Авторский блог Редакция Завтра 00:00 21 июля 2004

ЧЕЧЕНСКАЯ НОЧЬ

| | | | |
Александр Гамаюн
ЧЕЧЕНСКАЯ НОЧЬ
Последнее покушение на нового главу Чечни Абрамова, пожалуй, отрезвило еще больше голов, чем убийство Кадырова. Сергей Абрамов, выбравшийся из подорванного автомобиля, был показан на всех каналах российского и западного ТВ. В пользу России говорило бодрое лицо и жесткая речь российского наместника, которого не сломила атака на его жизнь и убийство охранников. Сам факт этого покушения говорит при этом против версии путинской "пиар"-кампании насчет того, что Москва полностью контролирует обстановку в Чечне и в целом на Северном Кавказе.
Убийство президента республики Ахмада Кадырова, совершенное при свете дня при максимально возможном скоплении народа, тяжелое ранение командующего российских войск в регионе уже показало, что федеральные власти не контролируют ситуацию в Чечне. Это было лишь ударным слогом в слове, вытекавшим из остальных слогов. Постоянные убийства в Чечне глав и членов районных администраций, их родственников. Постоянные атаки на военнослужащих, административные здания, мирных жителей.
Впечатление полного бессилия Кремля на Кавказе усилилось беспрецедентной атакой боевиков на Ингушетию. Подобных катастроф Российская власть на Кавказе еще не испытывала. Наконец, почти удавшееся, чудом не завершившееся гибелью Абрамова, покушение на нового главу республики.
После всего этого, добавив новые теракты в Чечне в отношении российских военных, можно с большим сомнением задаться вопросом. А кто сейчас контролирует обстановку в Чечне, особенно ночью? То, что происходит в горах и на равнине чеченскими ночами, видимо, никак не управляется российской властью.
Выводы после ингушской трагедии, Кремлем были сделаны вполне в духе всей военной политики последних "путинских" лет. Как раньше за гибель военно-транспортного вертолета был отправлен в отставку прославленный российский боевой генерал Виталий Павлов. Так теперь, после катастрофы 22 июн, начался погром в оборонном ведомстве. Отставку Генерала армии Анатолия Квашнина связывают именно с этим погромом. С этим же постингушским погромом связывают и остальные громкие отставки в российских Минобороны, Генштабе и округах. Здесь характерна абсолютная беспомощность Кремля и его администрации. Москва вообще не знает, что ей делать на Кавказе, в армии и ВВ МВД, как обустраивать Чечню. Отпускаются немыслимые деньги из госбюджета, которые исчезают этими самыми чеченскими ночами, как в бездну. Сгруппирована громадная группировка вооруженных сил, силы которой тратятся неизвестно куда. Оголяются все остальные стратегические направления, но при этом в Чечне, куда собираются силы со всей страны, не видно серьезных военных успехов. Только потери, потери, потери…
Сейчас происходит довольно опасный процесс перехвата инициативы в информационной войне силами чеченских сепаратистов и исламскими террористами. Россия не смогла за время после героического взятия штурмом Грозного в 2000-м году предложить чеченскому народу хоть какую-нибудь перспективу. Да и не могла этого сделать. Россия, живущая одной лишь нефтегазовой трубой, не знает, куда ей девать лишних пятьдесят миллионов своих граждан. Для Чечни, так же, как и для Липецка, Курщины, Орловщины или Урала и Сибири, у Кремля нет никаких перспективных планов. Только российские шахтеры, шоферы, учителя и врачи предпочитают морить голодом самих себя, позорясь, выходя на безобидные акции протеста, которые лишь веселят властную элиту. В Чечне и Ингушетии совместными усилиями Минобороны, МВД, ФСБ, правительства и администрации президента удалось добиться того единодушного народного вооруженного протеста. Я, конечно, не смогу ничего доказать с документами в руках, не смогу раскрыть террористическую сеть вместе с боевиками, источниками финансирования, идеологов и посыльных-разведчиков мальчишек. Я могу только утверждать со всей убежденностью, что без массовой поддержки местного населения, террористы не смогли бы воевать ни одного месяца. То, что через четыре года после штурма Грозного и "разгрома" основных и самых крупных бандформирований, банды все еще действуют, говорит о том, что население симпатизирует и активно помогает партизанам. Последние акции боевиков без поддержки народа и внедрения в новые структуры были бы невозможны. Кремль не умиротворил Чечню и не успокоил ее. Новой стратегии в действиях Москвы нам не видно — хаотичное и нелепое движение ужаленного змеёй зверя.
Это еще более опасно на фоне разгорающегося конфликта в Южной Осетии. Пожар войны в пригородах Цхинвала может быть перекинут и в Ингушетию, и в Чечню. Дружба Тбилиси с чеченскими экстремистами давно известна. Связь их американских друзей с мировым терроризмом не вызывает сомнения. Все это значительно ослабляет позиции России на Кавказе вообще и в Осетии в частности.
1.0x