Авторский блог Тит  00:00 25 августа 2004

Так!

За последние годы имена российского тенора Баскова и балерины Волочковой стали широко известны в народе. Они стали синонимом не только скандальности, но и популярности, уровень которой превышает все мыслимые в академической среде нормы приличия. Большая часть российской художественной элиты терпеть не может Николая Баскова и Анастасию Волочкову. Последних обвиняют в поверхностности, корыстолюбии, в принадлежности к попсе и предательстве высоких идеалов искусства. Вслед за "профессионалами" часть публики также стыдится хвалить Волочкову и Баскова, ибо это считается признаком дурного вкуса.

Баскова и Волочкову объединяет не только это. Без всякого сомнения, в их лице мы имеем дело с весьма яркими и талантливыми "самоходами", которые с трудом вписываются в мафиозно-корпоративный формат, главенствующий ныне в культуре. В этом смысле история с низвержением последних из святилища Большого театра весьма показательна. Волочкова и Басков всё время и — следует отметить — небезосновательно "тянут одеяла на себя", тем самым приводя в бешенство менее успешных коллег. Дух общинности и колхозности чужд им обоим. Здесь они весьма и весьма напоминают художников Глазунова и Шилова в советское время. Сознательный выбор, сделанный Басковым в пользу эстрады, принес певцу такой же головокружительный успех, какой в свое время сопутствовал Илье Глазунову, открыто сделавшему ставку на жанр историко-политического кича в живописи.
И если в стародавние времена говорили, что "Шилова в мешке не утаишь", то сегодня, в условиях медиакратии, тем более сложно засунуть в этот самый мешок такую даму, как Анастасия Волочкова.

Поэтому, быть может, стоит прекратить ерничать и говорить презрительно "Баксов" и "Сволочкова"? Пора оценить объективно талант и самобытность этих конфликтующих со своей средой артистов (тем паче, что упомянутая среда сегодня особо не блистает)… В пользу такого предложения говорят и последние новости с фронтов академического искусства. Вопреки ожиданиям, выдавленный из Большого театра Николай Басков вовсе не ухал в длительную гастроль за рубеж, но устроился солистом Нижегородского государственного театра оперы и балета имени Пушкина. Басков заявил, что планирует исполнить на сцене нижегородского театра "несколько новых партий", тем более, что в репертуаре театра есть и его любимые оперы — такие, как "Евгений Онегин" и "Моцарт и Сальери", партии в которых он исполнял не раз. Скоро будет подписан контракт, согласно которому прославленный тенор будет получать около 100 долларов в месяц, то есть столько, сколько в среднем получает любой солист российского провинциального театра. Многие усмотрели в этом шаге демонстрацию, вызов, а то и откровенный "пиар". Но, как говорится, каждый мыслит в меру собственной испорченности. Если Басков продержится в Нижнем хотя бы полтора года, разговоры о "пиаре", я думаю, поутихнут.
Анастасия Волочкова столь же чудесным образом очутилась вне столиц и осела в Краснодаре, получив в награду за смелость мощнейшего наставника, знаменитого нашего балетмейстера Юрия Григоровича. "Где Юрий Николаевич, там русский балет", — прямиком сказала Волочкова.

На поверку Басков и Волочкова оказались самыми настоящими почвенниками, радетелями за русскую культуру, за поступками которых просматривается образ эдакого, так сказать, служения воспитавшему их народу. Звучит пока фантастично и несколько высокопарно, но кто знает: пройдет несколько лет в таком режиме, и эти "столичные штучки" станут надеждой и опорой национальной традиции, первыми ласточками культурного ренессанса, который в России неизбежно начнется в самые ближайшие годы.

1.0x