Авторский блог Редакция Завтра 00:00 17 ноября 2004

ПОСЛЕ БЕСЛАНА

| | | | |
ПОСЛЕ БЕСЛАНА (Беседа с депутатом Государственной думы РФ Шамилем Султановым)
Недавно в Государственной думе прошло заседание "круглого стола", организованного межфракционным депутатским объединением (МДО) "Россия — исламский мир: стратегический диалог" под председательством координатора МДО депутата Шамиля Султанова. На заседании обсуждался доклад "Россия — исламский мир: проблемы, предпосылки долгосрочного взаимодействия", подготовленный под руководством Ш. Султанова.
Перед собравшимися выступили эксперты-академики РАН, помощник министра иностранных дел РФ Абдул-Хаким Султыгов, руководитель Центра этнополитических проблем при Союзе журналистов России Сулиетта Кусова, председатель Исламского "Бадр-Фортебанка" Адалет Даниев, послы и представители посольств Арабской Республики Египет, Исламской Республики Пакистан, Бангладеш, Йемена и других.
Сегодня мы публикуем беседу Владислава ШУРЫГИНА с координатором МДО "Россия — исламский мир: стратегический диалог" Шамилем СУЛТАНОВЫМ и выдержки из доклада "Россия — исламский мир: проблемы, предпосылки долгосрочного взаимодействия".

Владислав Шурыгин. Шамиль, прошло всего два месяца со дня бесланской трагедии. Но впечатление такое, что прошёл год. Общество стремительно забыло Беслан. Впечатление такое, что и власть стремится забыть его как можно быстрее. Газеты и телетайпы забиты невнятными заявлениями и откровенными домыслами. Официальные лица предпочитают отмалчиваться. Дискуссия вокруг него свёрнута.
Трактовка бесланской трагедии отдана на откуп журналистам, многие из которых, в силу своей политической ориентации, откровенно представляют эту драму, как факт подтверждающий противостояние мусульманского мира и Запада, а Россию передовым фронтом этой войны.
Ты являешься координатором Межфракционного депутатского объединения Государственной думы "Россия и Исламский мир: стратегический диалог", и потому как никто другой должен понимать опасность такой идеологии. С другой стороны, как философ и человек исламской культуры, ты, как я знаю, видишь некую скрытую логику происходящих сегодня в России и на Северном Кавказе событий. Что же стоит за этим терактом?
Шамиль Султанов. Влад, я бы хотел взглянуть на всё произошедшее не как на отдельный факт террора, а как на некоторое звено в цепи других фактов, которые приведут нас к совершенно неожиданным выводам.
Что имел в виду Путин, говоря о том, что некие противники хотят отхватить от России жирные куски? Кто эти враги? Большинство аналитиков тут же традиционно решили, что речь идёт о США и НАТО. Сколько копий было сломано по этому поводу.
Но почему-то все забыли, что всего за неделю до этого заявления Путин официально поддержал Буша. Маловероятно, что сразу после этого заявления, а оно фактически означало переход некого Рубикона в системе выстраивания традиционных для последнего периода отношений с США, когда руководство России воспринимало любую новую администрацию беспрекословно как манну небесную, никак не вмешиваясь и не определяя свою позицию. Путин поставил на Буша. Тем самым он достаточно однозначно противопоставил себя и свою команду демократам во главе с Керри. Это был риск. Победи демократы, и они, безусловно, не простили бы такую откровенную поддержку своего противника и включили бы всю государственную мощь Америки на подавление Путина.
Я подробно расшифровывал это потому, что нам очень важно понять, кого же имел в виду Путин, говоря о противнике.
На мой взгляд, речь идёт прежде всего о некоторых лидерах бывших советских республик, которые совершенно не прочь погреть руки на наших проблемах. И прежде всего на конфликтной зоне Северного Кавказа. И здесь это предупреждение касается прежде всего грузинского президента Саакашвили.
Всю прошедшую весну мы наблюдали лихорадочную активность грузинских демократов по укреплению своего режима. Причём с первого дня эти усилия были весьма далеки от конституционных. Неконституционно был смещён Шеварднадзе, неконституционно был смещён Абашидзе, неконституционно была поглощена и фактически оккупирована Аджария. Потом взоры команды Саакашвили обратились на север, на Южную Осетию, и с марта начинается очередная неконституционная силовая операция по возвращению этой республики в состав Грузии. Но здесь Саакашвили пришлось столкнуться с жёсткой позицией России, которая все прошедшие годы была гарантом миротворческого процесса в регионе. Россию не удалось не подкупить, не обмануть. И когда ситуация зашла в окончательный тупик, вдруг случился Беслан.
