Авторский блог Редакция Завтра 00:00 25 августа 2004

ВОСТОК ЕСТЬ ВОСТОК

| | | | |
Артем Кирпичёнок
ВОСТОК ЕСТЬ ВОСТОК Коллаж В. Александрова
Где-то в начале 90-х появилась книга Л. Васильева "История Востока". Несмотря на претенциозное название, книга смахивала на краткий справочник по городам и странам, — перечисление стран, основных исторических событий, а в конце каждой главы — немудреный вывод о благах рынка и ложности марксистских догм.
Все эти недостатки, конечно, можно отнести к романтике того славного времени, но отсутствие в этой "Альфе и Омеге" информации по истории Израиля вызвало у меня чувство замешательства.
Рассеянной рукой я перелистывал страницы, ощущая себя несчастным географом из "Золотого телёнка", очутившимся в дурдоме из-за того, что не смог найти на карте не напечатанный разгильдяями и головотяпами Берингов пролива.
Но трагедии не произошло. Внизу страницы маленькими буквами была дана сноска: "современное государство Израиль — при всех восточных корнях евреев как этноса — к государствам Востока не может быть отнесено. Оно по всем основными параметрам структуры и традициям культуры относится к Западу, даже принимая во внимание деятельность и традиции правоверных хасидов и иных групп ревностных сторонников древнего иудаизма".
Азохен вей! После того, как господин Васильев отнёс жмеринско-бостонских последователей любавического рэбе в разряд ближневосточной экзотики вместе с хумусом и бедуинами, я, потеряв всякое доверие к его декларациям, начал проверять: действительно ли Израиль относится по своей культуре-структуре к цивилизации Запада. Выводы из моих рассуждений я привожу здесь на суд любезного читателя.
В 1918 году Османская империя канула в лету, а на её бренных останках удобно расположились колониальные империи — Англия, Франция, Италия.
Палестина досталась резвой Британии, чьи войска вступили на эту землю ещё в 1917 году. В обозе легионов генерала Аленби, между прочим, шли и отряды сионистов, которым была поручена почётная и ответственная должность погонщиков мулов. Главным скотогоном был сам Владимир-Зеев Жаботинский.
Палестина была объявлена английским мандатом. Мандат — это такая колония, право на владение которой выдавала Лига Наций — доисторический предок ООН. В остальном Палестина не отличалась от какой-нибудь Нигерии. В стране всем заправляли английский генерал-губернатор (представитель короля) и британская администрация. У местного населения было лишь одно право — право платить налоги, а тех, кто с этим положением не соглашался, отправляли в концлагерь под Беньямину рубить камень в карьерах или просто сажали на корабль и отправляли из страны на все четыре стороны.
Англичане сидели в Палестине до 1947 года. За это время они в компании с еврейскими сионистами и арабскими феодалами заварили в стране такую кашу, что им же самим стало тошно. Бедные бритты впали в ничтожество, собрали чемоданы и уплыли обратно в Англию к туманам и отвратительной английской кухне. Большая часть британского наследства в Палестине отошла к новому "демократическому" государству Израиль, которое прежде всего выгнало из страны всех тех, кто мог бы проголосовать "против".
Если отказаться от громкой риторики, а честно посмотреть на вещи, то выяснится, что новое Иудейское царство было обычной постколониальной страной "третьего мира".
Индустрии как таковой в Палестине не было. То здесь, то там были раскиданы заводики, перерабатывающие сельхозпродукцию, и ремонтные мастерские для починки старых мушкетов и разбитых автомобилей.
Основным экспортным товаром Палестины как были, так и оставались прославленные яффские апельсины, что лишь подчёркивало аграрный характер страны, этакой "апельсиновой республики".
Та же самая грустная картина наблюдалась и в соседних странах — Египте, Сирии, Иордании. Одинаковые проблемы вели и к схожим путям их разрешения. В 50-х годах и Израиль, и Египет энергично развивали свою инфраструктуру, в одном случае прокладывая трансизраильский водопровод, а в другом строя Асуанскую плотину. Правда, толку от этих проектов было как от козла молока. Негев так и остался пустыней, куда евреев не решается сослать даже самый свирепый работник "Мисад Клиты", да и от Асуана было больше хлопот, чем пользы.
Лишь после 1969 года, когда в израильскую экономику потоком хлынула американская помощь, Израиль постепенно выкарабкался из состояния азиатского убожества и стал превращаться в империалистическую силу, действующую в партнёрстве с Соединёнными Штатами.
