Авторский блог Денис Тукмаков 03:00 5 февраля 2008

КРОВЬ КРАСНАЯ, КОСТИ БЕЛЫЕ...

НОМЕР 6 (742) ОТ 6 ФЕВРАЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Денис Тукмаков
КРОВЬ КРАСНАЯ, КОСТИ БЕЛЫЕ...

В ПРОГРАММЕ "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым", вышедшей в эфир 27 января этого года, была поднята скандальная тема последних недель — следует ли диаметрально пересмотреть отношение общества к фигуре донского атамана генерала Петра Николаевича Краснова, сотрудничавшего с нацистской Германией в войне против Советского Союза.
Четыре дискуссанта: один из формальных инициаторов скандала заместитель атамана Всевеликого Войска Донского по идеологии Владимир Воронин, философ и писатель Михаил Веллер, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан (Ашурков) и ведущий Владимир Соловьев, — с жаром обсуждали перипетии недавней русской истории и в итоге пришли к трогательному консенсусу: основополагающей причиной всех наших бед, из-за которой до сих пор воюют кости предков, является "катастрофа 1917 года", а точнее — приход к власти в России большевиков во главе с Лениным, Троцким и Свердловым. Не Краснов и даже не Гитлер, а именно большевики, по мнению участников передачи, явились тем инфернальным злом, что ввергло нашу Родину в пучину потрясений, мучений и страшных народных бедствий — в том числе репрессий против всего казацкого сословия. Краснов же, вместе с сотнями тысяч русских людей, воевавших против Советской власти на стороне Гитлера, явился лишь следствием той великой смуты и едва ли не её жертвой.
И хотя дискуссанты всё же сделали необходимый реверанс в сторону борьбы с нацизмом: дескать, рано нам еще реабилитировать пособника фашистов (владыка Феофан, следует отдать ему должное, занял здесь едва ли не самую антифашистскую позицию среди присутствовавших), общий вывод был единодушным: Россия лишь тогда сможет восстать с колен, когда устроит, наконец, показательный трибунал над Компартией Советского Союза, предав "суду истории" все преступления семидеся- ти лет "коммунистической деспотии".
Удивительно — и для соловьевских программ не характерно, — но на этот раз среди четверки гостей не было ни одного "оппонента голосу большинства", который попытался бы охладить пыл остальных спорщиков и хоть как-то защитить Советскую власть от их гневных филиппик. Поразительно единодушие, с которым в лютой ненависти к большевикам и в косвенном оправдании нацистских коллаборационистов объединились казак, батюшка и два еврейских интеллектуала.
Стоит добавить, что когда на прошлой неделе "рабочая группа" донских казаков все же отказалась посмертно реабилитировать Краснова, формулировка их решения начиналась с фантасмагорической фразы "Как бы ни была высока роль Петра Краснова в борьбе с большевиками в годы гражданской войны...", а само сотрудничество Краснова с фашистами было названо всего лишь "трагической, роковой ошибкой".
Второй важный вывод, витавший в воздухе после пламенного обсуждения в "Воскресном вечере", сводился к сентенции в духе "Мы еще так мало знаем о своем прошлом. Давайте изучать и обсуждать нашу историю! Только так мы сможем докопаться до истины". Подразумевалось, что, ежели копнуть еще глубже, то большевистских злодеяний отыщется так много, что любой здравомыслящий человек обязан будет не только расцеловать портрет "новоявленного святомученика Петра Николаевича", но и в ту же минуту лично двинуться на Красную площадь — срывать с башен рубиновые звезды, выносить вон тело Ленина из Мавзолея и выковыривать из Кремлевской стены пантеон красных героев, включая прах Максима Горького, Георгия Жукова, Игоря Курчатова и Юрия Гагарина.
КОНЦЕПЦИЯ "ДЕКОММУНИЗАЦИИ РОССИИ", осуждения КПСС как преступной организации, "совершившей массовые преступления во времена Советского Союза", и, в более общем виде, идея общенационального отречения от "семидесяти лет тупикового развития", на первый взгляд выглядит как очередная предвыборная блажь власти, "черный пиар" против зюгановской Компартии, за которым отсутствует всякое реальное содержание. Каждому понятно, что никакого "чуда воскрешения России", о котором нам вещают идеологи "процесса века", за этим не последует: оттого, что мы, сплясав на могилах дедов, признаем их военными преступниками и идеологическими извращенцами, детей в стране не станет рождаться больше, показатели выплавки стали и урожайности зерновых не поползут вверх, и коррупция никуда не исчезнет. Да и самому Советскому Союзу от подобных "игрищ либералов" — ни тепло, ни холодно: он войну выиграл и в космос первым слетал, что ему какое-то мельтешение бездарных потомков!
