Авторский блог Редакция Завтра 00:00 28 июля 2004

БЕЛКА В КОЛЕСЕ

| | | | |
БЕЛКА В КОЛЕСЕ
"Дело ЮКОСа" подошло к своему финалу. Результат уже известен: банкротство. Полное и бесповоротное банкротство явления под названием "русский либерализм 90-х годов XX века".
Год назад, во влажные дни июля 2003-го, официальные русские либералы устроили настоящую истерику по поводу "дела ЮКОСа". Их возмущенный разум кипел над белоснежными поверхностями хорошо сервированных столов, в переполненных проститутками холлах и набитых фальшивым мрамором парадных залах пятизвездных отелей. Они кричали, что скоро, скоро легендарные "питерские силовики" установят военную диктатуру и отнимут у доверчивых россиян приватизированные на излете горбачевской перестройки квартиры. Что если атака на ЮКОС немедленно не прекратится, инвестиционный, кредитный и прочие рейтинги нашей мерзопакостной России провалятся в тартарары. И, наконец: ЮКОС не должен отступать, иначе стройными рядами рухнут рыночные ценности, и великие завоевания либерализма будут подвергнуты унизительной ревизии.
Прошел год. ЮКОС решил-таки отступать, но уже поздно. Инвестиционный и кредитный рейтинги — там же, где и были. Квартиры остались при россиянах. Зато исчезли патентованные либералы. Их теперь почему-то не видно и не слышно. Они больше не накрывают столов и не поглощают возмущенно семгу во имя акционеров ЮКОСа. О, где же вы, мои братья и сестры?
Да понятно, где. Если кто думает, что возмущенный разум прошлым летом кипел искренне и честно, то он просто не знает, что это за исторический феномен — современный русский либерализм. И нет столь наивному человеку места на юбилейном пиру доморощенной демократии.
Год назад либералы получали сигналы от руководителя президентской администрации Александра Волошина: мужайтесь, крепитесь, скоро маятник качнется в обратную сторону, силовиков отправят убирать навоз на олигархических фермах, а в Кремле снова воцарится мир и покой. ЮКОС же, тем временем, стабильно подвозил к очагам либеральных пиршеств пахнущие XVIII веком коньяки и тающие в свободолюбивых челюстях закуски.
Но всё получилось наоборот. Осенью сам Александр Волошин ушел в отставку. ЮКОС же — перестал финансировать бесполезные светские сборища. Стало ясно, что дороги назад не будет. И наш либерал смылся. Растворился в хрустальном воздухе новой весны.
Теперь тот самый либеральный разум, который так и не докипел в борьбе с силовиками в прошлом сезоне, занят совсем другим. На рыбно-коньячных форумах он воспевает уже не олигархическую модернизацию, каковая год назад представлялась либералу 90-х единственным выходом в новое экономическое измерение, но почему-то социальное государство и священные права трудящихся. А один, особо честный либер-мудрец проповедует пользительность отмены графы "Против всех" в избирательном бюллетене — дескать, так все хотят голосовать "за", что быть "против" — упадочно и порочно. Такой вот апофеоз непреклонного либерализма в одной отдельно взятой стране.
А чего же вы хотели, почтенная публика? Ведь главной либеральной ценностью для неистовых защитников ЮКОСа образца 2003 года была и остается "вторая вертушка" — АТС-2 (до "первой вертушки", АТС-1, они, увы и ах, так и не доросли). И когда по АТС-2 звонят и говорят: "фас!" — можно устраивать бесшабашные спектакли на терпком несвежем воздухе. А когда: "отбой!", — значит, отбой. Главное — не потерять доступ в Кремль, не утратить шанс приложиться восторженными доцентскими губами к носку туфельки третьеразрядного бюрократа, распределяющего региональные PR-заказы. В этом и состоит смысл и оправдание стандартного русского либерала девяностых годов. И если бы даже Сам Иисус Христос явился нашему либералу на пути из Баковки в фитнесс-центр гостиницы "Славянская" и сказал бы: "Следуй за Мной!" — либерал, поперхнувшись от неожиданности, ответил бы: "Да, пожалуй, могу и последовать, но надо сперва согласовать с Сидор Сидорычем, а главное — сколько мне заплатят?!"
Пока либеральная унтер-офицерская вдова подбирала розги и готовила мягкое ложе для официального объявления о собственном банкротстве, другой оплот всех и всяческих свобод в современной России — крупный бизнес — тоже никак не терял времени даром. Он сразу смекнул: кто там победит — по фигу, зато можно поучаствовать в разделе активов ЮКОСа. То есть окунуться в родную для нашего сверхответственного капитала стихию, над которой развивается нежно-сиреневый пиратский флаг с ключевым рыночным лозунгом: "Умри ты сегодня, а я — послезавтра!"
Кажется, год назад РСПП требовал срочно Путина к ноге, чтобы тот немедленно опомнился и освободил Ходорковского. Теперь же члены бюро РСПП заняты совсем другим. Один хочет с черного хода скупить все активы ЮКОСа по дешевке. Другой — от имени американской инвестиционной компании — лезет в Кремль с назойливой просьбой: дайте, дайте, дайте нам поуправлять процессом банкротства нефтяного гиганта! В кулуарах же олигархические модернизаторы, надежда и совесть стареющей нации, шепчут друг другу на ухо с облегчением неизъяснимым: как же все-таки хорошо, что из-за этого м…дака Ходорковского не подставились! Как же, черт побери, пронесло!
В общем, олигархи (то ли вчерашние, то ли сегодняшние) ведут себя как обычно. Барственно и царственно. Разевая огромные рты для заглатывания новой легкой добычи. Да и кто вообще сказал, что в России была антиолигархическая кампания? Вот Минюст собирается "Юганскнефтегаз" продавать, а от предложенных ему ЮКОСом акций "Сибнефти" открещивается что есть мочи. Потому что обижать Его Высокопревосходительство Романа А. Абрамовича наглой национализацией сибнефтяных ценных бумаг — не положено, никак не положено. А вот Его Высокоблагородие Владимир О.Потанин под шумок продает все российское энергомашиностроение "Сименсу" — и никто не возражает. И ничего страшного, что отрасль достанется зарубежному конкуренту, главная задача которого — от нашего липкого энергомашиностроения избавиться раз и навсегда.
Недаром либералы и бизнесмены так обиделись на статью Ходорковского "Кризис либерализма в России". Ведь столько денег вложено в пластических хирургов и визажистов, а рожа — по-прежнему беспредельно крива. И — хоть ты тресни! — с каждым часом становится всё кривее.
Эта азиатская рожа и есть символ конца — да, самого настоящего конца, а вовсе не временного кризиса — либерализма в нашей России.
Станислав Белковский
1.0x