Авторский блог Редакция Завтра 00:00 22 сентября 2004

ЭХ, ДОРОЖКА ДОРОГАЯ...

| | | | |
Юрий Степанов
ЭХ, ДОРОЖКА ДОРОГАЯ... Коллаж В. Александрова
В своем родном селе я живу с самого рождения. Здесь женился, здесь воспитал детей, здесь хотел бы провести старость. Жизнь у нас, прямо сказать, непростая, работы нет — приходится каждый день на своей машине ездить в районный центр. Там уже 30 лет работаю на Шербакульском маслокомбинате. Получаю меньше трех тысяч в месяц. Понятно, что семью из четырех человек на эти деньги прокормить сложно. Если б не приусадебное хозяйство, пришлось бы совсем туго.
Хотя, вообще-то, я жаловаться не привык. Как-то выживали, и дальше, надеюсь, с голода не помрем. Но то, что я недавно увидел по телевизору, просто не укладывается в голове. Больше всего меня удивило, что об этом сказал сам президент Путин. То ли бес его попутал, то ли помощники что-то неправильно подсказали. Так или иначе, но в ежегодном послании Федеральному Собранию президент заявил о платных дорогах, которые в ближайшее время появятся повсюду.
Что ж такое делается, товарищи дорогие? Как же это так? Получается, за то, чтобы доехать до работы, мне придется отдавать свои потом и кровью заработанные деньги. Спрашивается, где же я их должен взять? Ну, уж нет! Как бы не так. В голову приходят ужасные картины. У нас в прошлом году была вспышка вирусного гепатита. Тогда 30 жителей нашего села, в том числе 28 детей, были госпитализированы. А вот теперь представьте, что дороги были бы платными. Так не повез бы никто наших детей в райцентр или уж во всяком случае содрали бы за это кучу денег. И вообще, сколько можно грабить народ? Это уже переходит все границы. Отнимают льготы, заставляют платить за проезд на своей собственной машине по дорогам, которые государство будет строить за наши же деньги.
Вы знаете, в первый момент я сильно разозлился. Захотелось как-то выплеснуть накопившиеся эмоции. Но я решил сначала во всем разобраться. Вдруг я чего-то недопонял, не разобрался в ситуации. Начал спрашивать у соседей, у друзей. Может быть, они чего-нибудь слышали и могут объяснить, наконец, что к чему. Сразу скажу: ничего нового я от них не услышал. Все смотрели одни и те же передачи по телевизору. Короче говоря, никакой ясности не наступило.
Но я решил не сдаваться. По дороге на работу покупал газету. Читал, что называется, от корки до корки. И знаете, что я вычитал? Это какой-то бандитизм на платной дороге! Вот мужик рассказывает, как он из Смоленска на своей "Оке" ездил в соседнюю Псковскую область в город Остров. До границы с этой самой Псковской областью у него все шло нормально, но потом он вдруг неожиданно уткнулся в перегородивший дорогу шлагбаум. Далее за проезд по 60-километровому отрезку маршрута ему пришлось заплатить аж 150 рублей. Можно было бы, как он говорит, воспользоваться дополнительной бесплатной дорогой. Но, немного поразмыслив, он решил, что 130-километровый крюк — это и потерянное время, и перерасход бензина, и бесконечная череда канав и колдобин, где машину будет трясти и кидать из стороны в сторону.
Что ж в итоге получилось? Оказалось, что прямой путь по платной дороге ничуть не лучше объездного. До последнего момента он надеялся, что если уж сдирают деньги с честных граждан, то хоть часть из них направляют на ремонт трассы. Ничего подобного! Дорожное покрытие было в ужасном состоянии. Получилось, что за каждый километр бездорожья мужик заплатил по два с половиной рубля.
Или вот еще. В Москве собрались ввести плату за проезд по двум шоссе на южном направлении. Теперь малоимущим жителям столицы (и там такие есть!) придется отказаться от поездок на дачу на своих стареньких "Жигулях" и "Москвичах" и пересесть на электрички, количество которых, видимо, специально, сократили. Что остается пенсионерам — только сидеть на платформе часами в ожидании пригородного поезда, а затем пытаться туда втиснуться со своими сумками. А ведь здоровье уже не то.
Опять же говорят, что всегда можно будет пользоваться старым бесплатным шоссе. Так кто же его содержать-то будет, если государство ринется повсеместно платные дороги вводить, то на бесплатные ни денег, ни желания не останется. Ухабов да рытвин будет все больше, а значит, и в аварии люди будут чаще попадать. Рано или поздно старая дорога придет в негодность, и людей вынудят раскошеливаться. Какая же это альтернатива? И сколько же мне придется тратить ежедневно только на то, чтобы добраться на работу? Моей зарплаты на это точно не хватит, а общественный транспорт туда через пень колоду ходит — то автобус сломается, то шофер запьет. Какой тогда смысл работать? А ведь таких, как я, в стране миллионы. И вообще, одно дело Москва и Санкт-Петербург, где у людей, может, и есть деньги. У нас-то все совсем по-другому! Об этом, по-моему, никто и не думает.
И вообще, кто все это придумал? Похоже, что наши руководители наездились по "заграницам", насмотрелись там всяких чудес и теперь хотят, чтобы и у нас так же было. Вот наш министр транспорта недавно был в Испании и договаривался, чтобы нам оттуда помогли со средствами на строительство платной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. На это дело собираются угрохать аж 5 миллиардов долларов (это 7 с лишним миллионов долларов за 1 км, а дорожники говорят, что строительство 1 километра первоклассной дороги обходится в 2 миллиона долларов)! А откуда они эти 5 миллиардов возьмутся — говорят, возьмут кредиты. А кредиты дает государство, то есть все мы. А еще хотят и деньги за проезд по дороге брать.
Плюс ко всему я так и не понял, как будет взиматься плата за проезд? Может, мне еще за каждый мост придется отдельно платить и за каждую остановку? И бензин там будет дороже? Ну а параллельную бесплатную дорогу, я уверен, у нас никто делать не будет — невыгодно это будет чиновникам.
Что касается международного опыта, то он не такой уж и положительный, как многие думают. Вы знаете, в какой стране больше всего платных дорог? Нет, не в США, и не в Японии, и не в богатых странах Европы. Первое место занимает вовсе не богатая Аргентина.
1.0x