Авторский блог Георгий Судовцев 03:00 12 февраля 2008

АПОРИЯ АЛЕКСАНЯНА

НОМЕР 7 (743) ОТ 13 ФЕВРАЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Георгий Судовцев
АПОРИЯ АЛЕКСАНЯНА

В античной философии были очень популярны апории — мысленные задачи, которые наглядно демонстрировали парадоксальный характер обыденного человеческого мышления. Самыми известными из них были апории Зенона Элейского, "доказывавшие", что бегущий Ахилл никогда не догонит ползущую черепаху, а пущенная из лука стрела даже не может начать свое движение.
Потом выяснилось, что эти апории открывали прямую дорогу к дифференциальному и интегральному исчислению, о которых во времена Зенона, разумеется, никто еще представления не имел.
В наше время апории носят уже не абстрактно-философский, а конкретно-нравственный характер.
Взять хотя бы нашумевшее "дело Василия Алексаняна". Арестованный юрист бывшего ЮКОСа, как утверждается, в заключении заболел одновременно раком, СПИДом и туберкулезом, тюремными властями был лишен возможности получать специализированное лечение, ослеп и фактически заживо умирал в страшных мучениях.
Следствие якобы предложило ему свободу и жизнь в обмен на показания против Невзлина и Ходорковского, но Алексанян, как человек чести, предпочел умереть стоя, чем жить на коленях, и своих бывших начальников оговаривать не стал.
Узнав об этом, сам Михаил Ходорковский совершил акт благородства и самопожертвования — объявил бессрочную голодовку, пока Василия Алексаняна из тюремной камеры не переведут в больничную палату.
За Алексаняна вступались зарубежные неправительственные и вполне правительственные организации, в виртуальном пространстве русского (и отчасти мирового) Интернета разгорелись нешуточные войны между сторонниками и противниками перевода.
Первые говорили о "слезинке ребенка" и "кровавом тоталитарном режиме" в "этой России", вторые — о том, что всё, происходящее с Алексаняном, вполне закономерно и является только частичным возмездием за беды времен приватизации и развала страны, в которых активно поучаствовал и ЮКОС, ставший к началу 2000-х годов крупнейшей нефтяной корпорацией страны, а его хозяин Михаил Ходорковский, ныне шьющий рабочие рукавицы в колонии под Краснокаменском, — богатейшим человеком России.
Дело кончилось тем, что несчастного Алексаняна всё-таки перевели в больничные условия, так что сторонники гуманизма, включая и объявившего о прекращении голодовки Ходорковского, по факту могут считать свою позицию оправданной: будем надеяться, что они совместными усилиями спасли одну человеческую жизнь.
Меня больше интересует, что дальше: будут ли они теперь до конца жизни гордиться этим подвигом, или перенесут свою заботу на других страждущих в неволе и нуждающихся граждан и неграждан России? Надолго ли и намного ли хватит у них этой, вспыхнувшей как по команде, любви к униженным и оскорбленным?
Вы уж извините, но "дело Алексаняна" — не по содержанию своему, а по реакции "либерального крыла" нашего общества, извините, очень напоминает случившееся незадолго до того "дело троице-сергиевских котят", которых якобы жестокие монахи зашили в мешки и бросили погибать на окрестных помойках. Потом, правда выяснилось, что ничего подобного не было (и, наверное, быть не могло), но, как говорится, осадок остался…
Это я к тому, что либеральные "пятиминутки ненависти", по большому счету, ничем не отличаются от "тоталитарных" — более того, они не могут существовать друг без друга. Что лишний раз доказывает история той же Америки после 11 сентября 2001 года.
И в этой "апории Алексаняна", наверное, всем нам открывается — к сожалению, пока невидимый нами — прямой путь к некоей высшей нравственности, аналогичной высшей математике, некогда "зашифрованной" в апориях Зенона Элейского.

P.S. Когда верстался номер, из Новосибирска пришла информация, что там решением суда "за сроком давности" сняты обвинения с Бориса Миронова. Наши поздравления мужественному писателю, политику и патриоту!
Подробнее об этом читайте в следующем номере.
1.0x