Авторский блог Егор Холмогоров 03:00 23 августа 2005

КРЕДО НАЦИОНАЛИСТА. Окончание. Начало в № 33

| | | | |
Егор Холмогоров
КРЕДО НАЦИОНАЛИСТА. Окончание. Начало в № 33

ЖИТЬ БЕЗ САМООПРАВДАНИЙ
Националисты исходят из того, что каждый русский, каждый член нашей нации имеет право на жизнь и благосостояние вне зависимости от его "рыночной эффективности. Каждому должно найтись и найдется место в национальном разделении труда, которое служит национальным целям — обогащению нации, ее военному и культурному усилению, ее духовному обогащению. Если какой-то русский человек не нужен "миру" он все равно нужен России. И он в своем существовании не нуждается в оправдании своей полезностью для Силиконовой Долины, Лондонского Сити или банановых плантаций в Гондурасе. Точно так же, и Россия в целом не нуждается в оправдании своего существования интересами мира, Европы, Америки или какими-то "высшими идеалами".
Здесь, в этом пункте, Альфа и Омега русского национализма. Россия должна быть потому, что она есть, а не потому, что кто-то извне считает, что она должна выполнять в мире какую-то функцию, без которой она бесполезна. Противники национализма не хотят понять и принять это положение. Они упорно говорят о том, что у России должна быть миссия в мире. Пока Россия выполняет эту миссию, ее существование "оправдано", а если она с этой миссией не справляется или ее нет, то существовать России незачем. Я, обычно, спрашиваю тех, кто так говорит: вот у вас есть работа, это ваша миссия, и с десяти утра до шести вечера вы ее исполняете. А остальное время вы ее не исполняете, вы отдыхаете, вы спите, вы едите, вы лазите по сайтам в интернете и бегаете на свидания, иногда вы болеете, а иногда, страшно подумать, отрубаетесь от перепою. Вот согласны ли вы, чтобы к вам применили ваши же критерии полезности и попросту усыпляли на то время, которое вы не исполняете свою миссию? Мало того, чтобы вас принудительно замораживали на длительный срок или вовсе убивали, если вас с работы увольняют по сокращению штатов или она вам просто надоела? Еще никто не согласился.
От нас, русских, хотят, чтобы мы, образно говоря, сами взяли и удавились. Так делали с русскими людьми на Западной Руси, в польских владениях в XVI-XVII веке. Там, попавшему под суд холопу приказывали самому повеситься, чтобы не тратить на него усилий. И вешались. А тех, кто вешаться отказывался, замучивали до смерти. И вот если человек говорит, что Россия должна "повеситься", потому что она недостаточно демократична, недостаточно либеральна, или наоборот, недостаточно православна, если она у него виновата в том, что она — слишком сильная или слишком слабая, слишком честная или же слишком вороватая, — то для националистов он безусловный враг. И политически, поскольку хочет плохого нашей стране и нашей нации. И по жизни, потому что он просто хочет плохого и при личной встрече мы бы такого человека несомненно сочли бы мерзавцем. Напротив, если кто считает, что для своего существования Россия не нуждается ни в каких оправданиях или извинениях, то он для нас свой, он и есть националист, вне зависимости от того, считает он себя таковым или нет.
ЧЕГО ХОТЯТ И ЧЕГО НЕ ХОТЯТ НАЦИОНАЛИСТЫ
Из этой главной посылки — быть русскими, жить без самооправданий, жить "самодержавно", то есть независимо от других, националисты развивают и всю свою политическую программу.
Россия должна быть "самодержавным", то есть суверенным государством, которое самостоятельно устанавливает для себя законы и правила, которое никому не дает отчета в своей внутренней и внешней политике и у которой никто не смеет требовать никаких объяснений, кроме чисто дипломатических. Это значит, что Россия не должна входить ни в какие договоры и международные соглашения, которые ограничивают наш суверенитет, которые навязывают нам какую-то международную юрисдикцию. Это значит, что в России нельзя допускать деятельность какой-либо иностранной политической и общественной агентуры. Это значит, и это главное, что власть в России должна быть такой, чтобы ставить во главу угла интересы русской нации, ее достоинство, ее выгоды, ее величие и престиж.
Поэтому националисты считают, что вместо нелепых "федерализмов" и пресловутых "вертикалей власти", которые все никак не хотят укрепляться, подлинное государственное строительство в России должно осуществляться на двух началах — самодержавном и земском.