Замечу, что все последние годы Грузия является тыловой базой чеченских боевиков. Здесь регулярно появляются их лидеры, через Грузию идут основные каналы переброски наёмников, амуниции и оружия. Я не утверждаю, что Саакашвили знал заранее о теракте в Беслане, но именно Саакашвили пытается отрывать от России "куски", по выражению Путина. Явно — закрывая глаза на присутствие чеченских баз на своей территории, зная, что все усилия террористов направлены против территориальной целостности России, и косвенно — пытаясь силой взять под контроль территории, где большинство населения являются гражданами России.
И в этой связи приобретают совершенно другое толкование теракты. Ведь надо понимать, что теракты это не цель, а лишь средство. Средство для достижения определённых политических целей. Причём сами исполнители часто даже и не знают, чью волю они выполняют, и какие цели ставят перед собой их кукловоды.
В.Ш. И какую, по-твоему, цель преследуют эти кукловоды?
Ш.С. Нам действительно объявлена война. Началась она в середине девяностых годов, и нам потребовалось почти десять лет, чтобы это понять. Но ошибочно считать её, как некий "крестовый поход" исключительно против России. Войну, ведущуюся непосредственно против нас. Нет. Началась Четвертая мировая война. И это очень важно правильно понимать. Первая, как мы помним, велась за колонии. Вторая была война идеологий. Третья "холодная" мировая, закончившаяся ликвидацией СССР, шла вокруг конкурирующих геополитических моделей будущего мироустройства. Теперь идёт Четвертая мировая война. И в неё вовлечены фактически все страны мира. Это война за нефть, газ, уголь, за энергоресурсы. Иными словами говоря, война на выживание.
На сегодня нефть и газ являются фактически основой мировой экономики, её кровью. Доказывать это нет необходимости. И в ближайшие лет пятьдесят реальной замены нефти мы не видим. Но запасы её стремительно истощаются. По самым оптимистичным прогнозам, мировых запасов нефти и газа при сегодняшних темпах роста их потребления хватит примерно на 25-30 лет. Но далеко не всем. На самом деле уже через десять-пятнадцать лет из нефтяного клуба начнут выпадать уже не просто отдельные страны, а целые регионы.
К сожалению, в этом списке Россия стоит далеко не на последнем месте.
Еще в 50-е годы высшее политическое руководство хорошо понимало эту проблему, и осуществлялся целый проект, который должен был обеспечить СССР энергоресурсами в XXI веке. Действовал принцип, по которому на каждую добытую тонну должна была приходиться разведанная тонна как минимум. Это позволяло оперировать ресурсами и уверенно прогнозировать будущее. Огромные и самые перспективные месторождения были специально законсервированы, чтобы быть переданными в эксплуатацию в период, когда мир начнёт испытывать острейший энергетический голод, и обеспечить СССР 20-25 лет энергетической независимости, что в этих условиях, учитывая экономическую и военную мощь Советского Союза, равнялось бы мировому лидерству.
Увы, но все эти запасы остались на Каспии и для России фактически утеряны.
Запасы же российской нефти сегодня оцениваются примерно в восемь миллиардов тонн. С учётом реальной извлекаемости — это шесть с половиной миллиардов тонн. В этом году наши нефтяные олигархи добудут приблизительно четыреста пятьдесят миллионов тонн. Если грубо подсчитать, то всех разведанных на сегодня запасов нефти нам хватит на двенадцать лет.
Совсем недавно очень известный специалист в России по нефти заявил, что уже через два-три года можно ожидать начало спада нефтедобычи, причем спада достаточно крутого.
Но для России спад продажи нефти это прежде всего ужимание бюджета. Надо отдавать себе отчёт, что наш бюджет крайне зависим от внешних поступлений. Внутренний рынок по причине тотальной нищеты большей части населения сегодня очень мал. Он формирует бюджет менее чем на треть. Всё остальное — внешние и по большей части сырьевые доходы. А теперь представь, что в течение трёх-пяти лет бюджет ужмётся почти наполовину. Это будет означать настоящую катастрофу. Не будет денег для решения самых насущных проблем. Дотационные регионы станут просто зонами социального бедствия. Именно поэтому сегодня формируется некий стабилизационный фонд. Именно поэтому проводится столь жёсткая социальная и коммунальная реформа.
