Авторский блог Редакция Завтра 00:00 30 июня 2004

ДЖИНН ИЗ БУТЫЛКИ Новый Земельный кодекс против Подмосковья

| | | | |
Анна Измайлова
ДЖИНН ИЗ БУТЫЛКИ Новый Земельный кодекс против Подмосковья
Подмосковная власть вслед за федеральной узаконила продажу земли. Закон "об обороте земель сельхозназначения" писали полтора года. Власть устала, и документ приняли сырым — об этом на Старой площади говорят открыто. Каким образом новый закон отрегулирует "теневой рынок земли" объемом в сотни миллионов долларов — не ясно. Известно лишь, что теперь на законном основании разрешено строить коттеджи прямо на пашне.
ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ
Поскольку земля под жильем всегда дороже, чем под пашней, механизм скупки полей под коттеджи земельными спекулянтами разработан давно. Вот как это происходит, скажем, в Серпуховском районе. До перестройки именно этот район кормил Москву свежими овощами, поставляя в столичные магазины четверть всей картошки, капусты, свеклы и моркови. Однако, начиная с 2000 года из 26 тыс. га пашни засевалась лишь восьмая часть, а молочное стадо пало от бескормицы. У семи обанкротившихся колхозов началась скупка земельных паев. Перед крестьянами замаячили времена крепостного права — куда же идти, как не в услужение к новым русским, построившим на колхозных землях свои особняки? Серпуховский совхоз "Турово" попал под банкротство именно потому, что его земля, 6000 га,— стала лакомым куском. Официально оформленный земельный пай обходится в "штуку" баксов, и понятно, что у серпуховских бабушек таких денег нет и отродясь не было. Зато "внешний управляющий" обанкроченного совхоза получил возможность на вполне законном основании распоряжаться землей, на которой трудились и считали своей две с половиной тысячи человек! Новый закон об обороте сельхозземель в этой ситуации окончательно развязывает руки. Теперь паи можно просто продать, забыв о безработных крестьянах.
Один из "широко известных в узких серпуховских кругах" авторитетов по кличке Граф еще в конце 90-х годов начал активно скупать земельные паи. Говорят, он приезжал к пенсионерам и предлагал: "либо пай продавайте, либо — ваш дом сгорит". За каждую из "скупленных" таким образом 320 соток "ушлый парень" платил по 7-8 тыс. рублей. Когда же местные "служители порядка" спросили, зачем он это делает, Граф ответил: "А я землю потом буду продавать. Скоро это разрешат на законном основании. Моя сотка будет стоить триста-четыреста долларов." Сегодня у этого "бизнесмена" под контролем находится сорок с лишним тысяч соток. Вы представляете, какие сумасшедшие деньги он теперь "заработает"?!
Вот что об обороте сельхозземель говорит председатель комиссии по коррупции и депутат Серпуховского районного совета, директор совхоза "Туровский", Михаил Волков:
"У нас — море неблагоустроенных земель, так нет, лезут на пашню. Видимо, потому, что через систему земельных паев эту землю легко "прибрать к рукам" и дальше вести ее перепродажу. Да и затраты при постройке коттеджей на пашне несоизмеримо меньше, чем те, которые необходимы на бросовых землях. А вот экономическая выгода от коттеджей— спорный вопрос. Многие коттеджи регистрируются как недострой, да и деньги от строительства дома на практике идут не в госбюджет, в конкретный карман".
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТВЕТИТ?
О том, что на полях Подмосковья будут возводиться коттеджи, известно давно. Еще прежний вице-губернатор Подмосковья Михаил Мень, возглавлявший Земельную комиссию, любил в своих интервью приводить примеры, связанные с Европой. Вот, говорил он, вокруг красивейшей европейской столицы, Парижа,— развиваются именно жилищные проекты, а фрукты и овощи выращивают во французской глубинке. Эта рыночная тенденция пришла и в Россию, и вокруг Москвы со временем вырастет свое "Подпарижье", густо заселенное ИЖС, а фрукты и овощи надо выращивать на дешевой земле". Депутаты-либералы из Мособлдумы с готовностью подхватили эти слова: "Россия — открытое государство. Уж если наладили поставки колбасы из Европы, фруктов из Аргентины и куриных окорочков из США, то неужели не сможем завозить картошку и морковь из Владимирской и Ярославской областей, а также из Беларуси и Украины?"
