Авторский блог Владислав Шурыгин 00:00 22 сентября 2004

ДИВЕРСАНТЫ ХАЛТУРЫ

| | | | |
Владислав Шурыгин
ДИВЕРСАНТЫ ХАЛТУРЫ
В страшные дни бесланской трагедии на Первом канале состоялась премьера очередной военной саги "Диверсант". На протяжении четырёх вечеров на зрителя рухнул поток военных приключений в том виде, в котором их воспринимает интеллект создателей этого сериала. Режиссера Андрея Малюкова, сценариста Владимира Валуцкого и продюсеров: Константина Эрнста и Анатолия Максимова.
Безусловно, этот фильм ждали. Не так часто в последнее время появляются масштабные работы о Великой Отечественной войне и тем более о военных разведчиках.
Из удачных работ последних лет разве что ремейк фильма "Звезда" можно назвать творческой удачей. Другие на память просто не приходят.
Интерес к фильму был тем более велик, что в последние годы вышло достаточно много книг о Второй мировой войне, мемуары наших и немецких полководцев, воспоминания простых участников той страшной войны, исследования военных историков, униформистов, оружейников. И после антисоветского угара начала девяностых, когда вся отечественная военная история была подвергнута беспощадной ревизии и переписке, наконец из всей этой либеральной мути стала вырисовываться реальная величественная и драматичная история Великой войны.
Казалось бы, теперь маститый сценарист столь известных военных картин, как: "Командир счастливой "Щуки", "Комэск", "Начальник Чукотки", "В небе ночные ведьмы", "Чужие здесь не ходят" Владимир Валуцкий и режиссер таких "хитов", как: "В зоне особого внимания", "34-й скорый", "Империя под ударом", "Спецназ" Андрей Малюков снимут настоящий хит о войне и фронтовой разведке.
Увы, но надеждам этим не удалось сбыться. На протяжении целых четырёх серий на зрителя обрушился такой поток откровенной антисоветской "чернухи" и бессмыслицы, что даже у стойко переносящих вечную антирусскую голливудскую жвачку зрителей заломило зубы.
Начнём с того, что сюжета как такового у фильма просто нет. Фильм ни о чём. Набор ситуативных конструкций, который из серии в серию разыгрывают нанятые артисты. Герои фильма убоги и серы. Характеры не прописаны. Никакого движения характеров, никаких психологических и сюжетных узлов. Одна нудная прокрутка накладывающихся друг на друга ситуаций с заранее ясным сюжетом и концовкой. Зритель так и не увидел, как меняются характеры героев, как взрослеют они, как война меняет человека, как закаляет или ломает она людей.
В интернете, на сайте www.vif2ne.ru, разгорелась целая дискуссия о фильме. Как ни странно, но у него появились даже свои поклонники. Общие доводы защитников этой "травы" сводятся к следующему: “Вот, мол, дети и подростки начали в героев этого фильма играть. Хорошо!” “Были фильмы и хуже сняты, а тут всё вроде на войну похоже”.
Во-первых, если почитать программу, то нигде не найдётся упоминания о том, что это "детский" или "приключенческий" фильм. Нет. Это вполне серьёзная премьера ОРТ "нового слова" (как написали в одной из "программ") про войну, поднимающего занавес над "неизвестными и ранее не доступными зрителю... её страницами".
Во-вторых, ну нельзя же всерьёз обсуждать "реальность" фильма, где всё от начала до конца высосано хрен знает из какого пальца.
Если ЭТИМ "заманивать" на интерес к военной истории подростков, то надо очень не любить свою историю и свою воинскую славу.
Ей-Богу гэдээровские фильмы про индейцев с Гойко Митичем куда лучше заманивают в историю североамериканских индейцев, чем эта "трава" в историю войны.
С точки зрения реальной истории этот фильм так же "правдив", как голливудский боевик "Охота за "Красным Октябрём", который вдруг решили бы представлять как исторический фильм о советском ВМФ.
Заявленный как фильм о войсковых разведчиках, "Диверсант" ни одной минуты фильмом о разведчиках не являлся. Впечатление такое, что авторы, готовясь к съёмкам, не прочитали ни строки о реальной войсковой разведке и по ходу фильма городили всё, что только приходило в голову.
Ни более-менее реальных сцен подготовки разведчиков. Ни реальных ситуаций, ни реальной обстановки. Всё выдумано, всё высосано из пальца.
Здесь и прибывшие из какой-то "разведшколы" выпускники-сержанты, хотя разведывательные школы готовили специалистов для агентурной работы в тылу врага и партизанских отрядах: агентов, радистов, подрывников, шифровальщиков, командиров партизанских отрядов, но никак не сержантов для войсковой разведки.
Как они без окончания военного училища или офицерских курсов умудрились оказаться из сержантов в офицерах, стоит спросить авторов фильма. А заодно поинтересоваться: в каком военном справочнике или в каких мемуарах они нашли штат войсковой разведгруппы из трёх человек да ещё офицеров?
О ляпах фильма можно говорить вообще часами. Правильнее было бы сказать о том, что не вызвало откровенного смеха — более-менее была соблюдена точность униформы. И на том спасибо, хотя когда всё та же троица ползёт в тыл немцев, блестя звёздочками на пилотках и бренча всякой открытой военной фурнитурой, вспоминаешь Станиславского с его "Не верю!"
По фильму события происходят летом 42-го года, а по радио диктор бодро рассказывает о летчике Горовце, который сбил 9 самолетов врага в одном бою. Правда не летом 42-го, а в августе 43-го…
Очень впечатлила "секретная разведшкола", где тренировали супершпионов. (Правда, вроде по сюжету они уже одну окончили. Но видимо "начальную"…) Эта школа настолько секретна, что находится прямо во фронтовой полосе. Чтобы, видимо, обучать выпускников в условиях, близких к боевым.