Руководство пока не может откровенно сказать народу, что впереди нас ждёт не процветание, о котором так модно было говорить все эти годы, а ещё более трудные времена. Очень трудные, и исход их далеко не очевиден. Причём не только нам. Но и вообще большинству мировой политической элиты. Не случайно сегодня не существует ни одной программы или плана, который бы уходил за рубеж 2025 года, а за 2050 год вообще никто не пытается заглядывать. Потому что все основные мировые события XXI века должны будут произойти до этого времени, … точнее, между 2020 и 2030 годами.
Как бы некоторые экономисты сегодня ни пытались оправдать скачок цен на нефть некой конъюнктурой, на самом деле это совершенно естественный процесс. Всё. Дешевой нефти больше не будет. 30 долларов за баррель — это нижний порог.
А вот доказательство с другой стороны. В недавнем докладе ЦРУ сделал вывод, что между 2010 и 2015 годами резко возрастает вероятность распада России. И это не просто слова. Когда ЦРУ предаёт гласности такие выводы — это не какой-то аналитический изыск. ЦРУ слишком серьёзная организация, чтобы позволить себе играть в прогнозы погоды. Нет. Такие заявления всегда являются некими важными знаками.
Поэтому, я повторюсь, главным национальным проектом России, о котором все сегодня так много говорят, должен стать проект ВЫЖИВАНИЯ.
В.Ш. Шамиль, но тот проект "выживание", о котором ты говоришь, возможен лишь в обществе, где установлен некий баланс, где существует то, что можно определить понятием "национальное согласие". Но Россия сегодня чрезвычайно далека от него. Что мы видим? Политическая верхушка абсолютно оторвана от жизни народа, общество просто разъедается дичайшей коррупцией и криминалом. По данным МВД, в российском бизнесе сегодня действуют до ста тысяч "бизнесменов", связанных с организованными преступными группировками. Почти у каждого из них есть покровители в МВД, каждый через систему знакомств и взяток связан с несколькими коррумпированными чиновниками. По самым скромным подсчётам, "коррупционная армия" России насчитывает до полумиллиона "активных штыков" — чиновников, милиционеров, предпринимателей, буквально обдирающих страну до нитки. А кроме них, ещё мощные сепаратистские национальные и региональные элиты, рвущиеся к власти и работающие на развал страны, олигархические группы, мечтающие о реванше. И пока эту армию не сокрушат — никакие перемены в стране невозможны. Но, на мой взгляд, нет никаких признаков того, что Путин пытается бороться с этой чумой.
Ш.С. Путин — не волшебник. И это надо понимать. И при всем абсолютизме его власти возможности его ограничены. Он действует в эпоху мощного системного кризиса. Это кризис начался не вчера и даже не с Ельцина. Его корни уходят во вторую половину семидесятых годов. И главное следствие этого кризиса — деструктуризация нашего общества. Деградация элит в целом и человеческой личности, в частности. Главный вопрос — где взять людей для проведения реформы, для борьбы с коррупцией? Разве Путин не заменяет людей? Заменяет и довольно активно. Но новые, назначенные им, точно так же испытывают огромное давление коррупционной системы. И далеко не все способны ей противостоять. Но не замечать, что Путин борется с коррупцией, нельзя.
На мой взгляд, Путин пытается создать предпосылки, которые позволили бы стране как можно мягче войти в грядущий мировой энергетический кризис. Потому что, по странному стечению обстоятельств, если мы сможем выдержать первый его удар и продолжить функционирование как единое общество и государство, то у России появляется уникальный исторический шанс возвращения в клуб мировых лидеров.
В условиях энергетического кризиса роль и место государств, обладающих ядерным потенциалом, возрастает чрезвычайно. Например, Россия может предложить свои гарантии безопасности нефтедобывающим странам в обмен на те же стратегические инвестиции. А ведь именно безопасность для стран производителей нефти есть и будет главным стратегическим товаром.
Свой подход к решению энергетического кризиса США продемонстрировали достаточно наглядно. И программа, которую осуществляет США, тоже ясна. Это силовое взятие под свой контроль основных нефтедобывающих регионов для обеспечения американских национальных интересов.
Смотри, ещё тридцать лет назад на Ближнем Востоке в качестве самостоятельного политического игрока действовал целый ряд стран. Лидировали СССР и США, но кроме них активно действовала Франция, постоянно присутствовала Англия, активно внедрялись Германия и Китай. А сегодня мы видим, что США вытеснили с Ближнего Востока практически всех и пытаются окончательно утвердить за собой право единолично решать все проблемы этого региона. Та же судьба в ближайшее десятилетие ждёт "нефтяной картель" в Латинской Америке.
