Владислав Шурыгин
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ОПОРА ПРОЧНАЯ

Оторвавшись от плит московского аэродрома, лайнер берёт курс на восток, и ты незаметно погружаешься в странное созерцание. Час проходит за часом, но ничего не меняется. И только тихий гул движков да редкое подрагивание пола под ногами напоминает о том, что ты в воздухе, что ты летишь. Накатывает оцепенение. Так, наверное, в бесконечных степях Оренбуржья путешественников завораживала бесконечность пространства. Но постепенно к этому начинают примешиваться удивление, а потом и благоговение перед величием страны, в которой нам довелось родиться и жить. Час летит за часом, нагромождения гор сменяются раскинувшимися от горизонта до горизонта лесами, мелькают широкие ленты рек и снова леса, но стрела лайнера не пролетела ещё и половины России. И лишь только через восемь часов, когда шасси касаются плит Хабаровска, ты, наконец, оказываешься на другом краю России. На Дальнем Востоке.
Россия Дальневосточная — это целая вселенная. Здесь другое солнце — высокое, жгучее. Здесь другой воздух — терпкий, таёжный. Здесь другие расстояния, где полтысячи километров — это "рядом"…
Здесь другие люди. Спокойные, основательные, крепкие. Дальневосточники.
Здесь, на Дальнем Востоке, притяжение Москвы совсем иное. Это уже не мегаполис, в который едут за заработками или развлечениями. Это далёкая Столица, Центр, который решает судьбу страны. И Дальний Восток, как никто другой, на себе чувствует его государственную мудрость или бессмысленную пустоту.
Много лет дыхание Москвы было ледяным, высушивающим, умертвляющим. Обрезались финансовые артерии, десятилетиями питавшие дальневосточные промышленные центры. Обрывались экономические связи. Распадались корпорации и производства. Закрывались заводы, шахты, НИИ. За бесценок распродавались пароходства и рыболовные флотилии. Умирали порты. Брошенный на произвол судьбы умирал русский Север, оставшийся без завоза.
Разрывались семьи. Взметнувшиеся до небес цены приковали людей к земле, оторвали, отрезали Дальний Восток от центральной России. На один полёт в Россию нужно было копить деньги год, а то и два. Это было время, когда в течение почти полутора десятилетий родители не видели своих детей, внуки не знали своих бабушек и дедушек, и даже свадьбы и похороны проходили по-сиротски — без родных, которых гайдаровские и черномырдинские "реформы" превратили в крепостных, привязанных к земле нищетой и бедностью за тысячи километров друг от друга.
Это было страшное время. Умирали города и посёлки, миллионы людей покинули Дальний Восток. Казалось, ещё чуть-чуть — и всё рухнет окончательно. Курилы отдадут Японии, через границу хлынут миллионы китайцев, и Россия забудет о том, что когда-то за Уралом была русская земля.
Но Дальний Восток выстоял. Как не раз уже бывало в его удивительной истории, он устоял вопреки всему. И, пройдя через десятилетие безвременья, начал оживать, подниматься с колен.
Идёшь по Хабаровску и удивляешься лесу строительных кранов. Весь город — громадная стройка. И хотя сплошь и рядом новостройки соседствуют с покосившимися бараками и избами, последние явно сдаются, уходят. Ожили заводы. Не так как раньше, но всё же начали работать, выпускать продукцию. Появились деньги в местной казне. Появились детские коляски на улицах.
Дальний Восток выстоял! Дальний Восток живёт. Но чтобы этот процесс стал необратимым, чтобы жизнь окончательно вернулась сюда, его собственных сил мало. На фоне "экономического рывка" коммунистического Китая, на фоне японского промышленного колосса сегодняшний рост слишком мал и недостаточен.
Нужна большая государственная программа развития Дальнего Востока. Строительства здесь научных и промышленных центров, портов и космодрома. Восстановления рыболовного и торгового флота, создания миллионов рабочих мест, которые вернут сюда людей. Именно Дальний Восток может стать основным центром возвращения русских мигрантов из республик Средней Азии и Закавказья.
Нужна государственная программа восстановления оборонного потенциала Дальнего Востока. Перевооружения расположенной здесь группировки, усиления её самой современной техникой. Нужно восстанавливать Тихоокеанский Флот, без которого громадный ресурсный потенциал Дальнего Востока останется лёгкой добычей пиратов, браконьеров и всякого рода авантюристов. XXI век станет веком борьбы за ресурсы. И в этой борьбе нам есть что защищать…
…А на скамейке перед Хабаровским Домом Офицеров пожилой гармонист, закончив петь про священный Байкал, вдруг резко рванул мехи, и над площадью зазвучал дальневосточный марш:

Дальневосточная опора прочная,
Союз растёт, растёт непобедим.
Что нашей кровью, кровью завоевано,
Мы никогда врагу не отдадим…

1.0x