Авторский блог Редакция Завтра 00:00 4 августа 2004

ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

| | | | |
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
Если российский президент Владимир Путин известен как откровенный германофил, и его иногда даже зовут "немцем в Кремле", то президент Пакистана Первез Мушарраф никогда не скрывал своих протурецких симпатий, возникших еще в юные годы. В детстве вместе с папой-дипломатом он провел пять лет в Турции, учился в местной школе и неплохо овладел языком этой страны. Может быть, именно поэтому нынешний правитель Пакистана значительно чаще общается с турецкими журналистами, чем с их коллегами из иных государств.
В июле нынешнего года Мушарраф дал интервью крупнейшей ежедневной турецкой газете "Хурриет". Как и следовало ожидать, большое внимание было уделено им международной борьбе с терроризмом, в которой его стране отведена роль чуть ли не главной ударной силы. Президент разделил всех террористов на три основные категории: исполнителей, планировщиков и тех, кого он назвал "мозгами". Он заявил: "Если не целиться по "мозгам" террора, то наши усилия могут оказаться напрасными, и мы никогда не сможем покончить с терроризмом".
По его мнению, будущее мусульманского мира должно принадлежать некоей "просвещенной умеренности", для достижения которой необходимо, в первую очередь, избавиться от "джихадистской" ментальности и связанных с нею проявлений экстремизма, чтобы вступить на путь подлинного социально-экономического развития.
Отвечая на вопрос относительно отправки пакистанских войск в Ирак, Мушарраф заметил: "Пакистан еще не принял решения. Народ Ирака должен решить, нуждается ли он в наших войсках или нет. Нам также следует учитывать волю пакистанского народа". Однако один из лидеров исламской оппозиции, член парламента и эмир "Джамаат Ислами" Кази Хусейн Ахмад уже заявил, что "решение принято" и "Пакистан, уступив американскому давлению, пошлет свою армию в Ирак".
Говоря в своем интервью "Хурриет" о текущем состоянии пакистано-турецких отношений, президент Мушарраф подчеркнул, что объем торговли между обеими странами к 2005 году достигнет суммы в один миллиард долларов.
В ходе недавней поездки в Пакистан автор этих строк невольно обратил внимание на тот факт, что его пакистанские собеседники были особенно обеспокоены намечающимся "треугольником" — Индия-Израиль-США, а также американскими усилиями по превращению Индии в военную и экономическую супердержаву. Насколько реальны подобные страхи? Косвенным образом, думается, на этот вопрос отвечает Генри Киссинджер в своей недавней статье в германской газете "Ди Вельт": "Превращение Индии в великую державу является одним из важнейших событий грядущего десятилетия. Это видно хотя бы из того, что важнейшие для интересов Индии регионы — мусульманский мир и Центральная Азия — идентичны с фокусом американской внешней политики, а интересы обоих государств в этом регионе отмечаются большим совпадением... Индия больше, чем какая-либо другая страна, заинтересована в том, чтобы в конце войны против терроризма удалось локализовать радикальный исламизм. Потому что это движение не остановится перед границами Индии.
…Весь мир в целом сегодня находится в таком движении, какое не наблюдалось уже столетия. Задача США состоит, прежде всего, в том, чтобы придать форму этому ферменту, для образования которого потребовались годы и, видимо, потребуются годы, чтобы он откристаллизовался. Перед американской дипломатией сегодня, как и после Второй мировой войны, встают задачи по выработке элементов "нового мирового порядка". Тогда эта задача была успешно решена. Но сегодня условия более сложны. Поскольку предстоит организовать не атлантическое пространство, а глобальное". Справятся ли американцы с подобной задачей? По мнению того же Киссинджера, все будет зависеть от успешности их международной политики "не только на Ближнем Востоке, но и в других азиатских регионах". Иными словами, как полагает крупнейший современный политический гуру США, будущее мира решается ныне не в Европе, а в Азии. Что же касается Индии, то, вероятно, именно в этой стране Вашингтон видит своего главного союзника в Азии в войне против "исламистской угрозы".
На одной из своих недавних пятничных проповедей в Тегеране аятолла Ахмад Джаннати, являющийся сегодня наиболее влиятельным духовным лицом в Иране, характеризовал британцев как "злоумышленников" и призвал иракцев дистанцироваться от них. Он также сказал, что новое иракское правительство не должно идти на чрезмерное сближение с Соединенными Штатами. "Раньше или позже американцы уйдут из Ирака. Если временное правительство хочет быть популярным, ему следует с каждым днем все больше и больше отдаляться от США". Аятолла заметил, что властям в Багдаде необходимо считаться с тем фактом, что "иракский народ против Израиля и Соединенных Штатов".
В той же проповеди Джаннати заявил, что Исламская Республика Иран продолжит осуществление своей ядерной программы "любой ценой" и намерена стать "полностью самодостаточной". "Мы преисполнены решимости, и наша цель стоит того, чтобы достичь ее любой ценой". Он добавил: "Ядерная технология — основная проблема для нас, и ни наши официальные лица, ни наш народ никогда не откажутся от стремления к научному развитию... Ныне мы просим западные ядерные ноу-хау, импортируя то, чего нам недостает в данной области. Но однажды, когда мы овладеем соответствующей технологией, мы уже никогда не будем никого просить. Такова наша благородная цель, и никто не может заставить нас отказаться от нее".
Официальные лица Ирана неоднократно заявляли в прошлом, что ядерная программа их страны не преследует никаких военных целей и направлена исключительно на удовлетворение собственных энергетических потребностей в будущем, принимая во внимание бурно растущее население, а также, чтобы перестать зависеть от нефтегазового экспорта.
Валентин Пруссаков
1.0x