Авторский блог Михаил Хазин 00:00 20 октября 2004

ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ БЕНЗИН?

| | | | |
Михаил Хазин
ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ БЕНЗИН?
А правда, почему? Можно поверить некоторым российским чиновникам, которые утверждают, что это злонамеренные нефтяники гнусно и монопольно сговариваются с целью максимально ограбить бедное российское население. Вопрос только в том, почему они это делают именно сейчас, а не, скажем, год назад? И связано ли это (безусловно, предосудительное) поведение с ростом мировых цен на нефть, который так радует тех же самых чиновников? А что случится, если нефтяные цены, которые так быстро росли, столь же быстро и упадут? Не окажемся ли мы в ситуации осени 1997 года, когда нефтяные источники доходов иссякли, а созданием альтернативных наши горе-реформаторы как-то не озаботились? Кстати, а цены на бензин в этой ситуации в нашей стране упадут? Или так и останутся на нынешнем (а то и завтрашнем) запредельным уровне?
Чтобы ответить на эти вопросы, придется откинуть стандартное объяснение, взятое из учебников по рыночной экономике. Там говорится, что цена на любой продукт определяется балансом спроса и предложения, и, соответственно, рост цен происходит тогда, когда спрос превышает предложение. Для нефти это точно не так (собственно, я не знаю даже, остались ли сейчас вообще на мировых рынках товары, для которых это утверждение верно). Дело в том, что уже много десятилетий цены на нее определяются по итогам баланса спроса и предложения на спекулятивные ценные бумаги — нефтяные фьючерсы. Их общий объем (включая сопутствующие и вторичные бумаги) превышает объем физической нефти в сотни и тысячи раз, и, разумеется, покупки-продажи собственно нефти на этом чисто финансовом рынке сказываются слабо.
А предложение сегодня, скорее всего, спрос превышает. При попытках доказать обратное обычно ссылаются на КНР (а кто еще может настолько увеличить свой спрос?), но при этом как-то забывают, что еще несколько месяцев назад в Китае начали реализовывать программу по замедлению роста своей экономики. Для чего там это делают, вопрос отдельный, но факт остается фактом — никаких доказательств того, что спрос на нефть превышает ее предложение, реально нет.
А вот почему растет цена на финансовом рынке нефтяных фьючерсов? Это и вправду очень интересно. Как известно, финансовая экономика последних десятилетий накопила колоссальный ресурс спекулятивных денег, которые активно ищут "точки роста", за счет которых можно получить быструю наживу. Эти механизмы хорошо известны российскому читателю на примерах рынка ГКО, 1996-98 гг., который рухнул, и рынка недвижимости 2001-2004 гг., который еще не рухнул (пока?).
Однако последнее время, после обвала американских рынков весной 2000 года, находить такие рынки становится всё труднее и труднее. Экономика США практически не растет во всех своих сегментах (а независимые статистики уже открыто говорят о том, что на самом деле она падает, но это будет, конечно, публично признано только после выборов), дефициты их бюджета и внешнеторгового баланса бьют рекорды за рекордами, а самое главное — за долларом стоит колоссальный потенциал девальвации. Дело в том, что экономика США потребляет около 40% мирового ВВП, и это потребление выражено в долларах. В долларах же идет и мировая торговля. И девальвация американской валюты неминуемо вызовет резкий спад мирового потребления. Именно по этой причине, скорее всего, Китай и тормозит свою экономику, а "точек роста" становится всё меньше и меньше.
В этой ситуации нефтяной рынок остается чуть ли не единственной точкой, куда можно вкладывать свой капитал. В результате значительная часть мировых спекулятивных денег устремилась на нефтяной рынок, задирая цены на нем до запредельных величин. Разумеется, для российского бюджета такая ситуация представляется крайне позитивной, однако отметим, что вырученные деньги не инвестируются в экономику, а стерилизуются в рамках т.н. "стабилизационного фонда". И, когда "пузырь" нефтяных цен лопнет, мы окажемся у разбитого корыта.
Отметим, что большая часть российских нефтяных компаний являются коммерческими структурами. То есть такими, про которых в российском законе написано, что целью их деятельности является получение прибыли. Ну и почему они не должны увеличивать свой экспорт в условиях такого роста цен на их продукцию? Тем более что руководство постоянно и регулярно гарантирует руководителям США, что РФ не допустит сокращения своего экспорта. То есть руководители российских нефтяных компаний благородно помогают руководству страны выполнять его политические обещания.
Зачем так много нефти руководителям Соединенных Штатов, понятно. Высокая цена на бензин уже не одному президенту США стоила места. А цена на бензин в Америке определяется как раз балансом спроса и предложения (рынок не мировой, а местный) и чем больше российской нефти поступает на нефтеперегонные заводы США, тем ниже там цена на бензин. А вот то, что при этом на российские нефтеперегонные заводы нефть не поступает, да и качество переработки там не очень — это никому не интересно. Напомним, что российские либерал-реформаторы тщательно следят за тем, чтобы в российской промышленности никакие крупные инвестиционные проекты не реализовались — не дай Бог! — и в этом (и ни в чем другом) они достигли стопроцентной эффективности.
А еще либерал-реформаторы очень хотят вступить в ВТО. Но главное требование Европы по нашему вступлению в ВТО — чтобы остатки российской промышленности не имели "конкурентного преимущества" перед европейскими производителями по тарифам естественных монополий, нефтяным и газовым ценам. Если надежды Грефа и Кудрина по вступлению в ВТО в следующем году реализуются, то независимо от того, какими окажутся мировые цены на нефть, цены на бензин в России станут сравнимыми с европейскими, задавленными налогами и акцизами. То есть, на сегодня это где-то рублей 35 за литр. Завтра, разумеется, еще выше. И тогда мы будем объяснять такое положение дел не монопольным сговором, а большой либеральной политикой.
1.0x