Авторский блог Александр Потёмкин 03:00 12 сентября 2006

МЕГАМАШИНА

№37 (669) от 12 сентября 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Потёмкин
МЕГАМАШИНА

Путешествуя по карте России, изредка попадаешь как будто в другую страну. Вот, например, территория, обозначенная словом "Мари Эл". Кто знает, что это за государство и как оно оказалось в границах Российской Федерации? Да, была в советские времена на этом месте Марийская автономная республика. Марийские племена, имевшие прежде и другое имя — черемисы, известны в истории с начала новой эры. Они входили когда-то в Волжско-Камскую Булгарию, затем оказались под татаро-монгольским игом, а в середине XVI в. вошли в состав Российского государства. В 1920 г. они получили статус автономной области, в 1936 г. — республики в составе РСФСР. Язык марийцев относится к финско-угорской группе и для русского уха звучит, конечно, непривычно. Государственным языком здесь, как и в других территориальных образованиях России, являлся русский, что вполне логично и оправданно с точки зрения государственного устройства единой страны с вкраплениями автономных национальных образований.
Тогда скажите, почему вдруг появилось на карте России в начале 90-х новое название неведомого звучания? Возможно, словообразование "Мари Эл" — некая транскрипция в духе народных легенд (типа "страна Муравия" или "тридевятое царство, тридесятое государство")?.. Народ в своем внутрикультурном общении имеет право называть себя как угодно, в том числе и "муравлянами" или "тридевятниками". Но при чем здесь обозначение государственного территориального образования России? Почему и кем вдруг Тувинская республика переименована в Республику Тыва? Татарская АССР (Татария) в Республику Татарстан, а Башкирская — в Башкортостан? Почему в одних случаях на именование государственных единиц распространяется закон о федеральном общегосударственном языке, а в других этот язык подменяется национальным, чужезвучным для остальной части населения страны? Например, Республика Саха. Откуда они взялись — "сахаинцы"? Как их вообще называть? Традиционно в русском языке существует, и уже давно, понятие "якуты". А что такое "саха" в российской исторической литературе и в толковых словарях, мы ответа не найдем. Или другое название — Осетия-Алания?
Из историографии известно, что аланы — кочевые племена вышли из сарматского этноса иранской языковой группы, перебравшись в I в. на земли Приазовья и Предкавказья. На этих же территориях проживали и другие племена аборигенов. В конце IV в. аланы были разгромлены гуннами. Оставшаяся часть разделилась: одна — значительная — ушла с оседлых мест, прошла всю Европу и в союзе с вандалами создала Королевство в Северной Африке в Карфагене (ныне Тунис). Другая часть осталась в Предкавказье и в VI в. была рассеяна аварами. Еще одна часть алан в VII в. попала под власть хазар. В конце X в. после разгрома киевским князем Святославом Хазарского каганата оставшиеся многочисленные разноэтнические племена стали формироваться в раннефеодальное образование. В него, кроме аланов, входили хазары, савиры и другие народности, в настоящее время все исчезнувшие.
В западных и византийских книгах это образование называли Аланией, впрочем, соседи-грузины называли их "оссами", русские — "яссами", а сами себя они называли иронами. В процессе формирования осетинского этноса участвовали многие местные племена, у которых в языке сохранилось скифское наследие. Поэтому в современном осетинском языке сохранилось скифское и аланское (иронское) наследие. После разгрома монголами этого образования (XIII в.) сохранившиеся иронцы (аланы), значительная часть которых была истреблена захватчиками, поселилась на востоке бассейна реки Терек. Позже на эти территории продвинулись адыги, которые смешались с аланами. Так образовалась кабардинская народность. На севере иронцы распались на четыре анклава: дигорский, алагирский, куртатинский и тагаурский, а на южных склонах Кавказа — на многочисленные мелкие анклавы. В конце XIV в. Тимур разгромил осетинские анклавы, а их остатки ушли далеко в горы. И только в XVII в. осетины стали спускаться на равнины, и процесс формирования осетинского этноса завершился в XVIII в.
Но почему вдруг в конце XX в. Осетия стала называться еще и Аланией? Что, в последнее время стало известно что-то совершенно новое об аланских (иронских) культуре, языке, этносе и их связях с осетинами? Нет! Ничего нового мы не найдем. Но ведь трудно себе представить, чтобы французы вдруг стали называть себя галлами, испанцы — кельтиберами, голландцы — баталами, ливийцы — аланами, румыны — даками, венгры — аварами или половцами, бразильцы — португальцами, аргентинцы — испанцами, тунисцы — карфагенянами. Так и кабардинцы тоже захотят называть себя аланами. Ведь у каждого из этих народов можно найти исторические следы другого этноса.
Я уже не раз писал, что чем быстрее все мы станем россиянами, тем прочнее выстроится наше государство — Россия, тем современнее станет развиваться в стране рынок труда и капитала. В ней не должны оставаться в будущем этнические административные автономии — они слишком малочисленны и экономически нерентабельны. Просто необходимо развивать и сохранять национальные культурные традиции. Примеры многих стран — США, Бразилии, Франции, Англии, Колумбии, Египта и т.д., в истории которых смешались десятки, а порой и сотни различных этносов, подтверждают этот посыл.
Надеюсь, в моих рассуждениях не захотят увидеть расизм или национализм. Речь идет о нормах единого, унифицированного подхода к функционированию государственного организма. Никому не дано вводить или поощрять двойные стандарты в таких тонких политических вопросах. Это неминуемо, рано или поздно, обернется конфликтом, раздором, станет основанием для завышенных, неоправданных национально-территориальных амбиций.
1.0x