Ничего кроме смеха не может вызвать сцена, когда среди белого дня под ногами немецких часовых героические разведчики ведут охоту за пустой пачкой из-под сигарет. "Хороши" кроссы героя и героини в прифронтовой полосе, где обычно количество окопов, мин, колючей проволоки и всякого рода иных инженерных заграждений на километр фронта таково, что уверенно передвигаться можно только днём и то по хорошо известному маршруту.
Но даже это не идёт ни в какое сравнение с "мега задачей": за полтора суток найти во вражеском тылу, на глубине 32 километров некоего важного майора и доставить его советским начальникам. Конечно, и Валуцкий и Малюков — люди, от армии чрезвычайно далёкие, но даже в этом случае им стоило прислушаться к голосу разума. 32 километра — это глубина обороны корпуса — армии, где занимают позиции десятки частей и соединений. Где буквально на каждом километре часовые, "секреты", патрули и расположения частей. Услать разведку на такую глубину, да ещё с таким заданием и такими сроками мог только идиот или палач, которому лень самому убивать несчастных.
Кстати, о палачах. Фильм просто кишит ими. Всё советское командование — это бесконечный набор идиотов, трусов, подлецов и мерзавцев. Один "беспощадный" "ЧВС" в гражданском френче чего стоит! Сцена с полуголым членом военного совета армии, который приказывает отдать под трибунал одного из героев, должна, видимо, поразить зрителя звериной жестокостью "сталинских выкормышей". Правда, одев его во френч без погон "а ля Хрущёв", они совсем забыли, что ЧВС армии имел генеральское звание и в обязательном порядке носил форму. Что же касается конкретной сцены, то, будь на его месте любой другой офицер, он не приминул бы развалившегося в "виллисе", полураздетого, откровенно хамящего младшего сержанта (а именно так было в фильме) отправить на гауптвахту.
Вдобавок к тупым командирам в фильме показан ещё целый выводок следователей, смершевцев, энкавэдэшников и проч. Уже ко второй серии к общему раздражению убогостью сюжета и сценария начинает добавляться изрядное омерзение от тотального засилья просто пакостных штампов на темы "СМЕРШа", "особистов", "ГУЛАГ" и прочей дребедени. К концу фильма вообще выясняется, что из трёх героев двое просто несчастные жертвы сталинизма.
Ну а когда сценарист с режиссером подкидывают зрителю сюжетный ход, по которому, чтобы спасти от трибунала младшего сержанта его начальники "договариваются" со смершевцами и вместо него под трибунал отправляют безвинного однофамильца, хочется, мягко говоря, пройтись шершавой перчаткой по лицам фантазёров.
Общий итог от просмотра этого бреда удручающ.
Как "военный боевик" фильм несостоятелен по причине массовых недочётов, слабостей и откровенной туфты.
С точки зрения "военных баек" — это набор банальных глупостей, которые мог бы нагородить разве что какой-нибудь боец роты охраны аэродрома, призванный в апреле 1945-го в армию, после дембеля в далёком колхозе и то на большой пьянке в отсутствии настоящих фронтовиков.
С точки зрения сюжета — более ходульного действа трудно нагородить. Та же картина "В зоне особого внимания", тихо "слизанная" с неплохой повести о разведчиках "Позывной "Зульфия", имела хоть внутреннюю логику и не так уж и сильно выбивалась из реальной жизни. Здесь авторы просто НЕ ЗНАЛИ, о чём они снимают фильм. И наснимали свою рефлексию на тему войны и разведки.
С художественной точки зрения, это просто убогая работа. Без образов, характеров, без толкового сюжета, без "завязок". Набор штампов и просчитываемых на три серии вперёд ходов.
С человеческой точки зрения — мерзость.
Показывать сегодня войну вот ТАК!, когда зайди в любой книжный магазин и сними с полки мемуары легендарных Старинова, Судоплатова, Карпова, могли только люди абсолютно зашоренные, утонувшие в дешёвых либеральных химерах начала 90-х.
В четвёртой серии, где героические диверсанты разгуливают в тылу немцев, как по коридорам ОРТ и в предчувствии подвигов ужираются халявным пивом, я с удивлением разглядел в титрах, что у этого бреда на военно-лагерную тематику был даже свой "военный консультант". Оказывается, фильм "консультировал" некий "полковник Евгений Сокуров". Вот бы взглянуть на этого "консультанта". И не постеснялся же подписываться под этим непотребством…
Честно говоря, совершенно непонятно, что двигало режиссёром и сценаристом в работе над этим убожеством. На фоне снятых ими раньше вполне достойных и зрелищных картин, "Диверсант" не просто провальная работа, это клеймо на репутации. Снимать настолько антиармейский, антиисторический фильм сегодня просто недостойно.
Особый разговор о продюсерстве. Оплачивало этот сериал ОРТ. Государственный канал, который финансируется из государственного бюджета. Из нашего с вами кармана. И деньги избирателей щедро тратятся на откровенно чернушные, извращающие нашу историю фильмы.
Может быть, сам Эрнст и не ушёл в своих представлениях о Великой Отечественной Войне дальше войновичевского Чонкина или резуновского бреда, но это не значит, что эту убогость надо навязывать миллионам телезрителей. Лучше Эрнсту продюсировать саги из жизни педерастов — там он хотя бы может выступить компетентным консультантом.
Одного авторы и продюсеры добились точно. Сериал "Диверсант" ещё долго будет синонимом халтуры и бездарности.
1.0x