Авторский блог Эрнест Султанов 00:00 21 июля 2004

ПОБЕДА ГОЛОВАМИ...

| | | | |
Эрнест Султанов
ПОБЕДА ГОЛОВАМИ...
Муссолини первоначально не хотел влезать в военные действия на стороне Гитлера. Корпоративная экономика под чутким руководством дуче росла, колониальная империя с мандариновыми рощами в Ливии процветала — в общем, живи-не тужи. Однако вождь итальянского фашизма был творческой личностью, и, как любая творческая личность, легко поддавался на авантюры. Поэтому, когда Гитлер предложил ему восстановить Римскую империю в прежних, а то и больших размерах, тот поддался на соблазн. Другие союзники фюрера тоже были не прочь что-нибудь отхватить, пристраиваясь за "мировым лидером".
Во время последнего иракского конфликта союзники Буша были уверены в молниеносном успехе американской операции. Собственно, всех заботило больше, как будут делиться трофеи: нефть, деньги, контракты. На наиболее лакомые куски рассчитывали американцы и англичане, дальше шли испанцы, итальянцы, в какой-то степени японцы. Остальные страны рассчитывали на крошки с барского стола в виде подрядов на восстановление или экономической помощи со стороны Соединенных Штатов. Собственно, участие Гондураса или Доминиканской Республики и не было для Вашингтона так уж важно. Однако количество пусть даже и третьеразрядных стран должно было компенсировать отсутствие мандата ООН.
Точно так же Германия, выйдя из Лиги Наций, пыталась наверстать легитимность с помощью количества своих союзников. В свою очередь, союзники были преданы своему фюреру, пока германская военная машина не увязла в России. После этого все начали искать возможность уйти в сторону, а те, кто был в стороне, — залезть подальше в кусты. Стоило русским уничтожить "Голубую дивизию", как выяснилось, что Франко всегда был убежденным противником войны. Точно также, когда американцы в 43-м году разбомбили Рим, король Виктор Эммануил начал тайные переговоры о капитуляции.
В Ираке повторилась та же история. После того, как морпехи неожиданно быстро взяли Багдад, возникло ощущение, что американцы были правы. Однако уже через несколько недель выяснилось, что война, оказывается, только-только начинается. Первым слабым звеном в стане союзников Вашингтона стала Испания. Население оштрафовало Народную партию бывшего премьера Азнара за участие в американской авантюре. В свою очередь, новый премьер Запатеро сразу же после прихода к власти заявил о выводе войск из Ирака.
За ним последовало большинство испаноязычных стран — участниц коалиции. Пытаясь спасти последних своих союзников в Латинской Америке от избирательного фиаско, Вашингтон даже пошел на нестандартные меры. Например, за неделю до выборов в Сальвадоре была открыта бесплатная телефонная линия, по которой работающие в США выходцы из этой очень бедной страны должны были звонить домой и упрашивать не голосовать за левых, иначе, "нас отсюда депортируют".
Иракское сопротивление, как и союзники во Второй мировой войне, выбрало тактику "умного террора" — жизнь заложников обменивается на вывод войск соответствующей страны. Причем, игра практически беспроигрышная. Если враждебное правительство соглашается, как, например, филиппинское, то повстанцы празднуют победу. Если оно не соглашается, то смерть заложника ложится на избирательную карму правительства. В этой связи интересно, переживет ли нынешнее болгарское правительство смерть еще одного заложника. И сколько в этом случае нужно отрубить голов, чтобы соответствующее правительство заявило о "невозможности дальнейшего выполнения союзнических обязательств".
В этой связи последние поражения на выборах Тони Блэра, Сильвио Берлускони и Дзюнъитиро Коидзуми, во многом стали наказанием за Ирак. И хотя эти выборы не были решающими, однако, они вполне могут стать сигналом для соответствующих правящих политических партий и блоков — "пора менять лидера".
Речь идет об очень прагматичных интересах. Ведь новый лидер, не связанный никакими обязательствами перед Вашингтоном, вполне может заявить о выходе своей страны из "коалиции воли", тем самым восстанавливая позиции своей партии на избирательном фронте. Точно так же король Италии в 43-м году убрал Муссолини, чтобы иметь возможность выйти из уже проигранной войны.
1.0x