Но эта гегемония Америки далеко не всем по нраву.
Многие лидеры мусульманских, арабских стран, национальная политическая элита, духовенство отдают себе отчёт, что в этой борьбе США за сырьё один из главных ударов будет наноситься по Исламу как по главной, цементирующей страны Исламского мира основе.
И это не просто предположения. Ещё год назад Буш объявил, что одной из главных стратегических целей США станет "модернизация" Исламского мира, его "переустройство" в шкалу ценностей и приоритетов западной цивилизации. Это означает, что большинство сегодняшних политических, экономических и религиозных элит Исламского мира должны будут быть "зачищены".
США сегодня совершенно объективно являются угрозой всему Исламскому миру. И это многие, хотя и не все, понимают.
И в этих условиях Россия, как владелец второго по мощи ядерного потенциала в мире, приобретает совершенно неожиданный вес.
США никогда не решатся на ядерную войну с Россией. Это надо понимать. Потому что такая война, независимо от её исхода, ставит крест на претензиях США на мировое доминирование. После такой войны запасы ядерного оружия в мире начнут расти геометрически и, даже выиграв в одной войне, США тут же окажутся перед перспективой второй ядерной войны с тем же Китаем, а там и третьей, с Индией, и далее последовательно со всеми, кто успел к этому моменту обзавестись ядерным потенциалом. Этого США просто не вынесут.
В рамках собственного сценария к 2008 году американцам крайне важно сделать из России форпост борьбы с Исламским миром. Не допустить этого стратегического союза. И поставить в России "своего" президента, который должен окончательно решить вопрос российского ядерного арсенала. Может быть, в форме передачи его под международный контроль, может быть, в виде прямой продажи его остатков тем же США. Форма не важна. Важно к этому периоду разоружить Россию, исключить её из стран, имеющих доступ к "нефтяному клубу", а значит, к мировому Олимпу.
Пока у России есть пятнадцать — двадцать тысяч ядерных зарядов, она всегда может выторговать для себя определённые преференции, с ней придётся считаться и делиться. Нет ядерного оружия — нет и России как самостоятельного политического субъекта. Это очень важно понимать.
Россия, при всей её нынешней очевидной слабости, была, есть и остаётся основной головной болью США. Потому что в начавшейся войне за ресурсы именно Россия, с ее ядерным потенциалом, в силу объективных обстоятельств может вновь стать главным противовесом Америки.
И я далёк от того, чтобы обвинять США или выставлять их этаким мировым злодеем. Нет. Перед американцами стоят те же самые проблемы, что и перед нами. И их руководство по мере сил цинично и жёстко пытается обеспечить будущее своей страны в XXI веке. А сил у США пока хватает…
Возвращаясь к терактам. При всем трагизме происшедшего, надо понимать, что сейчас идёт лишь опробование технологий. Россию пытаются втянуть в противостояние с Исламским миром. Но интенсификацию терактов можно ожидать в 2006 — 2007 годах. Они будут иметь своей целью выстраивание такой ситуации, которая позволит привести в 2008 году к власти политика, который окончательно "дезактивирует" глобальный долгосрочный проект России.
И с большой долей вероятности можно утверждать, что следующей целью так называемого "международного терроризма"станут объекты ядерного комплекса. Можно только представить себе последствия захвата ядерной электростанции, атомной подводной лодки или шахты с боевой ракетой.
Россия столкнётся сначала с ультиматумом террористов, а затем и мирового сообщества, которое де-факто поддержит т.н. террористов.
Суть ультиматума проста: если у вас слабы армия, МВД, спецслужбы, что вы уже не способны сами охранять свои ядерные объекты, то передайте их под охрану ООН, МАГАТЭ, НАТО — не важно кого. Теракты должны создать такие условия, при которых народ добровольно проголосует за то, чтобы избавиться от ядерного оружия, которое в руках террористов становится оружием против России.
И потому сегодня одной из основных задач становится задача блокирования этого плана. Необходимо выстраивать стратегический диалог с мусульманским миром. Необходимо крепить безопасность государства, укреплять вертикаль власти, централизм России. Вопрос сегодня стоит не в том, что сделал Путин для укрепления России, а что ты лично сделал для России и на чьей ты стороне? На стороне тех, кто готов ради амбиций обрушить страну, или же ты готов бороться за её сохранение со всеми другими, кто готов бороться за Россию, невзирая на политические предпочтения.
1.0x