Авторский блог Николай Анисин 03:00 11 апреля 2006

МИФ ЕЭП — УДАР ПО СОЮЗУ

№15 (647) от 12 апреля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Николай Анисин
МИФ ЕЭП — УДАР ПО СОЮЗУ

Юбилей — десять лет Союза России и Беларуси — в Кремле не только не заметили-не отметили, но и попытались его затмить. Каким образом?
Договор об упомянутом Союзе был подписан 2 апреля 1996 года. А 3 апреля года 2006 Путин встретился с Назарбаевым и они провозгласили: мы готовы взять да и сотворить ЕЭП — Единое экономическое пространство, в коем Россия и Казахстан согласны видеть и Беларусь, и Украину.
Итак, отныне курс на ЕЭП четырех республик бывшего СССР для Кремля — главное, дальнейшее же двустороннее укрепление уз с Беларусью — дело второстепенное. Завершать десятилетнюю российско-белорусскую интеграцию Кремль, похоже, уже не намерен. Почему? Попробуем угадать.
Союз России и Беларуси возник под наименованием Содружества. Договор о нем в апреле 1996 года Ельцин подписал, отмечали тогда политологи, из шкурных соображений. Ему были нужны голоса сторонников сближения славянских государств накануне приближавшихся в России президентских выборов. Для Лукашенко же вопрос о единении с Россией являлся вопросом выживании матушки-кормилицы республики — белорусской индустрии. Она — единственный источник существования Беларуси — целиком и полностью зависела от поставок в нее из России энергоносителей с комплектующими деталями и сбыта на российский рынок продукции машиностроения. Брак, с одной стороны — по корысти, с другой — по расчету, состоялся.
После переизбрания на второй срок Ельцин, как ни казалось это многим странным, интереса ко всё более тесному партнерству с Беларусью не утратил, и под напором Лукашенко в 1999 году решился на преобразование Содружества в Союзное государство России и Беларуси. Были созданы его Высший Совет и исполнительный орган — Постоянный комитет, учреждено Парламентское собрание из российских и белорусских депутатов.
Что изменилось с тех пор в новоявленной структуре? По форме — ничего. Союзное государство так и осталось политическим суррогатом — ни федерация, ни конфедерация, ни уния, а нечто рыхло-неопределенное. Перемены же в экономическом сотрудничестве субъектов под общей госкрышей произошли значительные.
Годовой бюджет Союзного государства за минувшие лета увеличился в 11 раз — с 300 миллионов до 3 миллиардов 300 миллионов рублей. Это позволило загрузить по целевым программам 8 тысяч предприятий с 300 тысячами работников. В 1999 году Россия и Беларусь выпускали 100 тысяч телевизоров, сейчас — 2 с половиной миллиона. Возрос и совместный выпуск тракторов и тяжелых грузовиков — МАЗов и БелАЗов. Число единиц названной техники перевалило за 100 тысяч. Сложением усилий специалистов двух республик запущен в производство компьютер "Скиф", отвечающий лучшим мировым стандартам.
Наличие Союзного государства расширяет свободу передвижения квалифицированных российско-белорусских кадров и уравнивает их статус. По соглашению лидеров Высшего совета Союза 300 тысяч граждан Беларуси, работающих в России, и 100 тысяч граждан России, мигрировавших на предприятия Беларуси, должны иметь одинаковые права в налогообложении, соцобеспечении и медицинском обслуживании.
Союзное государство даже в суррогатном варианте для его народов уже благо. Но благо минимальное. Рывок же в экономике и качестве жизни возможен только при единении России и Беларуси в полноценном государстве. Будет одна таможня, а не две, повысятся сборы в бюджет. Будет одна армия, а не две, сократятся расходы на оборону. Будет одна стратегия развития производства, а не две, появится шанс концентрировать ресурсы на самых доходных предприятиях и продвигать их товары на мировой рынок. Будет одна финансово-кредитная система, а не две, легче станет перебрасывать капиталы на комплексное строительство жилья, школ-детсадов, больниц-санаториев. Будет в руководстве Союза одна политическая воля, а не две, реальной станет реализация масштабных сверхприбыльных проектов. Например, такого, как создание транспортного коридора Брест—Москва—Владивосток.
Если от западной границы Беларуси до восточной границы России проложить скоростную автодорогу с выходом на Транссиб, то доставка товаров из Европы в Азию сократится на 12 дней, а стоимость перевозки грузов уменьшится на 10 долл.в за тонну. Притом спрос клиентов на коридор между двумя континентами гарантирован и, стало быть, бюджет российско-белорусского государства станет получать огромные деньги за транзит товаров. Но это не все. Вдоль транспортного коридора можно без проблем провести транснациональные оптико-волокнистые телекоммуникации, что опять-таки сулит немалые доходы.
Выгоды полноценного государственного единения России и Белоруси очевидны их народам и политикам. Надо лишь разработать и принять на референдумах Конституционный акт нового Союзного государства, избрать его парламент и президента. Что этому мешает? Казалось бы, ничего.
В марте сего года спикер Госдумы Борис Грызлов в интервью недавно учрежденному журналу "Союзное государство" сообщил:
— Работа над проектом Конституционного акта Союзного государства находится на завершающем этапе, комиссия выполнила большую часть своей работы. Характер наших консультаций показывает, что все оставшиеся для согласования вопросы могут быть успешно разрешены.
Всё вроде бы — единение России и Беларуси вышло на финишную прямую. Но не миновало и недели после публикации слов Грызлова, как президент Путин вместе с Назарбаевым выступил с новой инициативой: даешь ЕЭП России, Казахстана, Беларуси и Украины. Прозвучало это, повторюсь, 3 апреля. А на следующий день подконтрольный Кремлю Газпром известил: с января 2007 года газ в Беларусь пойдет не по 46 долларов за тысячу кубов, а в три или даже в пять раз дороже. Случайно ли почти совпали во времени заявления о ЕЭПе и повышении цен на газ для белорусских потребителей? Отнюдь.
Прокукарекав про ЕЭП и ущемив Беларусь, Кремль всем явно дал понять, что для него сегодня важней думать о широком едином экономическом пространстве, а не об узком российско-белорусском единении. Это единение — кость в горле у дяди Жоры Буша и тети Лизы Райс из Вашингтона: не для того США потратили уйму средств и сил на разрушение СССР, чтоб позволять его бывшим республикам вновь воссоединиться под единой государственной крышей. Кремль, денежные коготки которого увязли на Западе, вероятно, дрогнул перед окриками дяди Жоры с тетей Лизой: надо им угодить. Но надо и лицо в России сохранить. Поэтому популярную в нашем народе идею государственного Союза следует подменить на идею с претензией на популярность — на ЕЭП. Таким образом, и народ можно утешить, и дядю Жору с тетей Лизой не злить. Их подмена вполне устраивает. По весьма простой причине.
Союз России и Беларуси в одном крепком государстве вот-вот мог обрести плоть. Единое же экономическое пространство четырех республик вокруг Москвы, которое так же не любо Вашингтону, — это пока миф. Чтоб он воплотился, государствам-участникам требуется принять 38 всех устраивающих документов. Подписать их "пакетом" можно легко, и так же легко, по прежней практике в СНГ, не исполнять. Стало быть, новорожденный ЕЭП вряд ли станет подобием Евросоюза с общей границей и валютой. Скажем, президенту Казахстана Назарбаеву, дабы сохранить благосклонность к нему Запада, ничего не стоит отказ от тенге и переход на рубль затянуть на годы и годы. Миф о ЕЭП — отличный способ отвлечь внимание от завершения интеграции России и Беларуси в полноценном союзном государстве.
1.0x