ВЕРТОЛЕТ
Авторский блог Александр Ефремов 03:00 4 июля 2006

ВЕРТОЛЕТ

0
№27 (659) от 05 июля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Ефремов
ВЕРТОЛЕТ

В футбольных репортажах — всё та же неряшливость, которая становится повсеместной приметой. Речь не об исконно российском отсутствии "газончика", что невозможен по по причине климата, просторов, войн, дураков и т.д. Налицо прежде невиданное системное пренебрежение серьёзным делом и всякое отсутствие желания быть профессионалом, несмотря на всю привлекательность рода занятия.
Комментарий матчей чемпионата мира — дело серьезное и привлекательное. Смотрят миллионы. Многие вообще больше ничего не смотрят. Голос комментатора становится для телезрителя частью игры, потому что, если без звука — значит не услышишь стадион. А такой техники, чтобы оставить лишь шум трибун и свисток арбитра, удалив закадровый наговор, переходящий в неразумный крик, еще не придумали.
Нет сомнений, что фирма, которая первой решит этот технический вопрос, будет иметь — по крайней мере, в РФ — коммерческий успех. Усталость от профессиональных болельщиков, заменивших в эфире профессиональных комментаторов, накопилась неимоверная. Пожалуй, на ЧМ-2006 дилетантизм и пренебрежительное отношение к аудитории достигли своего пика. Когда мысль отстает от мяча метров эдак на 100. Журналисты различных изданий могут сколько угодно придерживаться корпоративной этики и отмалчиваться, но всё должно иметь разумные пределы.
Уткин важным тоном знатока несет на протяжении 90 с лишним минут околофутбольную околесицу, которая к сюжету идущего на поле противостояния никакого отношения не имеет, а попутно то засыпает, то каламбурит несмешными самодельными остротами. "Румяный критик мой, насмешник толстопузый" (так, узнай об уткинских приколах, сказал бы нападающий А.С.Пушкин).
Коллега с Первого канала и тоже с птичьей фамилией Гусев, напротив, безудержно эмоционален, порой криклив, не скупится на эпитеты, часто путает игроков, однако по части лирических отступлений от происходящих единоборств Уткину не уступает. Третьим крупным платным болельщиком, без сомнений, следует признать Твалтвадзе с "России", чья грузинская напористость (видно, брали его как "наследника Махарадзе") в сочетании с некомпетентностью порой просто изумляет. Правда, здесь подкупает искренность — в нем видишь мужика с трибуны: вот он размахивает руками, вот вскочил, вот орёт, скомкав в руках кепку. Что самое занимательное — никто из названных персонажей и не думает скрывать собственные пристрастия, они откровенно болеют в эфире за ту или другую команду. Что в отсутствие сборной России выглядит очень странно и лишний раз показывает уровень подготовки.
Их юные коллеги с пока не запоминающимися фамилиями вовсю перенимают наработанный за последнее десятилетие "стиль". Комментировать подобно Владимиру Маслаченко (ветерану дали-таки озвучить два или три матча), по всей видимости, считается дурным тоном. Знать номера и имена футболистов, внимательно следить за премещениями мяча и игроков по полю, называть тактические схемы, прогнозировать, вставлять в репортаж попутную информацию и эмоциональную разрядку лишь когда они уместны — всё это теперь ретроградство, издержки "советской школы".
Зачем концентрировать внимание на уникальных эпизодах, держать слушающего зрителя в спортивном напряжении, азарте? Ведь гораздо важнее сообщить о том, за сколько миллионов перекупает очередного игрока "Челси" и похвалиться знанием (отпечатанным на выданном листочке) послужного списка и заработков мелькнувшей на экране монитора "звезды". У мальчишки, сидящего перед телевизором, под воздействием подобного рода комментариев складывается впечатление о футбольном поле, как о месте работы, где платят большие зарплаты. Надо ли говорить, что безрадостный поход в футбол не из любви к игре, а из-за голой перспективы заработать, ущербен, смешон и безрезультативен. В новостном фрагменте так и мелькнуло: мальчонка лет десяти признался, что ходит в секцию с целью в будущем озолотиться. Такого горе-мастера в будущем всегда переиграет бразилец, аргентинец, итальянец, немец, африканец — да кто угодно, изначально просто влюбленный в игру.
Кстати, здесь, возможно, мы и подошли близко к ответу на вопрос, почему так опустился наш комментаторский корпус. Его охватила та же болезнь, которая поразила и многих спорстменов. В первую очередь, почему-то "игровиков". В фокусе внимания находятся исключительно деньги, исключительно заработки. По-видимому комментаторы считают, что они — бедные люди и мало зарабатывают. Ощущение себя бедными людьми, возможно, усугубляется общением с той преуспевающей частью соотечественников, что выезжает на крупные спортивные мероприятия "поболеть". А раз "мало платят" (хотя на самом деле вовсе и не мало), можно и комментировать спустя рукава. Тем более что большинство комментаторов по-настоящему закатывать их патологически не умеет — какие гонорары ни выпиши.
Ну и что, что у экранов сидят какие-то зрители? Сей факт не волнует "russian" футболистов, и они, будто умирая, ходят по полю, в итоге пролетая мимо чемпионата. Не волнует сие и "виртуозов микрофона", которые всласть треплются в дорогостоящем эфире и делятся друг с другом туристически-болельщицкими впечатлениями.
Но самое печальное, что наш зритель, уже, похоже, привык к подобному отношению и не ропщет. Непрофесиионализм окружает его повсюду. Он стал нормой для россиийского общества. О каком футболе мы говорим, когда строительные рабы, впервые попавшие на стройплощадку, возводят небоскреб, а главврачом больницы за взятку становится приезжий с купленным в подземном переходе дипломом?! О каком блате на ТВ мы можем подозревать, когда жена министра здравоохранения Зурабова занимается фармацевтическим бизнесом, а жена мэра Лужкова — строительным! Так что вы уж простите, дорогие закадровые болельщики, если что обидное вам сказал. Так уж получилось, что в последний месяц из всех тех, кто обманывает граждан, предоставляя им фикцию или брак, вы были самыми заметными.
Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой