Авторский блог Александр Лысков 00:00 1 сентября 2004

МИРЯНЕ ИЗ РЯЗАНИ

| | | | |
Александр Лысков
МИРЯНЕ ИЗ РЯЗАНИ Фото В. Александрова
ИЮЛЬСКАЯ ПУБЛИКАЦИЯ "ВОЙНА ЦВЕТОВ" — на самую тяжелую для меня тему умирания русской деревни — вызвала немало самых разных откликов. Дороже всего был звонок из Рязанской области, из поселка Шилово от Бориса Александровича Новоселова. Он нелестно называл меня плакальщиком деревни. Говорил, что сам, будучи по рождению деревенским человеком, а затем беженцем из Казахстана, уже давно переболел этой немочью, встал на путь создания, организации новых русских поселений на земле.
Лет пятнадцать назад мне довелось довольно удачно поучаствовать в массовом переселении людей в пустующие деревни. Тогда, в пору романтической перестройки, достаточно было опубликовать очерк в журнале "Молодая гвардия", который тогда выходил миллионным тиражом, нарисовать образ суперкрестьянина Николая Сивкова, "архангельского мужика", воззвать к кровному чувству земли — и десятки молодых семей из всех уголков страны поехали в северную глушь.
До нынешнего времени дожил в местах обетованных только один — Александр Некрасов, в Шенкурском районе Архангельской области. Он стал богатым фермером — лесопромышленником. Я спрашивал у него, у супруги, не винят ли они меня, как соблазнителя, сорвавшего их своими очерками из процветающего тогда совхоза Краснодарского края, ввергшего в нелегкую жизнь свободных хозяев на земле. Они, кажется, вполне искренне, наоборот, благодарили за наводку.
И вот опять, теперь уже совершенно в других условиях, когда в провинциальных городах свирепствует безработица, теперь уже "рязанский мужик", общественный деятель и архитектор, беженец, повторяю, из Казахстана, на своем опыте знающий, что такое начать жить с начала, и начать успешно, горит желанием поднять приунывших людей в рабочих поселках, городках и дать им шанс переломить судьбину.
Трудно было усидеть в Москве.
До Шилова пять часов езды даже на моем “уазе”. К обеду въехал в благоухающий, чистенький, живой городок или поселок, все — равно.
Сидим с Борисом Александровичем в здании администрации, в его кабинете на первом этажа. Он рассказывает:
"В Шилове находится геометрический центр Рязанской области, мы даже памятник здесь будем ставить под условным названием "пуп земли". Одновременно начнет сооружаться "торговый дом Белоруссия". Надоела вся болтовня о союзе славян. Нужны дела. Тем более наш губернатор Георгий Иванович Шпак родом из Белоруссии. Представитель республики Петрушенко уже отправил через посла письмо с предложением создать такой торговый дом. В нашем городе есть старая автобаза, огромная территория, большие помещения. Будем получать контейнеры, растаможивать и торговать. Сделаем гостиницу, наладим сервис, дадим людям сотни рабочих мест. Город будет жить.
Что касается деревень, то здесь сложнее. На мой взгляд, те тысячелетние деревни, конец которых мы видим сейчас, должны умереть естественной смертью. Бессмысленно их реанимировать, вкачивать в них средства. Их век прошел. И на расстоянии выстрела от них надо организовывать новые поселения — с новой идеей, архитектурой и отношениями между людьми.
В старых избах невозможно жить настоящему современному сельскому труженику. Я сам с деревенскими корнями, комплекса горожанина по отношению к крестьянину не имею, поэтому прямо говорю, что эти старые, полусгнившие избы провоняли портянками, борщом и всякими прочими нечистотами, их разъедает грибок. Они свое отслужили. Нужно налаживать жизнь на земле по-новому. Тем более, что время у нас сейчас уникальное. Новые помещики-латифундисты еще не появились. Старые еле дышат. Сегодня назрел передел земли. И не в пользу каких-то олигархов, а в пользу простых людей.
У нас сегодня безработных целые города. Есть прекрасный людской материал для создания нового поколения земледельцев. Об этом мы недавно говорили и с представителем Беларуси, который лет пятнадцать проработал председателем колхоза. Он поддерживает идею.
Нужны волонтеры. В первую очередь хотелось бы отставных военных. Они организованны, здоровы и телом и духом. Знают, что такое дисциплина и коллективизм. Потому что если даже из тех же безработных горожан подбирать кадры, то надо быть осторожным. Сброд, маргиналы не освоят землю. Мы даже, можно сказать, боимся таких. Они легко станут из работников нахлебниками. А нужны люди инициативные, деятельные, смелые.
Что касается постройки жилья, то здесь проблем нет хотя бы в плане проекта. Да и с материалами не проблема. Я давно разрабатываю новый тип жилищ на русской земле. Недавно прошел Всероссийский конкурс мастерства архитекторов, и мой проект занял четвертое место с формулировкой "За оригинальное раскрытие темы". Было представлено пятьдесят регионов. Настоящий конкурс мастерства, а не так называемый творческий, где в основном водку пьют и ездят по экскурсиям. А там нас заставили работать часов по пять в день над конкретными проектами. Я один представлял Рязанскую область, в то время как из Татарстана приехала целая компания с ноутбуками. Они заняли первое место. Конкурс — великое благо для архитекторов, которые сегодня варятся в собственном соку и не знают тенденций развития своего дела. Довольно интересно работают ребята в Якутии, в сибирских регионах. Но там в основном — коттеджные поселки для обеспеченных, богатых. А мои объекты, не сочтите за хвастовство, действительно поразили всех простотой и расчетом на малообеспеченные семьи. И концепция поселений на земле — принципиально новая. Я представлял там деревенских архитекторов в единственном числе. Академик Резников, работающий в Институте земли, член правительства Москвы, очень заинтересовался моим проектом, отксерил, увез с собой. Надеюсь на продолжение сотрудничества. Особенно по теме родовой усадьбы.
ЧТО ТАКОЕ РОДОВАЯ УСАДЬБА В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ? Есть ли перспективы даже у такого термина в наши дни? Мне кажется, есть. У движения "Золотые кедры России", идеи которого мне близки, конечно, несколько сказочное начало, якобы кто-то где-то кого-то встретил в лесу и что-то для себя открыл сокровенное. На первый взгляд сказка, но суть — здоровая, жизненная, как, впрочем, у всякой русской сказки. Суть в том, что каждый человек должен жить на земле, что родина — это обязательно ощутимая земля, почва. А не пятиэтажка или какое-нибудь общежитие. Сегодня столько "ненужных" людей в городах, вот и пускай они становятся новыми крестьянами. Не убегают от невзгод в дедовские прогнившие избы, как вы рассказываете в своем очерке, а строят недорогие экологические поселения, где через десять лет они заживут на зависть всем горожанам.
Сам я, к счастью, человек городской востребованной профессии — архитектор. После вынужденного переезда из националистического Казахстана сам своими руками построил дом. Так что говорю о перспективах строительства родовой усадьбы на земле не понаслышке. Сам прошел через все трудности, которые оказались во многом мнимые.
И на съезде движения "Родовые усадьбы России" я так же присутствовал. Мне очень понравилось, как дело поставлено в Астраханской области. Там появляются целые станицы новоселов. В Кемерове шахтеров очень успешно расселяют на земле. И там губернатор прямо говорит: мужики, хватит ползать под землей, пропадать в завалах. Давайте жить под солнцем, на земле. Помогает финансово.
В Рязани есть движение оседлости, если можно так выразиться. Около ста человек объединились. Предыдущий губернатор дал им тридцать гектаров земли. Начало положено.
Время работает не на нас, малообеспеченных людей. Обстановка в стране стремительно меняется. Три года назад люди могли практически бесплатно получить землю. Сейчас закон такой, что надо обязательно покупать. Правда, пока цены смешные. Есть хороший шанс обзавестись несколькими гектарами родовой земли и начать новую жизнь. Через три года, думаю, цены поднимутся. Если не наше движение, то какое-нибудь другое своей экспансией на землю взвинтит цены. Ведь посудите сами: перспектив у наших заштатных городов, как промышленных центров, нет никаких. Так или иначе народ уйдет из городов на волю. Хорошо бы пораньше.
Для того, чтобы внедрить в жизнь наш проект уже сейчас, конечно, не надо зацикливаться на изменении Конституции, где было бы записано, что каждому родившемуся в России ребенку нарезался гектар земли. Вот совсем недалеко от Рязани есть заброшенное село Чумбар. Там есть старинная церковь, речка. Жителей практически нет. А рядом село, где есть прекрасная школа, но используется она только наполовину. Есть прекрасное место для наших новых поселений в Горках, недалеко от поселка нефтепроводчиков, где школа с бассейном на 250 учащихся, а в ней занимается сто человек. Резервы социальной сферы огромные. Если бы наши будущие колонисты разбили свои агрогородки неподалеку, то проблем у них оказалось бы минимум. В предприятиях нефтяников люди имеют большие деньги. У них большой спрос на продукты сельского хозяйства. Сбыт — гарантирован.
