Авторский блог Наталия Стяжкина 03:00 19 февраля 2008

СОН СВЯТЫХ СТАРУХ

НОМЕР 8 (744) ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Наталия Стяжкина
СОН СВЯТЫХ СТАРУХ
Союзу художников России — 50 лет
Срез культуры — 50 кругов-лет, олицетворенная эпоха, эпоха сегодняшнего и вчерашнего дня. И больно, и сладко-узнаваемо… Полувековая история претворила душу её в материю и выстави- ла на обозрение — радуйтесь, любуйтесь, бранитесь, сетуйте…
Выставку "Отечество" в ЦДХ облетает ликующий, торжественный Ангел пера Анатолия Якушина. Экспозиции открывает смиренный согбенный Серафим Саровский. Чтобы прочитать название — поклонимся Преподобному.
Тут изящные аристократичные работы — тонкие миниатюры-иллюстрации лучших советских графиков. Мрачные кумачовые старухи на фоне черных древних изб — сурово смотрят, взглядом казнят, а рукою крестят — Христос вас образумит! Старые дома, московские переулки, липы вековые, конечно, и — воздух, небо, запахи…. Холст дышит, живет, заставляет больно сжиматься сердце — где, где та Москва?!
Как во сне: всполох огненных крыльев. Обронила Жар-птица перо свое — глазам больно: русские тканые рушники, скатерти, салфетки, декоративные панно. Будто солнце ласкало их — то нежно, то страстно, оставляя следы на домотканом полотне — свой тонкий орнамент, свой мир: цветы, травы, людей и солнечных диковинных зверей. Потом павло-посадские платки, жостовские подносы — буйным цветом расцветает русский рай. Мир в союзе с природой: филимоновские, абашевские игрушки — древние языческие обереги, символы. Ярчайший счастливый цвет, восхитительные пропорции, стать. Особняком — благородная керамика: балхарская, суджанская, гжель. Шкатулки: Федоскино, Палех, Мстера, — радужный божественный мир осеняет жаром лаковую бездну. Черпай вволю ладонями из бездонного колодца народного искусства несказанный первозданный цвет.
А дальше — авторская копия картины Пластова "Фашист пролетел". Ярчайшая русская осень, золотом тканая, смерть невинного…. И слышен как будто голос Аркадия Александровича: "Надо было сопротивляться, надо было кричать, чтобы проснулись даже мёртвые". Тогда проснулись все — и живые, и мертвые, и встали нерушимой стеной. Теперь они здесь, рядом, — те, кто стеной встал, — со штыками и молитвами. Строгие, красивые, родные, невероятно сильные на портретах кисти Пластова.
Русская Россия.
Монастыри, соборы, колокола, кресты… Родное журчание: Плёс, Суздаль, Ярославль, Тобольск, Архангельск, Петербург.
Холодный давящий покров озера, гроза, будто вылепленные невидимой дланью белоснежные звонницы Псковской земли. Поля, заливные луга, степи, горы, бескрайние леса, великие реки и малые речушки, озера и родники... И снова Москва: печальные огни, тишина, радуга, метель, флуоресцентный пресс иллюминации, кромешная ночь, мрак, кремлевские орлы и звезды, беснование цивилизации, ледяные подземные переходы и сказочные висячие мосты. Тени, призраки взорванных, содранных с московской земли, погребенных заживо памятников старины. Восход и закат, бликующие кровавыми пятнами на высотных домах. Здесь — раздавленная деревня. Особым чином: несчастные старухи, которые еще в самом начале выставки встречали у порога — суровые, страшные, обескровленные, дрожащей слабой рукой благословляющие. Взыскательно в глаза смотрящие. И легче, что нет их давно. Отстрадали. Смотришь на руки — все благословляют. Опять благословляют! Зачем? На что?!
Конечно, не на голую эстетику, что валится и здесь тоннами! Ведь дальше только извращенное наслаждение цветом, композицией. Работы эстетизированы до бессмыслицы. Беснование выплеснулось через край, потекло рекой. Блестящие, "а-ля Древняя Русь" интерьеры. Фантастические марсианские дома. Деревенские безжизненные терема (хоть бы кошечку в угол посадили!). Фрукты, овощи, цветы. Эротоманские натюрморты с выгнутыми спинами виолончелей. Богемные вальяжные дамы и вечно изнуренные молодые люди. Миловидные девицы, беспечные младенцы. Монументальные фекалии, изрезанные порванные скульптуры. Черные мраморные надгробия для русских солдат. Зачем их поставили здесь, где должны быть свет и сила?
Да, ушедшие русские бабушки — "белые платочки" благословляют не на красные флаги, что в жуткой немоте извиваются на ветру, напоминая лишь о причудливых кельтских узорах и орнаментах. Не на "Колокола", что застыли, не звонят. Не на "Молебны…", что не служат. Не на тяжеловесную монументальную патетику. Не на елейную патоку церковности без покаяния. Не на благие намерения и пожелания. Они молятся о сплочении, воссоединении и сотворчестве. О том, чтобы идея воскресила народ и искусство.
В ЦДХ была помещена распластанная распятая великолепная бабочка. До самого конца верилось в то, что она вот-вот вспорхнет и умчится в небеса, — в трепете и радости сверкающих крыльев. Но нет!
Хоть и не свершилось, мнится, что эта бабочка — жива. Или оживет через миг, через год или через сто лет.
Через сто лет после Аркадия Пластова…
1.0x