Авторский блог Андрей Смирнов 00:00 27 октября 2004

ФИЛОСОФИЯ ЧАСТИ Памяти Жака ДЕРРИДА

| | | | |
Андрей Смирнов
ФИЛОСОФИЯ ЧАСТИ Памяти Жака ДЕРРИДА
Умер Жак Деррида. Яркий представитель плеяды великих философов двадцатого века. Работы Деррида ("О грамматологии", "Письмо и различие" и др.) оказали значительное влияние на современную культуру, вторглись в среды, прежде далекие от внимания философии, подарили особый стиль философствования, наполненный россыпью своеобразных оригинальных понятий; Деррида по-новому "прочитал" ряд великих имен прошлого.
Некоторым подтверждением влияния Деррида на общий социокультурный фон могут служить и разнообразные курьезные факты. Во-первых, Деррида по праву является героем разнообразных околофилософских анекдотов, персонажем песен и смелых поговорок. Во-вторых, "деконструкция" Деррида удостоилась сомнительной чести войти в общеупотребимый контекст, наряду с "оговорками по Фрейду", "вечным возвращением" и другими, вставляемыми к месту и не к месту понятиями, подвергающиеся в результате конкретному опошлению или, более того, подмене смысла. Но даже подобные ситуации только подтверждают значение Жака Деррида и его текстов.
Работа Деррида — это непрерывное исследование границ философии. Исходной посылкой стал тезис об исчерпанности и ограниченности классических европейских форм разума и философии, основанных на исторически сложившемся определении бытия как присутствия. Классическая мысль покоилась на фундаменте собирания в едином всей тотальности бытия, на примате тождества над множеством. Мысль Деррида направлена против претензии европейской метафизики на универсальность. Подлинное философствование должно быть сконцентрировано на теме различий или "различаний". Работа Деррида с западной философией тождественна стратегии Мишеля Фуко — понять, что такое разум за счет работы с неразумным.
"Писать — это удаляться. Не просто в эту палатку для письма, но и из самого своего письма. Исчезать вдали от своего языка, освобождать его, оставлять без присмотра, отпускать его в путь без оружия и без сопроводителя. Оставлять слово. Быть поэтом — это уметь оставлять слово".
Деконструкция, нацеленная на разрушение метафизической иерархии, дает возможность обретения смыслов в процессе мышления. Деконструкция чужда историцистскому линейному подходу, апологии современности и прогрессизма.
Это не операция или метод, это негативные определения, показывающие открытый характер деконструкции, не претендующей на однозначные результаты. Это практика, неотличимая от теории, направленная против претензий философского языка на однозначность. Деррида ищет опоры для сопротивления тотальному диктату логоса вне метафизики. В качестве материала философии Деррида начинает использовать области, прежде считавшиеся маргинальными и периферийными, освобождаясь от запретов традиционной культуры и философии. Исключая логос, Деррида выдвигает понятие след. Но первоследа нет, существует взаимодействие следов. Деррида ставит под вопрос традиционную для метафизики привилегию алфавитного письма, отдавая привилегию голосу (не в эмпирическом смысле). Голос — присутствие у-себя или для-себя, фактически краеугольный камень всех философских течений. (У эмпиристов — присутствие в опыте, у идеалистов — идеальное присутствие и пр.)
В искусстве существуют множество различных уровней смыслов, зачастую не всегда осознающиеся автором и не являющиеся плодом его деятельности. В одном тексте присутствуют биографические и автобиографические мотивы, аллюзии, заимствования, парадоксы. Любой текст не является неизменной данностью, его понимание зависит от интерпретации читателя, который, впрочем, сам находится в пространстве текста.
Радикальная философская мысль Деррида далеко не всегда коррелировала с его общественными инициативами. Дальше защиты диссидентов в Чехословакии и борьбы против апартеида он не заходил. Более того, Деррида подписал (наряду с Умберто Эко и Полем Вирилио) знаменитый "Призыв к бдительности, выпущенный сорока интеллектуалами", письмо против "национал-большевистского заговора" во Франции, ставшее своебразным итогом кампании, развернутой против тенденций к сближению французских крайне правых и крайне левых в общем антисистемном фронте.
Как заметил в "ExLibris" глава издательства "Ad Marginem" Александр Иванов: "Деррида умер все-таки философом уже прошлого века... Прошлый век завершен, и именно Деррида в каком-то смысле завершает ХХ век своей деконструкцией, своим ретроспективным взглядом на историю философии, историю, у которой все время как бы откладывается начало (в этом и главный смысл деконструкции: отложенное, ускользающее начало для мысли, для того, что называется в философии сущностью). В принципе, эта философия как нельзя точно соответствовала духу 1980 и 1990-х годов, когда, с одной стороны, расцветает массовая культура, а с другой — с падением Советского Союза — начинается как бы мультиплицирование мира, то есть его усложнение и деление на части. Эта "философия части", философия "мультиплицированного мира" и есть наследие Деррида".
В двадцать первом веке, "веке титанов" (по определению Эрнста Юнгера), появляются новые цели, новые задачи и новые подходы. И уже сам Деррида подвергается своего рода "деконструкции". Это не хорошо и не плохо. Это неизбежно.
1.0x