Как во всякой постколониальной развивающейся стране, армия в Израиле играла и играет выдающуюся роль. При колониализме армия, как правило, становилась первым институтом, куда туземцы получали доступ, и где лучшие из них могли получить подобие образования и сделать карьеру. После провозглашения независимости, вооруженные силы, как один из зримых символов суверенитета, становились предметом обожания и преклонения, питомником национальной элиты. Но в Израиле господство армии приняло уж совсем гипертрофированные формы. Здесь генералам не надо совершать военные перевороты — по завершению действительной службы они автоматически получают посты в правительстве и в руководстве крупных компаний. Военные успехи ЦАХАЛЬ превратили генералов-чиновников в непререкаемых авторитетов во всех областях знания. В отличие от России, в Израиле считается, что чем больше фалафелей на погонах — тем больше и извилин в мозгу, хотя исторический опыт утверждает обратное.
Милитаризация израильского общества действительно уникальна. Это не внешняя российская показуха с шитыми эполетами, киверами, чеканным шагом и десантниками. Бог Марс уютно устроился в самом сердце израильтян. Пропаганда день и ночь вещает о коварном гойском окружении, денно и нощно точащем ножи и топоры на еврейских младенцев. Заботливая военная цензура отсекает всякую неподобающую для истинных израильтян информацию. Всю жизнь сабры можно разделить на четыре периода: подготовка к службе в армии, армия, милуим, после милуима. В армии израильтяне заводят друзей, женятся, разводятся, а порой и помирают геройской кончиной. Израиль — это новая Спарта (Моррис), это Пруссия 20 века (Дойчер). Да, такого идиотизма, пожалуй, нет ни в одной арабской стране, хотя и Насер, и Мубарак, и покойный Асад-старший были выходцами из офицерской касты. Но где вы увидите нечто похожее на преосвященном Западе?
Другой экзотической восточной фишкой Израиля является религия. Не так уж и высок оказался культурный уровень вернувшихся из галута евреев, чтобы и власти и народ смогли отказаться от опиума для народа, который одним облегчает страдания, а другими используется для охмурения угнетённых. Элементарный акт буржуазной демократии — отделение религии от государства, то, что французы сделали ещё 200 лет тому назад, так и не был совершен в Израиле. Вместо этого было создано министерство по делам религии, а личная жизнь граждан была отдана на откуп раввинам. Смена вероисповедания карается немедленным лишением гражданства и депортацией за границу. О положении женщин в ультрарелигиозных семействах я умолчу из соображений гуманности. В последнее время эта проблема становится предлогом для ковровых бомбардировок. За счёт налогоплательщиков активно действуют религиозные школы и ешивы. Партии религиозных фундаменталистов собирают сотни тысяч голосов бедных и неграмотных.
Попробуйте-ка найти 10 различий между израильской партией ШАС и исламскими партиями в соседних ближневосточных странах!
И здесь, и там вы найдёте власть духовных учителей (раввинов или шейхов), социальную демагогию, направленную против погрязшего в разврате истеблишмента, ну и под конец призывы вернуться к высокой духовности предков, правоверных иудеев (мусульман).
Есть в Израиле и свои аналоги "ХАМАСа" с "Исламским джихадом" — различные фашистские группы типа "Зо Арцейну". По активности и массовости они пока уступают своим исламским родственникам, так как пока что всю грязную работу за них берётся делать ЦАХАЛЬ.
Пойдём дальше. На первых же уроках сионистского ликбеза в ульпане, на мехине или молодежном летнем лагере темным галутным евреям рассказывают, как в соседних с Израилем странах широкие народные массы томятся под пятой чужеземных клик. В Иордании господствуют злые хашимиты, в Ираке — злые сунниты, в Ливане — злые христиане-марониты, и ещё кто-то страшный и злой господствует в Сирии. Поэтому мы должны эти страны разбомбить, а их земли передать еврейскому народу.
Но, может быть, иногда на этих встречах попадается чудак или рассеянный интеллигент в очках, не проникшийся национальным самосознанием, который поднимает руку и спрашивает: "Позвольте, позвольте, а как быть с ашкеназской олигархией в самом Израиле? Разве мы не знаем, что наша страна управляется кланами Шаронов, Рабинов, Рабинов-Философов, Даянов и прочих родовитых семей?" Что на это ответит учитель ульпана или вожатый на мехине, я не знаю. Но и здесь разница между Израилем и его соседями не слишком велика. Хотя корни израильской и арабской аристократии всё же иные.
Большинство арабских кланов, подобно знатным палестинским семействам Хусейни или Нашашиби, ведут свою родословную от феодальных землевладельцев старой Османской империи. Корни израильской аристократии напоминают нам о другом печально известном сионистском проекте — Республике Либерия. Вплоть до начала 20 века среди американских негров была популярна идея эмиграции из расистской Америки на родину предков — Африку. А одна группа энтузиастов даже реализовала эту утопию, основав на западном побережье Черного Континента Республику Либерия. История этой страны так же печальна и трагична, как и история Израиля. Новая республика быстро попала в экономическую кабалу и стала полуколонией США. Вся власть в стране принадлежала эмигрантам из Америки и их потомкам, управлявшим страной через единственную разрешенную партию — "Партию истинных вигов". (Израильский аналог этой партии, как известно, назывался МАПАЙ.) Коренное население Либерии жестоко угнеталось заморскими "братьями", пока в 1982 году в стране не произошел военный переворот, в ходе которого все "истинные виги" были благополучно вырезаны. Поголовно.