Но есть резонные возражения. Член комитета Мособлдумы по вопросам народохозяйственного комплекса и инфраструктуры Павел Лыков говорит так:
"Подмосковье способно на 70% обеспечить Москву продовольствием, не говоря уже о себе. Зачем же отказываться от этой возможности? Зачем тратить деньги на дорогостоящий транспорт и энергоносители? Зачем завозить питание с консервантами? А такие продукты, как диетическое яйцо, везти из-заморя вообще бессмысленно. Я считаю, что мэр Москвы и наш губернатор должны вначале определить, сколько земли следует зарезервировать под сельское хозяйство, и наметить на карте эти районы. А уж потом распродавать остальную пашню под коттеджи…"
Ключевое решение "переводить—не переводить землю из пахотной под ИЖС" монопольно принимает правительство Московской области, а это — конкретные люди со своими не менее конкретными интересами. Закон вроде бы призывает защищать права сельхозпроизводителей, и запрещает переводить в любые категории ценные пахотные земли с кадастровой стоимостью выше 10% среднего районного уровня. Однако уже возник ряд прецедентов, когда самые что ни есть плодородные земли: мелиорированные, на пойме, в низовьях рек, у которых реальная стоимость превышает на 50% среднюю, — оценивались правительством Подмосковья… ниже кадастровой стоимости и переводились в земли под ИЖС.
Другой бюджетный "прокол". Если поднять бумаги подмосковного Минфина, то окажется, что земля подчас продается даже не по рыночной цене, а ниже нормативной! В итоге вместо прибыли от "золотой земли" бюджет получает убытки! Тенденция оборота сельхозземли видна на примере земель иного целевого назначения. Тут простая арифметика, говорящая самая за себя. В прошлом году правительство Московской области продало 2,5 тыс га, допустим, по средней цене 1000 долларов за сотку. То есть госбюджет должен был получить 250 млн долларов или 7,3 млрд. рублей. Вопрос к Минфину: получили они такие деньги? Нет, у Минфина в отчете значатся другие, весьма скромные суммы. Что получается? Либо "рыночных" денег не было изначально, и земля шла по цене ниже нормативной, либо "рыночные рубли" незаметно перетекли в чьи-то карманы. Так что, называя землю Подмосковья "золотым ресурсом", надо уточнять, чьим именно — государства, или же конкретных чиновников, распределяющих этот ресурс от имени государства.
Рассказывает член комитета по бюджету, а также член комитета по вопросам землепользования и природным ресурсам Олег Безниско:
Я был в рабочей группе по этому закону, но в итоге голосовал против. Мы защитили права госвласти, прописав, что вся ответственность за перевод пахотной земли в землю под ИЖС возлагается на Правительство области, но при этом мы забыли обычных людей. Неизвестно, каким образом частные лица могут реализовать свои права на землю, кроме банальной продажи. Нет механизма! А ведь Правительство выращивать овощи не захочет! В этом архиважном законе права частных лиц не защищены — значит, и сельского хозяйства у нас не будет.
Новый закон, разрешивший возведение коттеджей на пашне, носит воистину антикрестьянский характер… Конечно, при этом всегда можно возразить, что за прогресс необходимо платить, бесплатный сыр бывает только в мышеловке и прочее. Но есть еще один, не менее важный вопрос: готова ли сама область к тотальной коттеджизации?
"ИХ ГОРОДКИ" И ЭКОЛОГИЯ
Надо сказать, что современная инфраструктура Подмосковья не рассчитана на строительство множества коттеджных поселков. В генеральном плане развития области, который крупными мазками прочерчивает сеть дорог, связи, водоснабжения, энергетики региона, отсутствуют новые "пятна урбанизации". До принятия "сельхоззакона" это вообще не было нужно. А вот теперь происходит следующее. В 2003 году в генплан развития Подмосковья заложили 88 млн. рублей, теперь этих денег уже недостаточно. Стихийная застройка ускорится в разы. И может выйти так, что потом под новым коттеджным поселком правительство области вынуждено будет копать трубопровод, или же над ним тянуть линию ЛЭП… вопреки, естественно, желаниям жильцов. И что тогда делать с "экономически выгодным проектом"— ИЖС? Сносить дома "новых русских"? Переделывать план? Выкупать землю у частников? Веселенькая футорология получается, правда? Добавьте к этому проблему водоснабжения. Пока она решается на местах бурением скважин, но где гарантии, что в результате не изменится режим грунтовых и артезианских вод, не начнутся провалы почвы и т.п. катаклизмы?
Об этом депутат земельного комитета Мособлдумы Павел Грудинин сказал так:
"В Европе запрещается переводить сельхозземлю под землю поселений, пока не внесены изменения в генеральный план региона и не определена черта поселения".
Но его слова пропустили мимо ушей: то — в Европе. А в России ключевое слово — "спонтанно". Когда у нас посреди колхозного поля вырастает особняк и к нему начинают прокладывать инженерные коммуникации, никто этому особо не удивляется. Но ведь основной "скелет" инфраструктуры выстраивается под госконтролем и именно засчет госкармана! Послушаем мнение того же Павла Лыкова, наизусть знающего генплан области:
"Мы приложим все усилия, чтобы проектирование инфраструктуры области в ближайшие полтора года завершили. Чтобы те, кто дачи строит, знали, какие по их земле пойдут коммуникации. Если же мы опоздаем, то не они под нас, а мы под них будем подлаживаться. Власть, зависящая от частников, — как вам это понравится? А вообще, надо думать в первую очередь о жителях Подмосковья, а не о "перелетных птицах"— дачниках. Надо укреплять инфраструктуру старых городов, она изношена…"
Изменение целевого назначения земли зависит от правительства области, но всё решается в индивидуальном порядке. Поэтому речь идет просто об укреплении инфраструктуры. Специфика тут такая. Водопроводная сеть. Есть программа "Чистая вода", но она не финансируется. На заседании Мособлдумы было сказано, что деньги исчезают где-то на уровне замов Громова. У нас есть Юго-Восточный заборный узел, от "Мосводоканала" на который ложится вся нагрузка. Есть — Южный, который не строится из-за банального отсутствия денег. И дачники тут не подмога, как не подмога и в вопросе электроснабжения области. Нет уверенности, что власти сумеют быстро электрифицировать новые поселки. Ведь и сегодня есть районы, где вместо 220 Вт подается напряжение 120 Вт, и люди постоянно пишут письма, жалуясь на "Мосэнерго", что сидят без света.
Раньше был отчетливый генплан области, а теперь многих объектов просто не видно. Может создаться курьезная ситуация — "новых русских" будут благоустраивать за счет госбюджета. Нелепо, правда? Но возможность-то такая существует!
С дорогами проще. Небольшие дороги к поселкам можно провести на взносы дачников. Примерно так же решается и проблема газификации. Людям, постоянно проживающим в сельской местности, следует газ проводить бесплатно, а вот дачники пусть проводят газ за свой счет.
Экология. Весь московский мусор везут в область, поскольку в Москве его складировать негде. Но теперь назревает проблема с мусором урбанизированной области. Думаю, надо поставить заводы по переработке отходов, как в Петербурге. Подмосковных полигонов бытовых отходов, когда мусор просто закапывают в землю, на всех "новых горожан" региона не хватит.
Слабость инфраструктуры, совсем не рассчитаной на спонтанно вырастающие коттеджные поселки, — лишь одна тревожная перспектива. Другой футорологический мираж — в том, что начало урбанизации области станет прологом к объединению Москвы и Подмосковья. Ключевые звенья инфраструктуры области: водоснабжение (Мосводоканал) энергоснабжение (Мосэнерго) и транспорт (Московская железная дорога),— связаны с бюджетом Москвы, а значит, и развитие инфраструктуры области напрямую зависит от "старшего" брата— мегаполиса. Это — тяжелая зависимость. Конгломерат же Москвы с Подмосковьем, где будет "крутиться" 90% всех денег страны, может обеспокоить и президента РФ, в окружении которого давно циркулируют идеи "многостоличности", децентрализации управления Россией. Ибо контролировать слияние банковского капитала двух крупнейших субъектов Федерации даже президенту РФ будет крайне сложно.
Вот какого джинна из бутылки на самом деле выпустили подмосковные законодатели, приняв вроде бы "вполне естественное" решение об обороте сельхозземель. С какими последствиями закона придется столкнуться, как себя поведет этот джинн, еще никто толком не знает, но многие уже испуганы. И всерьез.
1.0x