Добавим еще цех соков, который мы будем строить в Шилове с помощью белорусских предпринимателей. На основе пищекомбината, который дышит на ладан. Инвестор нашелся для цеха соков. Чтобы сок был настоящий, а не какая-нибудь бурда из химикатов, надо, чтобы туда поставляли качественные овощи и фрукты в количествах, превосходящих во много раз теперешние поставки сельского хозяйства Рязанской области. Уже с этой осени можно было бы распределить между новыми поселенцами хозяйственные роли: вы сажаете малину, вы — смородину. Вот вам гарантии покупки вашей продукции по таким-то ценам. Вот договор с предоплатой. И чтобы не из Польши ягоды возить, а из-за рощи.
А что такое Белоруссия сегодня? Это, во-первых, люди, которые могут переселиться к нам со своих зараженных радиацией земель. Вместо того, чтобы нам ждать, когда сюда придут турки или китайцы, нам надо братьев-славян любезно пригласить. Давайте работать на опережение. Это реально. Мои жилища — теплые, экономичные, быстро возводимые. Такой тип жилищ проверен тысячелетиями. В таких домах жили в Гренландии, Швеции. И какие народы поднялись! Скандинавы завоевали полмира, живя в огромных домах, обложенных дерном. Жили общинами в гораздо более суровом климате, чем у нас в Рязанской области… Базой для строительства новых поселений может стать наш Шиловский завод ЖБИ, который теперь загружен только на двадцать процентов мощности. Глава района нас поддерживает в этом начинании. Он не заинтересован, чтобы опустел район. Все, кто заинтересуется, пускай пишет мне по адресу: 391500, Рязанская область, поселок Шилово, улица Советская, 14-а. Телефон 8(09136), 2-12-48.
ПРОЙДЕМТЕСЬ ПО НАШЕМУ ПОСЕЛКУ. Опять же не похвальбы ради говорю: он занял первое место по благоустройству в области. Везде газоны, клумбы, чистота. И здания имеют вполне современный вид. Многие из новых построек возведены беженцами из СНГ. Они обзавелись магазинами, предприятиями. Вот взгляните налево. Какое здание красивое. Это переселенец построил. Влил в поселок свежую кровь.
И теперь еще оттуда поток людей не иссяк. Совсем недавно пришлось помогать двадцатилетнему парню из Алма-Аты с получением гражданства. Начали с прописки. Изыскали возможность. Дело пошло. Еще одним гражданином России станет больше. Это хороший человек. Сын известного в Алма-Ате художника. Долго скитался в Москве, работал барменом в каком-то итальянском ресторане. Женился. Родили ребенка. Надо корни пускать. По договорам работать устал. Попал в мои руки — помогли. Парень деловой.
А вот здесь когда-то жила семья корейцев. Они пытались тоже зацепиться со своим бизнесом, но не получилось. Теперь здесь русские разворачиваются… Вообще очень мало нерусских. Хотя, конечно, корейцы, если бы и жили здесь даже своим землячеством, то они бы не нарушили национальной атмосферы. Они люди очень уживчивые.
А вот самая историческая улица — Спасская. Поэтому я как главный архитектор пытаюсь наполнить ее русским модерном. А все то, что составляет старое Шилово, весь двадцатый век, сносим. Там ничего нет ценного для архитектуры. Только пятиэтажки пытаемся облагородить мансардами. Так называемое социальное жилье для неплатежеспособных. Утепленные чердаки с инженерным оборудованием.
А кое-кто все же, не имея возможности строить новый дом, попросту обкладывает свою избушку кирпичом.
Налево — музей. Раньше здесь был спортзал, дряхлый, никому не нужный. Никакой экспертизы это здание не выдерживало. Моя мастерская взялась — никто другой даже близко не подходил. Спроектировали. Усилили. Модернизировали. Все кованые украшения ограды — подлинные, взяты с разрушенных церквей.
