Авторский блог Редакция Завтра 00:00 7 июля 2004

ЖИЛИ-БЫЛИ

| | | | |
ЖИЛИ-БЫЛИ
Как принимает гостей Клара Дмитриевна, не принимает никто. Считая себя человеком света, в чьи обязанности входит и исполнение этого ритуала, она, всю жизнь проработавшая на книжной базе, обзавелась широким кругом нужных знакомых, испытывавших нужду в книгах и тягу к ним. Люди искали с ней встреч, всячески угождали в надежде на получение в будущем желанных фолиантов, считали за честь принимать её у себя.
Клара Дмитриевна, заочно закончившая торговый техникум, знала себе цену и вела себя среди доцентов не как равный среди равных. Нет. Что за глупости? Докторов наук, заслуженных деятелей и пр. в городе — как собак нерезанных. А книжная база — одна. И товаровед — лицо исключительное. Соответственно этому осознаваемому статусу и было поведение хозяйки книжной горы.
По гостям ходить она любила, но принимала приглашение далеко не каждые. Ещё чего! Зазовёт какая-нибудь врачишка из поликлиники, бывшая одноклассница, а потом между жарким и тортом "Наполеон" законючит: "Кларочка, сын в этом году заканчивает школу. Нельзя ли достать справочник для поступающих в вузы?" А это — дефицит. Его и пару книг Пикуля можно обменять в обувном на талон на сапоги югославские.
Клара Дмитриевна любила ходить по гостям солидным: главврачам, деканам, завбазами. Проблем с подарками к любому званому торжеству не было. "Книга — лучший подарок" было для посещаемых ею людей абсолютной истиной.
Обставляя каждый свой визит как большую честь для хозяев, Клара Дмитриевна, попадая в дом, шла осматривать квартиру, делая критические замечания, в которые вкладывала понахватанные из поступающих на базу книг знания, называя это самообразованием: "Хоть я и закончила только техникум, чего никогда не скрываю, но всё время пополняю багаж своих знаний сведениями из разных научных областей".
— У вас гостиная получилась полистилевой,— указывала на разнобой в оформлении председателю приёмной комиссии исторического факультета.— Шторы "ампир",— махала в сторону пошитых женой учёного занавесок с воланами,— и восточные мотивы, женское начало инь,— указывала на китайское шёлковое покрывало, которое было счастливо куплено по случаю на праздничной распродаже,— вносят диссонанс в отношения, могут вызвать дисгармонию в супружеской жизни. Вы наверняка замечали, что порой раздражаетесь на супруга, так ведь? Советую вам либо сменить шторы, либо покрывало выдержать в стиле ампир. Да и люстра из хрусталя, вы уж меня извините, полное ретроградство. Сейчас вешают конструктивистский модерн.
Каждое подаваемое блюдо сопровождалось замечаниями взыскательного вкуса. К оливье хорошо бы добавить рубленные мелко маслины. Придаёт пикантности. В духовку, когда пеклась курица, нужно было поставить залитый водой поддон, куда положить семена тмина. Аромат мяса птицы был бы совсем другим. Красное вино подают с сыром с крупными дырками, и не в фужерах, а в длинных узких бокалах на тонких ножках.
После гостевания Клары Дмитриевны полгорода знало, что зав.кафедрой системного анализа, хотя и доктор наук, но кровать поставил неправильно: изголовье у него совсем не по науке смотрит на север. И шампанское там пьют, как босяки, из стаканов, хотя и тонкого стекла. Да и кровать-то, кстати говоря, не двуспальная, как полагается у нормальных супругов, а две односпальные, разделённые стоящей между ними тумбочкой с настольной лампой. Видимо, вместо исполнения супружеских обязанностей книжки перед сном читают. Удивляться этому, впрочем, нечего, поскольку вокруг зав.кафедрой в институте всегда толкутся молоденькие студентки. Да и как порой приходится девицам сдавать зачёты и экзамены, ни для кого не секрет.
Когда произошла известная смена эпох, и сочетание "товаровед книжной базы" перестало быть волшебным, Клара Дмитриевна устроилась в социальный oтдел, что было несравнимо по возможностям с прежним положением, но позволяло поддерживать кое-какой общественный статус и держать в некоторой зависимости тех или иных людей, к которым она ходила в гости и кое-когда принимала у себя.
Доподлинно знающая, что добавлять для пикантности вкуса в любое блюдо, как запекать птицу и мясо, Клара Дмитриевна уставляла свой стол исключительно магазинной снедью. В искусстве накрывания стола она достигла совершенства! Прежде всего, он не раздвигался, и его небольшая площадь позволяла создать иллюзию изобилия даже малым количеством тарелок и приборов. "Опять стол ломится!— восклицала радушная хозяйка, глядя на пару тарелок с колбасой и сыром, маринованными огурцами и покупными пельменями,
Этим изобилующая хитрость не ограничивалась. Тонко нарезанные колбасы, сыр укладывались на тарелки не в нахлёст, а на стык, бочок к бочку. И 4-5 кусочков "докторской", так искусно разложенных на блюде, занимали полстола. Приступившие к трапезе гости, взяв по кусочку чего бы то ни было, тут же опорожняли тарелки, и Клара Дмитриевна вновь гостеприимно восклицала: "Как хозяйке приятно, когда гости охотно едят! Такой аппетит с собой принесли! Сейчас я ещё подложу". Опустошённое от ста граммов сервелата или сыра блюдо уносилось, приносилось таким же образом наполненное, но гости, чувствуя себя уличёнными в обжорстве, уже и не притрагивались ни к чему...
Переходили к духовному общению, что Клара Дмитриевна всячески за своим столом приветствовала, считая духовную пищу для людей света важнее всего. Гости, впрочем, не засиживались и за духовным общением, поскольку пустые желудки настойчиво звали домой.
О каждых посиделках Клара Дмитриевна потом долго рассказывала, сообщая о своих гостях много интересного: "Ведь вот Пётр Николаевич из пенсионного так много ест, а худой; "краковской" три куска съел, да пельменей штук тридцать. Как влезает в него! А жена у него как похудеет, если ещё больше мужа ест? Сыр — кусок за куском. Да пельменей с полтазика умела. Конечно, я гостей всегда шикарно принимаю, лучшими продуктами угощаю, вот они у меня без удержу и едят. Дома ведь сейчас у многих пища очень скромная, так они в гостях у меня стараются наесться. Меня это очень радует как хозяйку, пусть едят".
Клара Дмитриевна с опытом товароведа и бухгалтера, подсчитывая съеденное каждым гостем, держит все цифры в уме, смело умножает их на 4-5, и рассказывает о вечеринке, оперируя уже полученными в итоге математической операции. Сказывается и привычка к припискам.
Ходить в гости и изредка принимать у себя Клара Дмитриевна не только считает обязанностью светского человека, но и любит из-за "духовных причин" — чтобы после рассказывать всем и вся обо всём и всех.
Анна СЕрафимова
1.0x