Самодержавие (не путать с монархией) отвечает за все, что связано с общенациональным суверенитетом. Это не только армия и внешняя политика, как думают многие либералы. Это, прежде всего, большие национальные проекты, осуществляемые в общих интересах, коммуникации, энергетика, космические программы, финансовая система, в общем, все то, что должно иметь единый центр управления и единую волю. Зато остальным должны ведать земства. Не хапуги из низших чиновников, а выборные от людей.
Другая общенациональная задача — это сохранение, восстановление и развитие нашей общенациональной инфраструктуры. За прошедшее столетие наша нация создала для себя своеобразную среду существования, искусственный ландшафт, с системой коммуникаций, теплоснабжения, водоснабжения, энергоснабжения. Во многом, только эта система делает возможным наше существование в крупных городах, где зима длится по 5-6 месяцев. А именно эти города стали основой нашей экономической и общественной жизни: большая часть граждан России живет в городе, причем в достаточно северном городе. И крах этой системы ведет просто-напросто к депопуляции большинства народов нашей страны, к тому, что сбудутся прогнозы некоторых западных экспертов: население России уменьшится до 50 миллионов. И у нашей нации, если она хочет этой депопуляции избежать, есть только две дороги, либо "переселение народов" и завоевательные войны, чтобы поселиться южнее хотя бы пятидесятой широты, либо дальнейшее развитие той искусственной среды обитания, которая необходима для нашего существования и развития. Нынешняя элита России, к сожалению, движется в прямо противоположном направлении, предпочитая распродавать и энергетические ресурсы страны, и свинченные с дверей ручки. В условиях, когда обилие энергоресурсов является единственным нашим стратегическим козырем, эти ресурсы разбазариваются, а цены на них внутри страны задираются все выше и выше. И за каждую прибавленную энергетическими монополистами копейку мы платим сотнями потерянных жизней.
Но вернемся к мировой конкуренции, в которой у нас, якобы, нет других путей, кроме как распродавать то немногое, что из нашей продукции востребовано мировым рынком, то есть энергоносители. Те, кто рисуют такую модель, исходят из очень странного предположения, что кто-то извне установил именно такие, раз и навсегда заведенные, "рыночные" правила мировой конкуренции, назначил каждому участнику "бегов" его место и описал четкие правила. Такого, разумеется, никогда не было и нет. Мировая конкуренция — это не конкуренция на рынке, это борьба за выживание, в которой экономические механизмы играют далеко не самую первую роль. А получать прибыль в мировой торговле необходимо бывает той или иной нации, прежде всего, для того, чтобы позволить себе некоторые излишки, — откормить свою аристократию так, чтобы она повысила производство гениев на душу населения, или соорудить некое чудо света, которым будут любоваться гости со всего мира, или создать сверхоружие, или откупиться от голодной черни.
Ни одна нация на свете, никогда и ни при каких обстоятельствах не ставила свое выживание в зависимость от условий мирового рынка и глобальных экономических процессов. Каждая нация, даже самая торгово-пиратская, обрастала корнями, чтобы жить и выжить в условиях, если карта ляжет неблагоприятно, у каждой нации уходили на это врастание сотни лет, и лишь после этого они пускались в авантюры. Именно для этой цели — для независимости от внешней, конкурентной среды — и создавалась и создается каждой нацией дорогостоящая национальная инфраструктура, которая и является национальной экономикой, то есть национальным домохозяйством (именно так переводится с греческого слово экономика), народным хозяйством.
Современная российская элита предлагает нам, русским, заниматься распродажей своего домохозяйства, своей национальной домашней утвари движимости и недвижимости, своего неприкосновенного запаса, для того, чтобы "держаться на рынке". Никто и никогда так не делает, никто не жертвует своим вчерашним и завтрашним днем ради сегодняшнего. Кроме вороватых временщиков, разумеется.