В музее, видите, нас встречают почти натуральные, как в музее Тюссо, фигуры вятичей, древнего народа, населяющего эти места. И конечно же, финно-угров. Или по-другому — мещера. В третьем веке на наших землях обосновались сарматские племена. Они покорили мещеру, сделали их своими рабами. Создали страну Артанию. Что в переводе — на запоре. То есть все чужеземцы могли войти, но никто выйти. Воинами у них были даже женщины — много захоронений находится женских с оружием. По анализам крови ученые вывели, что здешние племена гораздо ближе по крови к современным новгородцам, чем жители современной Новгородской губернии.
Далее наш путь пойдет к музыкальной школе. Без преувеличения она будет лучшей в области. Представьте, два зала: репетиционный и концертный. Переходная галерея свяжет старое и новое здание. Детей рождается теперь несравненно больше, чем десять лет назад. А значит, и талантов. Надо готовиться к буму.
В МЕСЯЦ В ПОСЕЛКЕ РОЖДАЕТСЯ ПРИМЕРНО ТРИДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК. А лет семь назад столько рождалось в год. Произошел перелом.
Обустраиваем дворы. Строим тренажеры, спортивные площадки. Стритбольные, хоккейные. Очень много строим. Ответственность на мне как на главном архитекторе огромная. Иногда приходится, скажем так, рисковать. Но за счет "свободной зоны" удалось разрушить монополию двух человек. Ведем такую политику, чтобы те, кто желает построить, к примеру, магазин, ставил его таким образом, чтобы фундамент и стены служили каким-то общественным зданиям. Такая небольшая хитрость архитектора. И вот между двумя магазинами появляется Дворец бракосочетаний, на возведение которого городская казна затратила минимум. Вообще все предприниматели оказывают большую помощь школам, больницам, другим социальным учреждениям.
История достижения благополучия в современном варианте наполнена самыми неожиданными коллизиями. К примеру, наша районная типография дышала на ладан. Я с трудом уговорил директора построить крохотный магазинчик, чтобы торговать бумагой и канцелярскими скрепками. А теперь это мини-маркет с огромным ассортиментом продукции.
Если национальный состав в поселке однородный, то в плане вероисповедания — большой разброс. К нам нахлынули адвентисты. Приобретают дома. Строят новые, капитально ремонтируют старые. Образовалась целая колония. И уже своим чудесам открыли счет. Вот здесь стояли два дома. Стена к стене. Один сгорел. А другой, адвентистов, удалось отстоять от огня одними молитвами. Так получилось. Укореняется эта вера. Не знаю, к чему приведет, но пока адвентисты зарекомендовали себя только положительно. Молятся в небольшом домике. Всего человек шестьдесят горемык. Стремятся к многодетности. Разве это плохо? Даже алкоголиков, бывает, направляют на путь истинный.
Есть несколько семей немцев. Укоренились основательно. Никто из них не помышляет о переезде в Германию. Все имеют отличные дома, крепкое подсобное хозяйство. Они тоже переселенцы из Азии. Начинали с бартера. Оттуда привозили лук. Туда — картошку. Чуть-чуть получалось на карман. И потом на пустыре поднимался двухэтажный дом.
За двенадцать лет работы в Шилове много мы построили, и с моим участием в том числе. Хотя мне, как человеку советскому, это не приносит полного удовлетворения. На одной из последний презентаций я, поднимая тост, так и сказал хозяину: “Благодарю за сотрудничество, но мне бы хотелось проектировать здания не для того, чтобы лично вы богатели, а чтобы все шло на благо многих людей, общества”. Он, конечно, немного огорчился столь не праздничными словами, но понял меня. Отсюда мое стремление к проектированию поселений для простых людей. Для их блага".
ИХ ПОРОЙ ЕЩЕ НАЗЫВАЮТ "ЭКОПОЛИСАМИ", "ЭКОДЕРЕВНЯМИ". Не пугайтесь — речь идет всего лишь о братстве "новых деревень". Не в названии дело. Сотни тысяч людей в разных странах уехали из больших городов и осели на земле, которую сделали садом. Кто взял гектар, а кто и целую сотню, кто уехал один, кто с семьей, а кто и в большой компании единомышленников.
Можем познакомить с опытом лучших экодеревень и экополисов планеты (в нашем адресном столе — несколько тысяч точек). На примере ближайших к России стран (особенно Финляндии) покажем, как добрые люди умудряются получать фантастические урожаи, при этом вовсе не калеча и не отравляя землю.
