Авторский блог Савва Ямщиков 00:00 25 августа 2004

СОЗИДАЮЩИЕ: ВАСИЛИЙ ЛИВАНОВ

| | | | |
Савва Ямщиков
СОЗИДАЮЩИЕ: ВАСИЛИЙ ЛИВАНОВ
Я уже говорил в предыдущих беседах, что мне посчастливилось общаться с интересными созидателями нашего кинематографа. Но что интересно, у меня не состоялось настоящей дружбы ни с режиссерами, ни с художниками, ни с актерами. Двое самых близких друзей из мира кино — операторы. Это Вадим Иванович Юсов и, к сожалению, в прошлом году ушедший из жизни Сергей Аркадьевич Вронский. Близко я общался с Гошей Рербергом, с Сашей Княжинским. Наверное, потому тянуло меня к людям, работающим непосредственно с инструментом, с кинокамерой, что сам я 25 лет занимался штучной, ручной профессией реставратора. И все-таки есть у меня один добрый друг среди актеров. Может быть, и хорошо, что один. Когда их много, это уже не друзья, а компания. Мне очень повезло, что большую часть жизни я имею счастье общаться и дружить с Василием Борисовичем Ливановым.
Впервые я увидел его на экране. Немало было фильмов в нашей молодости, которые я не оставил в прошлом, а взял с собой в дальнейшую жизнь. Это фильмы-события, они помогали. "Слепой музыкант" — как раз из этого числа. Всякий раз, когда его показывают по телевидению, я наслаждаюсь великолепным дуэтом Бориса Николаевича Ливанова, одного из классиков русского театра и кино, и его сына Василия. Поражает умение передать обаяние и чистоту русской литературы, глубину характеров. И как удивительно красивы старший и совсем ещё юный Ливановы. А в кино, как и в театре, прежде всего, хочется видеть красоту. Не ту гламурную, ванильную, которой нас сейчас пичкают, но красоту подлинную.
Потом на экран вышли "Коллеги". Казалось бы, незамысловатое произведение литературы, но если говорить о том, чтo Аксенов в жизни сделал как писатель, я считаю, это "Коллеги". Может быть, потому, что ярко описал собственную жизнь, то, как еще недавно работал врачом. Фильм удивительно чистый, с великолепными актерами — Лановым, Анофриевым. Но, конечно, главный — Василий Ливанов. Вот в пору "Коллег" мы с Васей и познакомились. Не враз стали, как говорится, не разлей вода, но и в трудные моменты жизни, и в светлые её моменты мы с Василием пересекались.
Никогда не забуду, как первый раз "вошли в контакт". Тогда ведь не было тусовок в казино, на презентациях. В основном встречи проходили на квартирах. И вот обычный московский вечер у Максима Шостаковича, с женами, подругами. Когда закончилось спиртное, Василий предложил мне: "Ну, давай сходим, купим". Надо сказать, в тот вечер пили все, кроме нас — кому же еще идти?! Максим жил в композиторском доме на улице Неждановой. Поскольку внизу ресторан, мы решили, что там и отоваримся. Накинули пиджаки на нейлоновые рубашки, спускаемся, а ресторан-то закрыт. Вася говорит: "Тут до "Националя" недалеко, пошли". Недалеко, да, но на улице минус 25. Никогда не забуду, как с сознанием выполнения долга мы несли этот алкоголь. Мелкое вроде событие, но я понял, что Вася — человек дела. Так и оказалось. Все, за что Василий берется, он делает по-настоящему, не мелочась. Ни разу я не видел Васю суетливым. Фильмы, в которых снимался Василий Ливанов, сразу же входили в золотой фонд нашего кинематографа. Роль царя в "Звезде пленительного счастья", блистательно сыгранная Василием Борисовичем. Теперь, осознав истинные причины декабрьского движения, его ненужность, обманутость многих умов России, я часто вспоминаю диалог Николая I — Ливанова с Трубецким — Баталовым, когда император говорит: "Князь Трубецкой. Такая фамилия! Что же вы наделали!" Эпизод, который стоит, может быть, самой большой роли в этом фильме.
Интересна работа Ливанова в "Неотправленном письме", я уж не говорю о Шерлоке Холмсе. Восхищаясь тем, как Василий Ливанов доносит каждый нюанс характера своего персонажа, я понял, что иного просто не может быть. Человек, выросший, прежде всего, в актерской среде, в семье высокой культуры, высоких традиций и нравственных идеалов, не станет подходить к решению той или иной задачи поверхностно. И еще Василий много лет проучился в Московской средней художественной школе, а это всегда дает прекрасные результаты, в какой бы области творчества человек потом ни работал.
К сожалению, многие из тех, с кем мы общались в молодости, кого считали людьми близкими, единомышленниками, не выдержали испытания жизнью. В нынешнее время от человека требуется полная чистота взглядов, чтобы устоять против положения, в котором оказалась наша культура. Она буквально зазомбирована средствами массовой информации, где зрителя учат жить шоумен Швыдкой или ведущие "Школы злословия" Таня Толстая с Дуней Смирновой. И надо не только устоять, но еще и бороться с этой пошлостью. Мне радостно, что Василий Борисович сегодня среди тех людей, которые принимают происходящее близко к сердцу. В газетном материале и на телевизионной передаче он так умеет найти важную мысль и облечь ее в столь блистательную форму, что его выступления становятся актуальными. Так было и за "круглым столом" в редакции "Литературной газеты", где Василий Борисович говорил о том, что культура наша в том положении, что назначенный на пост министра Александр Сергеевич Соколов должен обязательно входить в Совет безопасности и оберегать культуру от тех совершенно ужасных посягательств на нее, которые допущены предшественником министра и иже с ним. Участник нашей встречи Игорь Золотусский, человек тонкого ума, точный в оценках, сказал, что эта мысль Василия Борисовича и должна стать основным смыслом "круглого стола". А взять выпуск телепередачи "Постскриптум", где Эдуард Володарский, Николай Губенко, Юрий Поляков, Василий и я выступали опять-таки с осуждением "швыдковщины". Ливанов сказал, что где-то он услышал признание Швыдкого, что тот "благоговеет перед русской культурой". "Я сразу же стал вспоминать, где уже читал эту фразу, — рассказывал Ливанов. — Потом открыл свои любимые "Мертвые души", смотрю, так и есть. Это Павел Иванович изрекал, что он "благоговеет перед законом". Моя дочка, вместе с которой мы смотрели передачу, подметила: "Вот это подлинный артист. И подлинно умный человек".
1.0x