Более того, любые попытки "казачков" в очередной раз "развенчать преступный людоедский режим" и потуги либеральных публицистов "всесторонне обсудить смысл и итоги русской смуты XX века" рождают гораздо больше вопросов, чем ответов.
Вы хотите всласть пообсуждать "катастрофу 1917-го года" — да так, чтоб от телеящика не оторваться было, чтоб страницы ваших газет народ вырывал с корнем и передавал друг другу как листовки? Извольте. Но, размышляя о горестях, которые принесла народу Октябрьская революция, никуда не деться от обсуждения роли евреев как одной из движущих сил революции и их фундаментального вклада в государственное строительство Советской России первых десятилетий.
Хотите говорить об этом? Но тогда нельзя обойти вниманием и место евреев в развале Советского Союза в 1991, их роль в ельцинском либеральном реванше, названном не самым глупым человеком "величайшей геополитической катастрофой XX века".
Казаки во Вторую Мировую шли воевать за Гитлера не оттого, что они были против России, против русского национального государства. Они шли на восток, чтобы вместе с Вермахтом "освободить Россию от жидов и комиссаров", не так ли? Вам так хочется обмусолить и эту мучительную тему? Давайте.
Только это будет не обсуждение. Это будет бойня. Стоит только разбередить этот вопрос, и на волю вырвется ужасающий сгусток разрушительных вихрей.
Желаете обмолвиться о "невинных казацких жертвах" 20-30-х годов? Тогда придется поговорить и о зарубленных русских рабочих и русских крестьянах, восстания которых против скотской жизни десятилетиями нещадно подавлялись казацкими шашками и нагайками. А также — о том, как вешали "зеленоармейцев" и приверженцев самостийного казачества деникинские "добровольцы", об антагонистических отношениях между монархистами-казаками и либералами-республиканцами, стоявшими во главе Белого движения.
Подходя с позиций не историка, но военного прокурора к войне, в которой "брат пошел на брата", — как сможете вы возвеличить одну материнскую кровинушку ценой проклятий на голову другой материнской кровинушки?
Вы все еще хотите подвергнуть всестороннему изучению преступления большевиков? Энергии русских эпох и разных русских "правд" будут сшибаться друг с другом, кромсая страну, выплевывая ее ошметки в лицо любителям разбередить раны. Придется идти вглубь русской истории, вспоминая об упразднении патриаршества Петром и о "немцах на русском троне", о пугачевщине, о крови дворцовых переворотов и о старообрядцах, которые, мстя "бесовскому" романовскому самодержавию, давали деньги большевикам на революцию. А еще — о "красном банте" Великого князя Кирилла Владимировича, с которым тот прибыл 1 марта к Таврическому дворцу во главе гвардейского экипажа. А еще — о приветственной телеграмме в адрес Временного правительства Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Кто тут жаждет поразглагольствовать о "жертвах революции"? Не с Кровавого ли воскресенья, Ленского расстрела и "столыпинских галстуков" хотели вы начать? Где те, что желают потрещать языком о "катастрофе 1917 года, в которой обрушилось тысячелетнее Русское государство"? О каком же месяце собрались вы говорить: об октябре или все-таки о марте — о либеральном перевороте, свергнувшем монархию и расколовшем страну, когда восторжествовали "измена, и трусость, и обман"?
Кого вы называете "губителями России"? Милюкова, Львова, Керенского — или же большевиков, т. е. тех, кто подобрал власть из грязи петроградских мостовых, восстановил целостность распавшейся империи, не позволил ввести здесь внешнее управление, а затем — поднял хозяйство, создал промышленность, победил в беспощаднейшей из войн и, наконец, выковал оборонный щит, и поныне сберегающий нас?
Вы все еще готовы к обсуждению? А готовы ли вы к тому, что истина никогда не будет найдена, что она потонет в крови предков, которых вы заново станете резать по живому?
Страшные противоречия русской истории намертво переплетены в кровавом фарше. Этот ком нельзя разрубить, разделив правых от неправых. Его можно лишь отсечь, лишив нацию ее истории. Либо же — оставить его в покое, сработав на долгожданное национальное примирение. Но не за счет одной из сторон.
ЭТО ВЕДЬ ТАК ПРОСТО — понять, что любая историческая вражда, затеваемая нынче то ли ради дешевых предвыборных трюков, то ли вследствие неутоленных амбиций, то ли от превратно понимаемого чувства долга, грозит куда большими неприятностями сегодняшней России, чем коммунистам — прошлым или нынешним.
Есть, по меньшей мере, три причины, почему нельзя проводить никаких "русских Нюрнбергов" над семьюдесятью годами коммунистического правления.