Сей печальный конец либерийских вигов заставляет задуматься и о перспективах израильской ашкеназской олигархии.
Земная слава, увы, не вечна. Кануло в лету и господство маронитов в Ливане, и власть суннитов в Ираке. Может быть, кто-то и пожалеет надменных белокурых сабр и прольёт слезу по ожидающей их печальной участи, но не мне, морлоку, потомку белорусских жидов и холопов, Шарикову, получившему некоторое образование милостью проклятой советской власти, сожалеть о них. По мне лучшее, что заслуживает спесивый аристократ, — это удар моргенштерном по голове.
Ещё одно важное сходство между Израилем и его соседями — это печальная участь национальных меньшинств, призванных играть роль вечного козла отпущения для властей предержащих.
Здесь я буду немногословен, так как в этом вопросе всё ясно и очевидно. Что курду в Ираке и Сирии, что палестинцу в Израиле и Иордании — всё одно живётся несладко. Что тут можно ещё добавить?
Завершая тему, затрону самый пикантный вопрос — тезис о великой израильской демократии. Боюсь, что и здесь я должен буду разочаровать тех, кто полагает Израиль осколком Восточной Европы, случайно залетевшим на негостеприимную ближневосточную почву.
Опять же начнём с экономики. Буржуазная демократия — это очень дорогая штука. Чтобы население и элита согласились играть в парламентские игры, требуются немалые финансовые отчисления, — армии надо дать на лапу, рабочим надо кинуть кусок, надо ввести парочку пособий, чтобы гордо провозгласить страну "социальным государством", ну и, разумеется, нельзя забыть наших "друзей" — буржуев и бюрократию. В бедных странах такая модель не действует, поскольку денег на всех не хватает, дай Бог, долги МВФ заплатить! Поэтому те немногие, кто держит лапу на денежной кубышке, предпочитают не делиться и властью.
Как мы уже писали выше, до начала 70-х годов Израиль с экономической точки зрения был обычным постколониальным государством — зависимым от западной "помощи", без штанов, но с атомной бомбой. То, что не сжирали чиновники, шло в котёл армии. Политическая система в стране полностью отражала экономическую реальность.
На словах — "демократия". На практике — "МАПАЙкратия". Правда, бонапартизма, как в Сирии или в Египте, в Израиле не было. Здесь система больше напоминала советское "коллективное руководство".
Но вот подули над страной Израиль ветры перемен. То были не отголоски пресловутого 20-го съезда, а долларовые потоки, хлынувшие из США. Америка наконец-то оценила молодого хищника. Да и сами израильтяне к тому времени развернули вовсю эксплуатацию захваченных арабских земель. Страна богатела, а социальная напряженность росла. Бунты "Черных пантер" напугали истеблишмент, который понял, что пора делиться. Так в Израиле в конце 70-х годов наконец-то была установлена демократия.
Но тут следует сделать пару оговорок.
Часто спрашивают: есть ли демократия в Турции? Типичный ответ на этот вопрос — да, но... Ибо все знают, что турецкий парламент волен принимать любое решение, но если турецкая армия скажет "нет", значит — "нет".
Насколько ситуация в Израиле отличается от положения в Турции? С учётом изложенных в этой статье аргументов разница, наверное, невелика. Власть армии, власть раввинов, власть олигархии, преследование нацменьшинств — не слишком ли это много для "самой передовой ближневосточной демократии"?
И со "свободой слова" ситуация не вполне ясная. Как будто можно говорить всё, но если затронешь вопрос о ядерном реакторе в Димоне, помянешь йеменских детей или дискриминацию неевреев, то можешь угодить в места не столь отдалённые и сидеть там, пока не заговоришь с богом на английском языке.
У израильских соседей ситуация та же. Есть партии, есть парламент, есть свободы, но короля Абдаллу или президента Мубарака лучше не задевать. Правда, говорят, что под руководством американских и израильских специалистов новая ближневосточная свобода куётся в Ираке, в местечке под названием Абу-Грейв, но рекорды молодой иракской демократии выходят за рамки этой статьи.
Вывод из всего этого один. Исторически и политически государство Израиль так же далеко от Европы, как и географическая Палестина. Видимо, сколько ни приглашай израильские делегации на "Евровидение" и на игры европейских лиг, а черного кобеля добела не отмоешь.
Проблемы и беды Ближнего Востока — это наши проблемы и беды. И это мы должны учитывать в борьбе против капитализма и империализма на этой земле.
1.0x