Есть примеры того, как большие (в сотни гектаров) деревни и маленькие, на одну семью, хуторские поместья, полностью решили проблему своей продовольственной, энергетической, сырьевой, финансовой и т.п. независимости.
Наши друзья в разных странах успешно строят такой уклад жизни, что сочетает в себе преимущества старинного, веками проверенного быта, врачевания, взращивания умных, умелых и добрых детей — с современными достижениями в области безотходного хозяйствования и новых источников отопления, освещения, транспорта и связи с большим миром. Как правило, речь идет о технологиях и оборудовании, которые имеют значительно более природо- и человекосообразный характер, чем общепринятые ныне.
Делаем сайты в Интернете хорошим людям и группам единомышленников (дизайн, текстовая поддержка, раскрутка в Интернете, цифровая съемка, бумажные варианты — книги, брошюры, статьи в обычных СМИ). Стыкуем единомышленников, благотворителей по принципу: "Кому чего не хватает для старта?" (Земля, деньги, жилье, техника, юридическая поддержка.) Организуем ознакомительные поездки по миру. Это не туризм и это не так дорого.
Проводим гастроли исполнителей в разных странах круглый год. Знакомим мастеров-рукодельников с заказчиками. Даем шанс изобретателям увидеть свою мечту воплощенной. Помогаем найти друг друга учителям и ученикам, целителям и страдальцам. Раскручиваем любые разумные и посильные международные проекты с российским участием. Это то, что можем мы. Надеемся, что в скором времени именно в России появятся САМЫЕ интересные родовые поместья, куда станут приезжать за опытом норвежцы, исландцы, новозеландцы, финны, греки, индусы, испанцы.
Контактные телефоны в Москве: 207-3855, 207-3623.
ЧТО МЫ, ПРОСТЫЕ, НЕБОГАТЫЕ РОДИТЕЛИ, сегодня можем оставить после себя своим детям и внукам? Немного: стандартную квартирку в многоэтажном каменном улье, кое-какие сбережения, может быть, не первой молодости автомобиль, может быть, еще дачные 6 соток... Но порушатся обветшавшие многоэтажки, потратятся деньги, сгниет автомобильчик, перейдут в другие руки 6 соток — и останутся от нас бездушные обрывки фотовидеоизображений. Не оптимистично…
А если по-другому? Если убедить государство принять закон о бесплатном выделении каждому гражданину, изъявившему желание, одного гектара родовой земли в вечное пользование? Получить этот гектар и обустроить на нем родовое поместье, и оставить детям не каменную каморку в загазованном городе, а сад, выращенный вашими руками? Согласитесь, в этом гораздо больше смысла.
Вы всю жизнь честно работали и работаете для государства, поэтому у вас есть моральное и, конечно же, конституционное право обращаться к нему с инициативами и предложениями. Мы должны реализовать на деле свое право жить полноценной здоровой жизнью независимо от того, кто находится у власти. Для этого, разумеется, необходимы примерно такие
ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ РФ
Каждый гражданин России вправе бесплатно получить один участок родовой земли площадью один гектар в пожизненное владение с правом наследования без права продажи.
Запрещается организация на территории родовых земель промышленных и иных производств, вредных для естественной природной среды и человека.
Родовая земля и имущество, расположенное на ней, а также выращенная на ней продукция и средства от ее реализации, не облагаются налогами.
Территория родовой земли неприкосновенна. Никто не вправе проникать на территорию родовой земли против воли проживающих на нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.
Родовая земля не может быть использована как средство платежа ни в какой форме, в том числе для погашения долговых обязательств или иной имущественной ответственности.
Родовая земля не может быть изъята у его владельца, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Порядок реализации конституционного права на получение и использование родовой земли определяется соответствующим федеральным законом Российской Федерации.

Данная статья могла бы явиться дополнительной статьей к Конституции РФ, и включить её предлагается сразу за статьей 36, в которой говорится о праве на владение и пользование землей.
Где вы хотите жить и воспитывать детей или внуков: в закатанном в асфальт и бетон городе с его экологическими и социальными проблемами, или в зеленом поселке, построенном вами и вашими единомышленниками, в своем родовом поместье, на своей земле, которая даст вам и пищу, и здоровье, и уверенность в завтрашнем дне?
Кто выбирает родовое поместье — выбирает созидающий труд во имя будущего и, значит, уже сегодня готов приступить к обустройству своей малой Родины, своей родовой земли.
1.0x