Причина первая. В новейшей мировой истории лишь две страны вершили суд над собственным "преступным прошлым" — это Германия и Япония в 1945 году. В обоих случаях это происходило в условиях оккупации, под внешним управлением, после тотальной капитуляции в войне. Ни одно суверенное государство — а для примера можно взять хоть постфранкистскую Испанию, хоть ту же воссоединенную Германию — не опускалось до такого срама. Суд над собственным прошлым, таким образом, является недвусмысленным актом десуверенизации страны, свидетельством ее недавнего тяжкого поражения в войне. И если в 1991 такое решение выглядело бы, по крайней мере, логично, то для "суверенной демократии" образца 2008 года это самоубийству подобно. Стоит только осудить СССР — и лавочку под названием "РФ" можно смело закрывать. Рейган еще в 1983 году окрестил Советскую Россию "империей зла". Повторять за ним это клише, как попки, спустя двадцать пять лет — даже не смешно.
Причина вторая. Нельзя быть правопреемником государства, признанного преступным: такого просто не может быть. В Нюрнберге судили не только НСДАП, но и автоматически весь Третий Рейх. Досталось всем — немцам удалось отстоять лишь Вермахт и часть промышленности, иначе каждый немец считался бы военным преступником. Шестьдесят лет прошло, но и сегодня, например, узники концлагерей намереваются истребовать с немецких железных дорог(!) компенсацию за то, что те были причастны к Холокосту: вагонами свозили евреев в Освенцим и Майданек. После денацификации Германия осталась ни с чем. И то же самое произойдет с Россией в случае ее "декоммунизации". То есть, если будет признана преступность КПСС, а следовательно, и Советского Союза, то автоматически будет признана (не у нас, так на Западе) преступная сущность всего, что было создано Советским Союзом, — всего того, что "нельзя брать с собой в светлое будущее". Что из главного оставил СССР нынешней России? Всю промышленность и инфраструктуру, построенную "узниками Гулага под бичами коммуняцких надсмотрщиков". Ядерное оружие, эту "признанную угрозу всему человечеству". "Противозаконное" место постоянного члена Совбеза ООН. "Позорную" честь считаться справедливым победителем во Второй Мировой войне. Постъялтинские государственные границы, "достигнутые через сговор с тираном". И все остальное, по мелочи. Готова ли власть отказаться от всего этого? Пусть попробует, и тогда сегодняшние настойчивые требования прибалтов о компенсации за "советскую оккупацию" покажутся лишь цветочками.
Причина третья. Итогом "суда над СССР" окажется резкая радикализация оппозиции, в результате чего КПРФ из аморфного, полуживого общества "ностальгирующих по Совку" превратится в знамя борьбы за суверенитет России. Произойдет окончательный разрыв власти с народом, не готовым отрекаться от собственных отцов и матерей. Доверие ко всякого рода "преемникам", "национальным проектам", "удвоению ВВП" и прочей шумихе будет окончательно подорвано. Нынешний Кремль, столько усилий затративший на то, чтобы на уровне идеологии избавиться от ассоциаций с "разрушительными девяностыми", своим антисоветским трибуналом неопровержимо докажет свою генетическую связь с ельцинизмом. Невозможна будет даже "энергетическая империя", поскольку Газпром и Роснефть, РАО ЕЭС и Рособоронэкпорт окажутся дискредитированы на Западе как "монструозные порождения преступного СССР".
МЫ НЕ ПРИЗЫВАЕМ ВСЕХ противников коммунистической идеи относиться к нашему советскому прошлому с восторженным пиететом, а всю историю СССР рассматривать в духе газеты "Завтра" — как историческую вершину отечественного могущества и уникальный опыт русского инобытия. Кости действительно стонут и скрежещут — все кости. Но для подлинного выздоровления народа после катастрофы ХХ века необходима не вражда, а примирение. Это давно поняли в Англии или во Франции, где не выбрасывают на "помойку истории" ни Робеспьера с Наполеоном, ни Кромвеля с Генрихом VIII. Долгожданный мир белых и красных — учений, костей и эпох — должен наступить не через очередное низвержение "идолов прошлых времен", а путем взаимного братского прощения, через рубцевание исторических ран, на благо нашего общего будущего. Если уж оправдывать "свою правду" красновского казака, то только не за счет низвержения во прах правды его брата, красного казака.
Залогом русского процветания является нераздробленная связность русских эпох, когда бы все периоды нашей истории были одинаково дороги нам и мы, нынешние, ощущали бы "сыновнее благоговение" перед всеми своими предками. Советская Россия, как и петровская или ельцинская Россия — это ведь всё равно Россия, верно?
1.0x