Очень характерно, как поступает нынешнее правительство с пресловутым Стабилизационным фондом, который получен от сверхдоходов. Его категорически отказываются расходовать на восстановление и развитие национальной инфраструктуры, на вложения в новые технологии, на развитие перспективных отраслей промышленности. На каком основании отказываются? Из боязни инфляции. Конечно, в рамках тех воззрений, которых придерживаются ведущие правительственные экономисты, страшнее инфляции только плановая экономика, а существует ведь совсем другая экономическая школа, которая рассматривает инфляцию как процесс неизбежный и полезный, если уметь им грамотно пользоваться для промышленного развития. Ну да поверим правительственным экономистам, что инфляция это плохо. Но, все равно, в борьбе с нею, отказываясь от развития, они приносят завтрашний день в жертву удобствам дня сегодняшнего. Мы будем покупать курочку чуть дешевле, а наши потомки будут жить без центрального отопления и ездить только на старых иномарках (на новые, к тому моменту денег ни у кого не будет, а российского автопрома просто не станет).
Националисты рассматривают народное хозяйство не как сектор мировой экономики, а именно как хозяйство и именно как народное. То есть как набор необходимых для выживания нации, для обеспечения ее воспроизведения, и количественного и качественного, для охраны ее обороноспособности и безопасности, органов. И относиться к этим экономическим органам нации нужно соответственно. Почку никто не отрезает на том основании, что искусственная почка лучше, и ногу лишь для того, чтобы заменить её протезом, никто не ампутирует. Националисты добиваются такого курса развития экономики России, который обеспечит ее независимость, ее экономическую полноценность. Если для этого нужно полностью выключить страну из мирового рынка, значит, ее нужно выключить, если необходимо государственное управление какими-то отраслями, значит оно должно быть, если, наоборот, на определенных направлениях нужно снять административные барьеры на пути внутреннего экономического развития, необходимо завести внутри страны крайнюю степень экономического либерализма — и это сделать можно и нужно. С точки зрения националистов, в экономике можно делать все, кроме одного — нельзя торговать на внешнем рынке своими внутренними органами и своим мясом.
Даже если за это дадут много денег и на эти деньги можно будет разок съездить на Ибицу.
ПОЧЕМУ НАЦИОНАЛИСТЫ — НЕ ПАРТИЯ?
Из того, что уже сказано, можно предположить, чего будут требовать националисты на остальных направлениях. Поскольку национализм — это не застывшая система рецептов, а принцип, по которому эти рецепты выписываются, каждый может этот принцип освоить. И в этом — главное объяснение того, почему националисты не стремятся создать партию, не собирают многолюдные митинги и вообще не стремятся включиться в качестве отдельной единицы в борьбу за власть. Создать партию и победить на выборах для последовательного русского националиста — это и слишком много и слишком мало.
Национализм — это не партийная программа, это определенная подкладка, которую, с нашей точки зрения, необходимо подшивать под любую программу. Правую или левую, социалистическую или капиталистическую, либеральную или консервативную. Под любую программу любой партии, если эта партия имеет своей целью не уничтожение России, а ее развитие и процветание, ее независимость и самостоятельность. Национализм — нормальный рефлекс, нормальное чувство нормального человека, так же, как патриотизм. Но только если патриотизм, это любовь к Отечеству как данности, то национализм — это любовь ко все тому же Отечеству, но в его динамике, в прошлом и в будущем. Поэтому определить себя как партию среди других партий, противопоставить свою идеологию другим идеологиям для националистов значило бы покончить самоубийством, отказаться от своего предназначения.
Национализм — это не политическая программа, а набор базовых, необсуждаемых политических ценностей, который лежит в основе нормального политического процесса в любой уважающей себя стране. Тамара Павлова не так уж сильно ошиблась, когда сравнила его с иммунитетом. Иммунитет не виден, никак не напоминает нам о своем существовании, он только защищает нас и вышибает болезнь, когда она стремится нас убить. И тогда сам он действует весьма жесткими методами, тут и кровь, и гной, и лихорадка и боль. Наверное, те, кто не любят национализма, не любят и иммунитет, и в случае попадания заразы готовы умереть тихо и без борьбы. Но большинство людей, как и большинство народов, все-таки хотят жить, выжить и еще чего-то добиться и для них иммунитет необходим.
Поэтому главная задача русских националистов состоит в том, чтобы стать ненужными. Как не очень нужен в современной реальности человек, который будет напоминать взрослым людям, почему следует чистить зубы, мыть руки с мылом и не ковырять в носу. Наоборот, оказаться пожизненно "партией" националистов, то есть считать национализм частной интерпретацией общих ценностей — хуже такой судьбы националистам трудно пожелать.
ЗАЧЕМ ВООБЩЕ БЫТЬ НАЦИЕЙ?
Во всем, что я говорил до этого, сознательно не ставился под сомнение один вопрос, который не совсем очевиден. Стоит ли вообще в современном мире быть нацией? Ведь сейчас сплошь и рядом говорят о смерти национальных государств, о глобализации, о размывании государственного суверенитета. Все вроде как решают транснациональные силы: корпорации и политические организации, международные движения и мафии, террористические группы и антитеррористические альянсы. Конечно, в этих разговорах о размывании национального суверенитета очень много от лукавого. Например, долгое время критики-постмодернисты рассуждали о "смерти автора", которая, якобы, наступила в литературе. И что же, много ли с тех пор вышло анонимных произведений? Где покойник-то? Мы пришли его хоронить, а он руками шевелит… Точно также происходило со "смертью Бога" и со многими другими аналогичными смертями. О чьей-то смерти очень любят рассуждать те, кто очень хотел бы избавиться от мнимого покойника, но избавиться не может. Нет ничего проще, чем в этой ситуации сказать: "А он умер" и делать вид, что больше ничего нет.
Так происходит и национальным суверенитетом. О его "смерти" говорят те, кто хотел бы и в самом деле его размыть, его уничтожить, заменить транснациональной, мафиозной по сути лояльностью. И в России громче всего о "смерти национального суверенитета" кричат те, кому с большей или меньшей основательностью светит статья за измену Родине. Как бы им хотелось, чтобы Родину признали условным понятием, и освободили их от необходимости отвечать за свои грехи. И, наоборот, идея нации была развита в идеологию национализма как раз для того, чтобы покончить с предательством. Первой знаменитой европейской националисткой была Жанна Д Арк, которая противопоставила свою простую веру, и твердую волю изгнать англичан из "милой Франции" всем хитросплетениям политики аристократов, которые привыкли по десятку раз предавать не только короля, но и Отечество ради своих амбиций. В России полноценный национализм стал плодом Смутного времени, когда элита и не только элита привыкла менять государей и присягу по три раза в месяц.
Каждый раз, когда кажется, что волна национализма уже прошла, поднимается новая, еще более сильная волна. Так, для XIX века был характерен сепаратистский национализм европейских народов, стремившихся отделиться от больших империй. А в конце позапрошлого века поднялся новый национализм — национализм империалистический, который позволил европейцам создать большие колониальные империи. В середине ХХ века пришло время национализма революционного, национально-освободительного, который эти империи разрушил.
Не все из освободившихся народов стали полноценными нациями, многие просто не потянули, не хватило ресурсов и воли, поэтому заговорили о кризисе национализма. Но он ожил вновь. Сначала его использовали для того, чтобы расколоть и уничтожить социалистическое содружество и СССР, поскольку коммунистическая идеология стремилась, не учитывая реальности, уничтожать национальное чувство.
Но вот теперь пошла по миру еще одна волна национализма — национализма консервативного, охранительного. Смысл этого национализма в сохранении самого существования наций, народов, государств перед лицом глобализации и нового "великого переселения народов". В тех или иных формах он проявляется и в Азии, и в Европе и в Америке, и в России. Такой национализм, это борьба за право народа остаться субъектом истории — и мировой и своей собственной. Право не сдавать все права тем самым международным структурам, которые все как одна похожи на международные мафии. Такой национализм защищают современные русские националисты.
Является ли национализм самоцелью? Конечно, нет. Так же, как просто существовать не является целью человека. Существование — это возможность ставить перед собой какие-то великие цели. И русские никогда не были и никогда не могли быть "просто нацией". У нашей нации были исторически две сверхнациональные цели, два высших ориентира. религиозная и цивилизационная. Религиозная цель — это Святая Русь, заселение Неба русскими людьми, создание в мире ином новой, лучшей России. Вечной России, не подверженной течению времени. Другая цель посюсторонняя — русские издавна стремились создать новую, собственную цивилизацию, то есть особый способ существования в этом мире, который не был бы похож ни на способ существования Запада, ни на способ существования Востока, каждый из которых нам не вполне подходит. Но создать новую цивилизацию можно лишь так, как создавались все иные цивилизации: обобщая, развивая, национальную культуру, укрепляя, а не размывая свое национальное существование. Для того чтобы быть кем-то, надо для начала просто быть.
1.0x