Авторский блог Владимир Бондаренко 00:00 1 декабря 2004

Н.Л.О.

| | | | |
Владимир Бондаренко
Н.Л.О.
Новый либеральный обман — вот что такое культурная политика президента Путина. И сколько бы он в своих речах ни талдычил о патриотизме, по делам его узнаем его. А в культуре его дела определеннее, чем где бы то ни было.
Еще в самом начале своего правления он предпочёл встретиться с крутыми либералами из ПЕН-клуба, где его освистали и за Чечню, и за ограничение свободы СМИ, но воспротивился любым попыткам сотрудничества с основным по численности и значимости Союзом писателей России, сколько бы пленумов и выездных заседаний ни проводил этот Союз и в Чечне, и в других “горячих точках” России, какую бы государственную позицию он ни занимал.
Этот либеральный воз и поныне там. И государственные премии в основном отдаются лишь представителям либерального направления в литературе, и в жюри и правлениях самого разного уровня берут исключительно господ либералов, будто Эдвард Радзинский разбирается в современной русской литературе лучше всех Личутиных и Распутиных вместе взятых, а Сергей Чупринин незаменимая фигура в русскоязычной критике. Лишь таким суперлиберальным уклоном нашего президента можно объяснить сверхпышные похороны Окуджавы и Лихачева, и совсем незаметный для общества тихий уход в мир иной Кожинова, Тряпкина или Юрия Кузнецова. Явная дезориентация всего общества в целом.
Еще один яркий пример полного господства либеральной политики в России. Уже не на одну международную литературную книжную ярмарку правительство щедро финансирует солидную группу литераторов. От ста до пятидесяти человек. Это и удивляет. Хотя бы подобно Савику Шустеру — для обозначения плюрализма пару-тройку знаковых национальных русских писателей послали бы. Нет, все как один делегируются из либерального лагеря. Не скрываю, многие из них хорошие писатели, иные — мои друзья, но как им самим не стыдно кучковаться в своем замкнутом кругу, подменять собою всю русскую литературу, не видеть в современном литературном пространстве ни Проханова, ни Личутина, ни Лимонова, ни Распутина, ни Дёгтева, ни Курбатова. Почему, к примеру, в интернетовском "Русском журнале" в списке обозреваемых литературных изданий нет ни "Москвы", ни "Нашего современника"? И это — государственная культурная политика? Вроде бы оттеснили оголтелого русофоба и антигосударственника Михаила Швыдкого с поста министра культуры, но и здесь липа. Новый министр, не скрывая, признает себя беспомощным зиц-председателем, ибо все деньги, выделяемые на культуру, идут через ведомство Швыдкого. Так кто же по-прежнему управляет культурой?
Я бы не сказал, что в культуре не было с приходом Путина никаких изменений. Не зря же придумали это липовое содружество "Идущих вместе". Чуть-чуть потеснили Сорокина и Ширянова, но противопоставили им суперлиберального номенклатурного реалиста Бориса Васильева. Вот это и есть новый государственный взгляд на культуру и литературу. Потеснили буйный рок, потеснили крутых авангардных радикалов и литературных экстремистов, и отдали победу либеральному номенклатурному реализму. Это, наверное, и есть культурное кредо нашего президента. Это и есть новый творческий метод, навязываемый всему народу — номенклатурный либеральный реализм — нолиризм.
Он начинает господствовать и в живописи, и в театре, но более всего заметен в целой серии телевизионных постановок, финансируемых напрямую путинским правительством.
"Диверсант", "Штрафбат", "Московская сага", "Дети Арбата" — плоские псевдоголливудские поделки, переделывающие всю историю ХХ века, естественно, промывающие мозги у прильнувших к телевизорам обывателей. И пусть эстетствующие кино- и телекритики признают малые художественные достоинства этих сериалов. Их поневоле в самое выгодное для показа время смотрят миллионы телезрителей. Наконец-то, вздохнули путинские политики, вместо "Вечного зова" Анатолия Иванова, вместо "Судьбы" Петра Проскурина, вместо "Семнадцати мгновений весны" можно будет время от времени, а особенно накануне юбилея великой Победы, пускать эти гламурные фальшивки. Вновь Василий Аксенов и Анатолий Рыбаков, прорабы перестройки, авторы грубых либеральных тенденциозных версий истории ХХ века, на телеэкране, вновь мажут грязью и героев, и саму Победу. Из сериала в сериал сплошь следователи НКВД и тюремщики ГУЛАГа определяют весь ход истории. Неужто они и ковали Победу? Этим грубым непрерывным шельмованием не преувеличивают ли сами авторы, кстати, сплошь именитые опытные писатели советского времени Азольский, Володарский, Аксенов, Рыбаков, даже помимо своего желания, роль карательных органов во всех завоеваниях советского времени? Может быть, и стихи Павел Коган и Михаил Кульчицкий писали о великом времени большевиков под пытками и в следственном изоляторе? Может быть, и сталинские премии получали Виктор Некрасов, Василий Гроссман, Анатолий Рыбаков, Юрий Трифонов и другие за бездарные поделки в угоду режиму? А кто-то строил заводы, кто-то совершал научные открытия, побеждал в Олимпиадах и на чемпионатах мира и Европы — и тоже всё под дулом пистолета? Даже нынешний нобелевский лауреат Виталий Гинзбург признал, что получил своего Нобеля за открытия сталинского времени.
Думаю, вслед за "Детьми Арбата" последует экранизация романа "Жизнь и судьба" Василия Гроссмана. Только вот бедному Дудинцеву и в либеральное время не повезло. Не той, видно, национальности, с горя, очевидно, кое-что поняв на закате дней, свою последнюю публикацию отдал в газету "День". Так же, как и Борис Можаев.
Пусть наши авангардисты, так защищавшие и Ельцина, и демократию, и либерализм, не надеются: их у культурной путинской кормушки не будет. Самые кондовые номенклатурные реалисты, сконструировав антирусские либеральные примитивные по форме глянцевые сюжеты, успешно завоёвывают телевизионный и кинорынок. Новая волна самой примитивной антисоветчины заполняет все пространство новой государственной культуры. Попса в музыке, где таким, как, к примеру, Градский, никогда места не будет, плоский либеральный примитив в литературе. И тотальная ложь во всём. Радзинский и Макаревич, как запоздалые лидеры путинской культуры. Что может быть пошлее и гаже? Сверху это всё поливается церковным елеем (таким же фальшивым, как и путинский либеральный реализм) — и новые культурные прописи для оболваненного народа готовы. Только сколько же времени наш народ всю эту клюкву терпеть будет? Новый либеральный обман с неизбежностью вскроется даже для молодежи. И определять наше время будет совсем другая, не путинская культура.
1.0x