ДИРИЖЕР ВЕКА
Авторский блог Елена Антонова 03:00 5 февраля 2008

ДИРИЖЕР ВЕКА

0
НОМЕР 6 (742) ОТ 6 ФЕВРАЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Елена Антонова
ДИРИЖЕР ВЕКА
Плетнев «играет» Вагнера
Что-то ощутимо меняется в духовном строе России. На фоне нарастающего кризиса Запада Россия зримо распрямляется и вновь начинает задавать тон в основополагающей для человека сфере — культуре, которая по принципу обратной связи воздействует на духовность общества. Без вмешательства провидения происходящее здесь объяснить трудно.
Первый месяц 2008 года принес новые тому подтверждения. Мы уже писали о том, как рождественский вечер в Большом зале Московской консерватории стал триумфом исполнения в России "Рождественской орато- рии", написанной для солистов, хора и оркестра нашим земляком, одним из признанных богословов Православия, епископом Венским и Австрийским Иларионом (Алфеевым). Что же касается культурных событий двух последних январских вечеров, то у тех, кто смотрел фильм по каналу РТР "Гибель империи. Византийский урок", созданный наместником Троицкого монастыря, архимандритом Тихоном (Шевкуновым), и слушал в Концертном зале имени П.И.Чайковского Российский национальный оркестр (РНО), сыгравший под управлением Михаила Плетнева симфони- ческие фрагменты из опер Вагнера, они до сих пор остаются главными темами разговоров. Да это и немудрено, если наряду с эстетическим наслаждением они пробудили думы о животрепещущих для России вопросах: о том, как ей жить дальше, какой оптимальный алгоритм должно избрать в этом жестком и нередко жестоком мире. Как сказал архимандрит Тихон, "история вообще соткана из параллелей", а потому надо учиться "максимально правильно отвечать на повторяющиеся вызовы истории".
Вильгельм Рихард Вагнер, со дня рождения которого 22 мая этого года исполнится 195 лет, всё делал с полной отдачей и страстью. Не принимая буржуазной цивилизации, — "пустоцвет гнилого общественного строя, безвоздушного и противоестественного" — он и в искусстве, и в жизни последовательно проводил эту линию. Концерт РНО открыла увертюра к опере "Риенци", проникнутая пафосом борьбы трибуна Риенци с власть предержащими патрициями Рима. В этом первом крупном сочинении композитора, по сути, просматривается всё творчество Вагнера. На одном дыхании, ликующий от сознания своей творческой силы молодой композитор сумел выразить здесь всю силу собственной страсти в борьбе за справедливость (позже, после поражения Дрезденского восстания в 1849 году, в котором Вагнер принимал активное участие, он вынужден был под страхом смертной казни бежать из Германии и вплоть до 1862 года скитаться по Европе).
Из развернутой затем перед нами панорамы фрагментов романтических опер Вагнера на национальные мифологические сюжеты, составленной в обратном по времени написания порядке: "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тристан и Изольда", "Тангейзер", — возникло ощущение, что в самой ранней из этих опер — "Тангейзере" — привычной вагнеровской музыки, звучно-громкой, с насыщенным медью духовых симфонизмом, гораздо больше, чем в сочинениях более поздних. Было ли это сделано Плетневым намеренно, сказать трудно, но само впечатление чрезвычайно интересно. И тут же вспомнился почти годовой давности концерт Венского филармонического оркестра под руководством Даниэля Баренбойма, сыгравшего в том же Зале ту же Увертюру к "Тангейзеру". Было больше меди, пела она звонко и празднично, но вот того настроя, тех мыслей, которые возникали при игре РНО, не было и в помине...
Второе отделение концерта было отдано тетралогии Вагнера "Кольцо нибелунга". Оркестр сыграл четыре не слишком крупных фрагмента из опер "Золото Рейна", "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов". В них композитор предстал тонким мелодистом, проникновенным лириком и несколько уставшим от окружающей действительности, но не сломленным духом человеком. "Кто меч скует? — Не знавший страха. \ А я беспомощен и слаб, \ Как все, как вы, — лишь умный раб, \ Из глины созданный и праха, — \ И мир — он страшен для меня". Так — для Блока, но не для Вагнера. Он верит, что возвышенный миф может воплотиться в жизни. И потому Финал тетралогии кончает смертью героя, которая, победив силу коварного мира нибелунгов, несет искупление зла и завоевание будущего. О том же и его послед- няя грандиозная опера "Парсифаль", законченная за год до смерти, где просветленный страданиями юноша выбран судьбою, чтобы побороть порок и исцелить недуги братства.
Музыка Вагнера, созданная по его либретто, где противопоставляются альтруизм и власть золота, человечность и себялюбие, самопожертвование и эгоизм, любовь и ненависть, подчинена единой задаче — воспеть величие человека, то, что возвышает его, делает сильнее языческих богов. И это заряжает слушателей оптимизмом, поднимает над обыденным, делает чище. Всем своим творчеством Вагнер утверждал, что победа важна лишь тогда, когда несет благо всем, а не избранным. Это и должно иметь в виду, когда мы заученно твердим об имперскости музыки Вагнера.
Цельность, благородство жизни и творчества композитора стали определяющим в трактовке монографического концерта, сыгранного Российским национальным оркестром под руководством Михаила Плетнева. Что же до формальных приемов исполнения музыки Вагнера — говорить о филигранной отделке деталей, виртуозной технике и тончайшей нюансировке звука как-то не хочется. Лишнее это в характеристике игры РНО под управлением Плетнева. Оттого-то в конце, после двух исполнений на "бис", публика, желая продлить те миги единства, которые сплачивали ее во время концерта, стоя, скандирующими аплодисментами благодарила музыкантов.
Газета "Культура", подводя итоги уходящего года, назвала Михаила Плетнева дирижером года. Нет, он — дирижер века. Века возрождающейся, духовно сильной России.
Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой