Авторский блог Владимир Филин 03:00 17 июля 2007

ТРИШКИН КАФТАН

№29 (713) от 18 июля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Филин
ТРИШКИН КАФТАН

Разъясняя последние инициативы Кремля по ПРО, первый вице-премьер Сергей Иванов заявил, что их реализация к 2020 году будет означать создание единой глобальной системы противоракетной обороны. Для достижения этой цели Россия готова к обмену чувствительными военными технологиями с Западом в целом и США в частности — при условии равного доступа всех участников к управлению глобальной ПРО.
Иванов подчеркнул, что Россия никогда не подвергала сомнению "серьезную угрозу безопасности очень многих стран мира", которую несет с собой распространение ракетных технологий. Далее, говоря о создании совместной с Западом системы ПРО, направленной против "стран-изгоев" наподобие КНДР и Ирана, вероятный наследник Путина дал понять, что он видит главным внешнеполитическим приоритетом военно-политическую интеграцию Российской Федерации в евроатлантическое сообщество. Сегодня в США и НАТО далеко не все хотят такой интеграции. Но то, что этого реально хочет российская власть, сомнений не вызывает. Во всяком случае, создание на Западе благоприятного предвыборного имиджа для бывшего министра обороны РФ вовсе не требовало столь далеко идущих заявлений.
Тем более, что таким образом заданный вектор ставит перед Кремлем достаточно сложные внешнеполитические проблемы. прежде всего, это касается отношений Москвы с Киевом и Тбилиси. Если руководители Российской Федерации взяли курс на Запад, то почему они так противятся тому же курсу в исполнении Ющенко и Саакашвили? Почему России можно, а Украине и Грузии нельзя? И кто еще, если не Запад, тогда получит право арбитража в спорах между бывшими союзными республиками?
Второй пакет проблем возникнет в отношениях России со странами "третьего мира" — например, с тем же Ираном. Ведь против кого будет направлена предлагаемая С.Ивановым глобальная система ПРО, в Тегеране понимают не хуже, чем в Москве. И если до сих пор Россию там по старой памяти воспринимали в качестве пусть донельзя ослабленного "рыночными реформами", но реального противовеса "единственной современной сверхдержаве" США — и путинская политика нередко давала подтверждения тому, то теперь всё будет по-другому. Как говорится, со всеми вытекающими для вероятной "ивановской" РФ последствиями.
Наконец, третий пакет проблем у Кремля сразу же возникает с главным на сегодня геополитическим конкурентом Америки — КНР. В Пекине военный альянс между Россией и США, несомненно, будет воспринят как антикитайский. А раз так, то ответные меры со стороны "красного дракона" не заставят себя ждать.
И, учитывая внутреннюю слабость РФ, они могут оказаться весьма болезненными для нашего государства. Прежде всего это касается позиций Москвы в критически важном для "энергетической державы" центральноазиатском регионе, потоки углеводородов из которого могут быть достаточно быстро переориентированы с северного (российского) направления на восточное (китайское). С понятными последствиями для того же "Газпрома", например.
Но вряд ли ответные акции Китая против России будут ограничены экномическим измерением. Например, сегодня США, помимо виртуального злодея бен Ладена, во всех своих иракских бедах и во всех земных грехах обвиняют Иран и Сирию, даже Россию — и весьма осторожно, можно сказать — деликатно говорят об участии Китая и спецслужб исламских государств в иракском конфликте. Да, Ирану можно "поставить в строку" поставки оружия для шиитских эскадронов смерти в Ираке, хазарейцев и таджиков в Афганистане. Но к вооружению талибов и иракских суннитов Тегеран не имеет никакого отношения. Зато Китай передает оружие пакистанской Межведомственной разведке ISI, которая через исламистов в Вазиристане снабжает им талибов. Другая часть китайского оружия по каналам ISI поступает в провинцию Белуджистан к местным исламистским организациям, имеющим свои филиалы в Ираке, в частности — в Мосуле и в Киркуке. Китайское оружие перетекает туда транзитом через порты стран Персидского залива, включая Саудовскую Аравию.
По большому счету, всё это — секрет Полишинеля. Китайско-исламская связка спецслужб действует весьма слаженно и эффективно. Американцы практически молчат о ней — несмотря на то, что получают в результате болезненные удары не только в Ираке, но и по всему миру. Понятно, что когда эта связка окажется направлена против Москвы как стратегического сателлита Вашингтона, реальной помощи от своих западных союзников Россия не дождется. Наоборот, такой "перевод стрелок" будет на руку США и Великобритании, всё более заинтересованных в смене агрессивной "неоконсервативной парадигмы" на что-нибудь менее затратное и конфронтационное.
Так, может, Кремлю пора прекратить попытки залатать свой дипломатический "тришкин кафтан", бросаясь то на Восток, то на Запад, точнее определиться с национальными интересами России и начать защищать их не на словах, а на деле?
1.0x